Interested Article - Ковуи

Ковуи тюркское население лесостепной зоны среднего Приднепровья XI XIII веков , откочевавшее в пределы Руси после занятия половцами .

Четвёртое по величине и значимости внутри чёрных клобуков (после печенегов , берендеев и торков ) , находящееся в зависимости от киевских и черниговских князей.

Происхождение

Этноним ковуи представляет собой русский вариант произношения имени тюркского племени кайи , при этом согласно А. В. Суперанской происхождение названия города Киев также связано с племенем кайи (кай, кый) . Согласно историческому труду хивинского хана и историка Абу-ль-Гази « Родословная туркмен », племя кайи ведет свое происхождение от древнего героя прародителя туркмен ( огузов ) Огуз-хана . Й. Маркварт полагал, что племя кайи (каи) было племенем первоначально монгольского происхождения . Ряд других авторов включает племя каи наряду с баяут (баят) и баяндур в число огузских племён, имеющих монгольское происхождение .

История

Ковуи упоминаются летописью несколько раз.

Под 1151 году ковуи участвовали в борьбе Изяслава Мстиславича с Юрием Долгоруким на стороне Изяслава. В 1161 году ковуи участвовали в борьбе Мстиславичей против Изяслава Давыдовича . В 1168 году ковуи ( Бастеева чадь ) были посланы Мстиславом Изяславичем под началом Михаила Юрьевича на помощь Роману Мстиславичу в Новгород .

В 1185 году в связи с походом новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев под непосредственным руководством черниговского воеводы Ольстина Олексича . Возможно, , , , , и , упомянутые в « Слове о полку Игореве », являются семьями, выделявшимися из среды ковуев или торков .

Самое имя Торковъ , Берендеевъ , Ковуевъ и другахъ племенъ тюркскаго происхожденія, жившихъ въ Кіевской губернія , исчезло изъ памяти народной, хотя въ лѣтописи нѣтъ слѣдовъ ихъ ухода или истребленія, и многія лица малороссійскаго казачества сильно напоминаютъ собою азіятскій обликъ этихъ исчезнувшихъ народцевъ.

Степан Васильевич Ешевский , Русская колонизация Северо-восточного края, «Вестник Европы», № 1, 1866 год.

Примечания

  1. Плетнёва С. А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  2. Д.Еремеев. . Москва: Наука (1971). Дата обращения: 8 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  3. . — Педагогика, 2007. — С. 42. 4 октября 2020 года.
  4. А. В. Суперанская . Словарь-справочник тюркских родо-племенных названий. М. , 1994. Ч. 1-2. 466 с. (в соавторстве с И. Н. Лезиной). « Как свидетельствуют этнографы, этнически „чистых“ народов нет и не может быть. Наоборот, новые народы возникают из этнических смешений двух или нескольких народов, обычно усваивая лучшие черты каждого. Существует множество народных преданий о том, что начало какого-нибудь народа было положено двумя (или несколькими) братьями… По-видимому, нечто подобное кроется и за легендой о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди. Родоплеменное имя Кый (Кий) принадлежало древнейшим тюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркоязычных народов ».
  5. Абу-ль-Гази. . www.vostlit.info. Дата обращения: 5 октября 2019. 9 марта 2020 года.
  6. Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — С. 406.
  7. Бабаев С. К., Гузеев Ж. М. . — Эльбрус, 2000. — С. 85. — 246 с. 21 октября 2020 года.
  8. Толстов С. П. . www.opentextnn.ru. Дата обращения: 23 августа 2019. 1 сентября 2019 года.

Ссылки

  • Бережков Н. Г. , «Хронология русского летописания»
Источник —

Same as Ковуи