Interested Article - Тюильри
- 2021-06-30
- 1
Тюильри́ ( фр. Tuileries , IPA : [tɥilʁi]), устаревшая русская передача Тюльери ) — королевский и императорский дворец в центре Парижа , составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром . Дворец был парижской резиденцией большинства французских монархов, от Генриха IV до Наполеона III , пока не был сожжён Парижской коммуной в 1871 году.
Из Тюильри 20 июня 1791 года бежали из Парижа Людовик XVI и Мария-Антуанетта , а в XIX веке — императрица Мария-Луиза 29 марта 1814 года, короли Людовик XVIII с началом « ста дней », Карл X в июле 1830 года , Луи-Филипп и герцогиня Орлеанская 23 февраля 1848 года , а также императрица Евгения 4 сентября 1870 года.
Дворец состоял из центрального корпуса («павильона») Часов и двух соединённых с ним флигелей — т. н. павильонов Марсан и Флоры. Он замыкал с западной стороны дворик Лувра, который после его сноса превратился в открытое пространство, начинающее собой историческую ось . Прямо перед главным входом высилась арка Каррузель , прославляющая победы Наполеона . На месте основной части дворца теперь одноимённый парк . Павильоны Марсан и Флоры сохранились и входят в состав комплекса Лувра.
Строительство
Название объясняется тем, что в Средние века на месте Тюильри добывали глину , из которой здесь же в специальных печах получали черепицу ( фр. tuile ). Инициатива строительства отдельного дворца рядом с Лувром принадлежала вдовствующей королеве Екатерине Медичи , желавшей всегда быть рядом со своими венценосными сыновьями. Строительство в ренессансном стиле было поручено в 1564 году Филиберу Делорму , который руководил проектом до 1570 года. Проект Тюильри был упомянут в его трактатах по архитектуре, однако доподлинно не установлено, каким был его первоначальный замысел . Екатерина Медичи принимала непосредственное участие в планировании и надзоре за строительством
Екатерина Медичи, любившая балы, музыку и театральные представления, отводила Тюильри роль увеселительного ансамбля, который изначально создавался как прежде всего как пространство празднеств и торжественных приемов, а уже потом — как пространство повседневной жизни. Эта особенность получила прямое отражение в его композиции, внешнем облике и внутренней планировке .
По своему типу Тюильри относился к типу дворцов с двойными корпусами, которые образованы двумя примыкающими друг к другу и идущими параллельно цепочками помещений. На плане дворцового комплекса несколько пересекающихся корпусов и павильонов образовывали пятичастную композицию с большим квадратным двором в центре и четырьмя малыми дворами, разделенными овальными залами, по сторонам от него. Галерея, капелла, жилые покои и лестница в Тюильри располагались в корпусах и павильонах вокруг центрального двора. Системы апартаментов дворца, включающая зал, две приемные, спальню, кабинет и гардероб, были расположены в угловых павильонах и во внутренней части сдвоенных корпусов. Число галерей в Тюильри было таково, что позволяло обойти весь дворец по периметру, а сами галереи представляли собой простые переходы-коридоры, предназначенные лишь для торжественных процессий. Бальный зал во дворце был смещен в левую часть западного крыла, уступив первенство двум овальным залам, предназначенным, по-видимому, для грандиозных представлений, совмещающих пение, балет, театральное действо и декламацию. В Тюильри для короля и королевы-матери также предназначались две одинаковых капеллы в восточном крыле .
Одной из особенностей Тюильри, в отличие от большинства королевских замков XVI века, являлась полихромия фасадов. Роскошь и помпезность расценивались Екатериной Медичи как наглядный эквивалент могущества королевской династии, и потому при строительстве Тюильри по её настоянию применяли только редкие и ценные материалы: тесаный камень, цветные мраморы и золоченую бронзу. На парковом фасаде Тюильри доминировали чередование разновысотных элементов — окон аттикового этажа и прямоугольных панно, увенчанных треугольными фронтонами на консолях. Вплотную примыкая друг к другу, они создают композицию со сложным ритмом вертикалей .
Несмотря на недостроенность, Екатерина Медичи часто бывала во дворце. Она проводила там банкеты и торжества, а также любила гулять в саду .
На время строительства загородного Версаля Людовик XIV избрал Тюильри местом пребывания своего Двора. За это время дворец был расширен и соединён переходом с Лувром. Эти работы, проведённые в 1664—1670 года, курировал Луи Лево . Регулярный парк перед дворцом распланировал Андре Ленотр . После переезда Двора в Версаль монарх наведывался в Тюильри только ради театральных представлений. По настоянию Регента Филиппа II с 1716 по 1722 годы во дворце проживал малолетний король Людовик XV .
