Interested Article - Холлар, Вацлав

Ва́цлав (Венцель, Венцеслав) Хо́ллар (также Голлар ; чеш. Václav Hollar ; 13 июля 1607 , Прага 28 марта 1677 , Лондон ) — чешский гравер и рисовальщик .

Биография

Майнцский собор (1632)

После захвата Праги во время Тридцатилетней войны семья Холлара разорилась и Вацлав, намеревавшийся стать юристом, решил учиться на художника. Самые ранние его работы, дошедшие до нас, датируются 1625 1626 годами . Это небольшие гравюры , одна из которых — копия картины Альбрехта Дюрера «Мария с младенцем». Творчество Дюрера оказало сильное влияние на Холлара.

В 1627 году Холлар отправился во Франкфурт , где работал под руководством швейцарского гравёра и издателя Маттеуса Мериана Старшего , затем переехал в Страсбург , а в 1633 года — в Кёльн .

Кентерберийский собор (1643—1644)

В Кёльне на Холлара обратил внимание известный коллекционер и любитель искусства Томас Говард (21-й граф Арундел ), пребывавший в то время у двора императора. С ним Холлар посетил Вену и Прагу и в 1637 году прибыл в Англию , ставшую его домом на многие годы . Холлар проживал в доме графа, но работал не только для него, а вынужден был сотрудничать с издателями, от которых зависел.

Страсбургский собор (1650)

В первый год пребывания в Англии он создал для одного из продавцов гравюр величественное произведение «Вид Гринвича» длиной около 1 метра и получил за неё 30 шиллингов . Позже Холлар зафиксировал цену за свою работу в размере 4 пенсов за час и замерял время с помощью песочных часов. После начала в 1642 году гражданской войны (см. Английская революция ) лорд Арундел покинул Англию и Холлар перешёл на службу к герцогу Йоркскому [ какому? ] , переехав к нему вместе с женой и двумя детьми.

Вместе с другими деятелями искусства, Иниго Джонсом и , Холлар находился в замке Basing House (графство Хэмпшир ), в котором укрылись сторонники короля Карла I во время осады (продолжалась до 1645 года). В 1643 1644 годы он создал несколько сотен гравюр, что говорит о его поразительном трудолюбии. Холлар был пленён, но позже либо бежал, либо был освобождён, присоединился к лорду Арундел в Антверпене и оставался там 8 лет (1644— 1652 ). Это было время расцвета его творчества, он создавал прекрасные гравюры разных типов. В 1652 году он вернулся в Лондон и жил у гравёра Уильяма Фейторна около ворот на западной окраине Лондона.

В последующие годы были изданы многие книги с иллюстрациями Холлара: «Вергилий и Гомер» Джона Огилби ( John Ogilby , 1600—1676), «Ювенал» Роберта Стэплтона ( Robert Stapylton , ок. 1608—1669), «Warwickshire, St Paul’s and Monasticon» Уильяма Дагдейла ( William Dugdale , 1605—1686). Продавцы книг продолжали обманывать простодушного иностранца, претворяясь, что они откажутся от его работ, и вынуждая его снижать цену за свои работы. Восстановление монархии не привело к улучшению его положения, королевский двор не оказывал помощь Холлару. Во время чумы он потерял сына, который подавал надежды в искусстве рисования.

После разрушительного пожара 1666 года в Лондоне Холлар исполнил несколько «Видов Лондона». Возможно, что успех этих работ побудил короля в 1668 году отправить его в Танжер для создания видов города и фортов. Во время возвращения в Англию произошёл бой между судном , на котором плыл Холлар, и семью алжирскими военными кораблями, запечатлённый Холларом для «Африки» Огилби.

В Англии Холлар прожил ещё 8 лет, продолжая свою работу. В 1670 году он создал одну из лучших своих работ — большую гравюру с изображением Эдинбурга . Умер Холлар в нищете, не дожив несколько месяцев до своего 70-летия.

Творчество

План «старого» собора св. Павла в Лондоне (1658)

Холлар работал в технике офорта . Часто выпускал иллюстрированные серии. Разнообразие его работ впечатляет. Он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы: виды городов, портреты , изображения кораблей, пейзажи , натюрморты , произведения на религиозные и геральдические темы, изображения женских костюмов, анималистические композиции. Его виды городов и архитектурных сооружений (таких, как соборы в Антверпене и Страсбурге) топографически точны и в то же время в них присутствует художественный замысел. Холлар мог создавать почти точные копии произведений других художников (например, изображение чаши по рисунку Андреа Мантеньи ). Его «Theatrum mulierum» и другие сборники показывают с исторической точностью жизнь людей того времени. Созданные им портреты — область искусства, в которой он был несправедливо недооценён, — отличаются изяществом и художественной силой.