Парк Тюильри
Одновременно со строительством дворца был разбит парк Тюильри . Изначально он был спроектирован в итальянском стиле и представлял собой некое подобие флорентийских садов, принадлежавших дому Медичи . Новый парк плотно примыкал к территории дворца и создавал дворцово-парковый комплекс . В дворцовом саду Екатерина Медичи намеревалась устроить разветвленную сеть каналов для катания на лодках . Впоследствии сад перенёс множество изменений, однако его главная реконструкция состоялась в 1664 году, когда ландшафтный архитектор Андре Ленотр спроектировал центральную ось парка, плавно переходящую в проспект (будущие Елисейские Поля ). Здесь были установлены театральные подмостки, два объёмных бассейна и цветочные клумбы . Вдоль берега Сены , где находился дом Ленотра, была построена терраса .
По словам французского военачальника маршала Таванна, именно в саду Тюильри королева планировала Варфоломеевскую резню , в ходе которой в Париже были зарезаны тысячи гугенотов .
Зал машин
В 1659 году в северном крыле дворца Тюильри начали строить театр, который рассчитывали открыть к свадьбе Людовика XIV и Марии Терезии Испанской . По заказу кардинала Джулио Мазарини проект разработал специально выписанный из Модены архитектор и театральный художник Гаспаре Вигарани. Однако строительство затянулось, и театр был закончен в 1662 году, спустя два года после свадьбы. Зрительный зал театра был прямоугольным, длиной 30 метров, шириной 17, высотой 15 метров. Наклонный партер с его прямыми рядами был охвачен бельэтажем, высокие боковые ступени которого соединялись напротив сцены амфитеатром. Над амфитеатром, на оси симметрии, нависал просторный королевский балкон — прототип аналогичных лож в оперных театрах Вены и Неаполя . Отделка была мраморная, с обильной позолотой, потолок украшала роспись Ноэля Куапеля по эскизам Шарля Лебрена . Вместительность зала в разных источниках называлась разной — от 4 до 8 тысяч мест. Под сценическим пространством находился пятиметровой подвал, оснащенный современными машинами, благодаря которым менялись декорации, а действующие лица могли внезапно возникать из-под сцены, возноситься в небеса и так же неожиданно проваливаться вниз. Благодаря этой технике театр Тюильри и стали называть Залом машин. Премьерным показом в театре стала опера «Влюбленный Геракл» Франческо Кавалли , состоявшаяся 7 февраля 1662 года. Однако парижская аудитория назвала её скучной, оценив только декорации Вигарани и балеты, которые с участием Людовика XIV, вставленные в оперу .
-
Тюильри, Лувр и Большая галерея в 1615 году
-
Вид на дворец из внутреннего двора Лувра (1859)
-
Тюильри с садом, Лувр — план-схема (1860)
Великая Французская революция
Дворец Тюильри связан с важнейшими событиями Великой Французской революции . После начала волнений в 1789 году Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта вынуждены были покинуть ненавистный народу Версаль и обосновались в Тюильри (фактически под домашним арестом ).
Попытка королевской четы бежать в Варенн в июне 1791 года обернулась неудачей. Заняв Тюильри 10 августа 1792 года, восставшее население Парижа низвергло монархию. В ноябре конвент принял решение открыть «железный шкаф» во дворце, где хранилась секретная переписка короля. Обнародование этих бумаг ускорило казнь низложенного монарха.
В дворцовом манеже поочерёдно заседали представительные органы Первой республики — Учредительное собрание , Конвент и Совет пятисот — пока последний не переехал в 1798 году в Бурбонский дворец .
Дворец при Наполеоне и его преемниках
Новая блистательная эпоха начинается в истории дворца с приходом к власти Бонапарта . Водворившись в Тюильри в феврале 1800 года, первый консул объявил его своей официальной резиденцией и приступил к сооружению северного крыла. Персье и Фонтену было поручено переоформить обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи , получившем название ампир . Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном неогреческом стиле (проект разработал П. П. Прюдон ). У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка к 1808 году (со стороны Лувра).
Во время революций 1830 и 1848 годов народ брал Тюильри штурмом. С каждым десятилетием дворец всё более воспринимался как символ монархического режима. Наполеон III ввиду увлечённости его супруги фигурой Марии-Антуанетты также предпочёл остаться в Тюильри . При нём было наконец достроено северное крыло Лувра вдоль улицы Риволи . К концу 1860-х годов Лувр и Тюильри составляли единый дворцовый комплекс.
Уничтожение
23 мая 1871 года, во время подавления Парижской коммуны , 12 человек по приказу бывшего главного военачальника коммуны Жюля Бержере подожгли Тюильри, используя нефть, жидкую смолу и скипидар. Пожар длился 48 часов и полностью уничтожил дворец, за исключением стен с фундаментом, павильона Флоры и триумфальной арки на площади Каррузель . Купол дворца был заминирован взрывчаткой, заложенной в центральном павильоне, и взорвался во время пожара пожара. В своей записке Комитету общественной безопасности Бержере заявил: «Последние остатки королевской власти только что исчезли. Я желаю, чтобы то же самое произошло со всеми общественными зданиями Парижа» . Лишь 25 мая парижским пожарным командам удалось ликвидировать пожар. Библиотека и другие части Лувра также были подожжены коммунарами и разрушены, однако музейные экспонаты удалось спасти усилиями пожарных. В отличие от Лувра, также пострадавшего от огня, правительство Третьей республики решило не восстанавливать символ королевской и императорской власти в сердце Парижа.
Руины простояли 11 лет, пока шли дебаты об их дальнейшей судьбе. Несмотря на протесты знатоков искусства, включая Жоржа Эжена Османа , в 1882 году парламент высказался за то, чтобы продать обгоревший остов здания за 33 тысячи золотых франков под снос . Разборка дворца продолжалась с февраля по сентябрь 1883 года. Отдельные фрагменты были впоследствии использованы при строительстве виллы Ла-Пунта близ Аяччо на Корсике , который по сути является реконструкцией павильона де Буллан . Фронтон внутреннего двора центрального павильона был перенесён на площадь Жоржа Каена в Париже. Другие части Тюильри находятся в саду дворца Шайо , Лувре, ряде других городов Франции, а также в Италии , Германии и Эквадоре .
Современность
От дворца уцелели павильон Флоры и павильон Марсан, соединённые переходами с Лувром. Павильон Флоры на берегу Сены , у Королевского моста , построенный при Генрихе IV и полностью перестроенный Наполеоном III, в годы революции служил местом собраний Комитета общественного спасения . Павильон мадам де Марсан (воспитательницы внуков Людовика XV) вдоль улицы Риволи приобрёл свой нынешний вид при Бонапартах.
-
Павильон Марсан
-
Павильон Флоры
С 2003 года ведутся общественные дебаты о необходимости воссоздания павильона Часов (то есть собственно снесённого дворца) для расширения выставочных площадей Лувра и восстановления исторической оси , которая традиционно упиралась именно в фасад Тюильрийского дворца, а не Лувра, как сейчас .
В 2006 году реконструкция дворца Тюильри оценивалась в 300 миллионов евро. Планировалось, что работы будут проводиться за счёт частных пожертвований и ничего не будут стоить французским налогоплательщикам. Тогдашний президент Франции Жак Ширак призвал к дискуссии по этому вопросу .
См. также
Примечания
- ↑ (нем.) — 1994.
- ↑ Екатерина Булгакова. «Фантастические» проекты французской короны в архитектуре 1560–1570-х годов: Тюильри, Шарлеваль, Шенонсо // Искусствознание. — 2009. — № 1—2. — С. 196—217. — ISSN .
- Knecht, R. J. Catherine de' Medici. — London and New York: Longman, 1998. — С. 228. — ISBN 0-582-08241-2 .
- , с. 335.
- Чередниченко О. . — Litres, 2017-09-05. — 341 с. — ISBN 9785457827271 .
- ↑ Попова Я.А., Шкотова О.В. Анализ благоустройства парковой структуры // Инновационная наука. — 2020. — № 1. — ISSN .
- Конурина Г.А., Родэ Ю.С. Сады Андре Ленотра // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2017»: сборник материалов Часть 2. — 2017. — С. 174—176.
- , с. 336.
- Александр Степанов. // Opera musicologica. — 2015. — № 2 [24]. — С. 4—15.
- Сергей Нечаев. . — Litres, 2017-09-05. — 457 с. — ISBN 9785457688407 . 22 января 2018 года.
- Жан-Франсуа Солнон. . — Litres, 2017-09-05. — 595 с. — ISBN 9785457724365 . 22 января 2018 года.
- "Paris". Encyclopædia Britannica . Vol. 17 (14th ed.). Chicago: Encyclopædia Britannica, Inc. 1956. p. 293.
- ↑ Samuel, Henry (14 August 2006). . The Telegraph . из оригинала 12 января 2022 . Дата обращения: 3 августа 2016 .
- , pp. 36–37.
- . Pagesperso-orange.fr.
- Van Cappel de Premont, François . Дата обращения: 17 марта 2013.
- (фр.) 4. Éditions du patrimoine (27 октября 2016).
- (фр.) . Linternaute.com (9 декабря 2006).
- [Will the Tuileries Palace Rise From Its Ashes?]. La Croix (фр.) . 14 September 2008. из оригинала 14 сентября 2008 . Дата обращения: 1 июля 2015 .
Литература
- Jacquin Emmanuel. Les Tuileries, Du Louvre à la Concorde. — Paris: Editions du Patrimoine, Centres des Monuments Nationaux, 2000. — ISBN 978-2-85822-296-4 .
- Leonie Frieda. Catherine de Medici. — London : Phoenix, 2005. — ISBN 0-7538-2039-0 .
- 2021-06-30
- 1