Почти полная коллекция работ Холлара хранится в Британском музее и в библиотеке Виндзорского замка . Первый каталог его произведений создан в 1745 году (2-е издание в 1759 году) Джорджем Вертью . В 1853 году Густав Партей и в 1982 году Ричард Пеннингтон создали каталоги гравюр Холлара. Сейчас составляется новый полный иллюстрированный каталог для включения его в «Hollstein series».

Холлару принадлежит знаменитая гравюра « Подлинный портрет кота Великого князя Московского » (1663) — изображение питомца русского царя Алексея Михайловича , по некоторым версиям являющееся завуалированным портретом последнего.

Память

В Чехии есть содружество художников-графиков «Холлар» (основано в 1917 году ), одним из членов которого является знаменитый чешский график, книжный иллюстратор, карикатурист и поэт (род. 1947) .

Примечания

  1. (англ.)
  2. , с. 62; , с. 328–329.
  3. , с. 62.
  4. . Дата обращения: 25 декабря 2023. 26 ноября 2023 года.
  5. . Дата обращения: 25 декабря 2023. 26 января 2023 года.

Источники

Основные исследования
  • Denkstein V. Václav Hollar : Kresby : [ чеш. ] / Vladimír Denkstein. — Praha : Odeon, 1978. — 216, [3] s. : il. — (Mistri svetove kresby ; Sv. 14). — OCLC .
  • Pennington R. A Descriptive Catalogue of the Etched Work of Wenceslaus Hollar, 1607–1677 : [ англ. ] / Richard Pennington. — 1st paperback ed. — Cambridge : Cambridge University Press, 2002. — lxiv, 452 p. : portr. — ISBN 0-521-52948-4 . — ISBN 0-521-22408-X . — OCLC .
Каталоги выставок
  • Godfrey R. T. : A Bohemian artist in England : [ англ. ] / Richard T. Godfrey. — London, New Haven : Yale University Press, 1994. — XI, 168 p. : ill., portr. — ISBN 0-300-06166-8 . — LCCN . — OCLC .
  • , Kesnerová G. Wenceslaus Hollar : Prints and Drawings from the Collections of the National Gallery, Prague, and the British Museum, London : [ англ. ] / Antony Griffiths and Gabriela Kesnerová. — London : British Museum, published for the trustees of the British Museum, 1983. — VIII, 88 p. : ill., facs., portr. — ISBN 0-7141-0787-5 . — OCLC .
Другие работы
  • Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедовой : Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI–XX веков / М. И. Флекель. — М. : Искусство, 1987. — С. 134. — 367 с. : ил., цв. ил. — OCLC .
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Холлар Вацлав, Венцель // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 477. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
  • // Гермафродит — Григорьев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 328–329. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8 .
  • Уманский А. М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1893. — Т. IX. — С. 62.
  • Bellini P. Dizionario della stampa d'arte : Calcografi, silografi, litografi, stampatori, editori, movimenti artistici, scuole regionali e naz., riv. ill., tecniche : [ итал. ] / Paolo Bellini. — Milano : Vallardi, 1995. — P. 267. — IX, 769 p. — ISBN 88-11-91710-7 . — OCLC .
  • // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 593. — 778 p. — ISBN 2-7000-0153-2 . — OCLC .
  • Hollar, Wenzel / F. A. Borovský // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, J. Müller, D. Stern, L. Scheewe; : [ нем. ] : in 37 Bd. / heraugegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1924. — Bd. 17 : Heubel — Hubard. — S. 296–306. — 604 S. — OCLC .
  • Gordon G. / George Gordon // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 682–685. — XIII, 913 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .
  • Harding R. J. D. / Robert J. D. Harding // Oxford Dictionary of National Biography : in association with the British Academy : from the earliest times to the year 2000 : [ англ. ] : in 60 vol. / edited by H. C. G. Matthew and Brian Harrison. — Oxford, New York : Oxford University Press, 2004. — . — P. 706–708. — XV, 1006 p. : ill. — ISBN 0-19-861411-X . — ISBN 0-19-861377-6 (vol. 27). — LCCN . — OCLC .
  • Turner S. Hollar, Wenzel (Václav, Wenceslaus, Wentsel) / S. Turner // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : [ нем. ] / De Gruyter; hrsg. von Andreas Beyer [et al.]. — Berlin; Boston : De Gruyter, 2012. — Bd. 74 : Hoelscher — Hornstein. — S. 204–206. — LI, 539 S. — ISBN 3-598-22740-X . — ISBN 978-3-11-023179-3 (Bd. 74). — OCLC .
Справочные указатели
  • Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 5487–5505. — ISBN 0-8240-3326-4 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Холлар, Вацлав