Киннок, Нил
- 1 year ago
- 0
- 0
Исмаи́л Энве́р , известный также как Энвер-паша́ или (первоначально) как Энвер-бей ( осман. اسماعیل انور پاشا , тур. İsmail Enver Paşa ; 22 ноября 1881 — 4 августа 1922 ) — османский военный и политический деятель. Военный министр Османской империи во время Первой мировой войны . Один из главных организаторов массовой депортации и геноцида армян , военный преступник . Являлся одним из лидеров младотурецкой партии « Единение и прогресс ».
Один из османских военных деятелей, преобразовавших архаическую империю в современную Турцию и руководителей басмаческого движения в Центральной Азии , идеолог и практик пантюркизма . Активный участник Младотурецкой революции 1908 года, один из лидеров младотурецкой партии « Единение и прогресс ».
Исмаил Энвер родился 22 ноября 1881 года в Стамбуле в семье железнодорожного работника Хаджи Ахмед-бея и его жены Айши Диляры. Отец Энвера по этнической принадлежности был турком и работал служащим в ведомстве общественных работ, а мать — албанкой (бабушка Энвера была черкешенкой ) .
Кроме Энвера в семье были ещё трое детей: брат Нури , тоже ставший военным, брат Камиль и сестра.
После окончания начальной и средней школы Энвер поступил в военный лицей в городе Монастир . Учился он весьма средне и по завершении учёбы получил звание лейтенанта . Военное образование завершил в Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1903 году в звании капитана .
В 1906 году уже в чине майора Энвер вступил в связанное с организацией «Единение и прогресс» тайное общество «Ватан ве хюрриет» («Родина и свобода»). Принимал участие в террористических акциях против присылавшихся Абдул-Хамидом в Македонию пашей .
В июне 1908 года среди офицеров османской армии распространилось известие о подписании в Ревеле соглашения между Николаем II и английским королём Эдуардом VII о реформах в Македонии. 3 июля в македонском городе Ресен произошло восстание под руководством майора Ахмеда Ниязи-бея . А 6 июля к восстанию присоединился Энвер. В течение нескольких дней отряд Энвера вырос до нескольких тысяч человек.
10 июля 1908 года на митинге, после трёхкратного залпа орудий, Энвер провозгласил восстановление конституции в Османской империи.
После этого началось братание мусульман с христианами .
Энергичные действия и успех Энвера сделали его необычайно популярным.
Он стал титуловаться Героем свободы, его даже сравнивали с Наполеоном I . Революционная эйфория и внезапно свалившаяся известность породили в Энвере веру в свою «особую судьбу» и «божественное предназначение» .
После победы революции и восстановления конституции 1876 года Энвер отправился с дипломатической миссией в Берлин .
В 1909 году он был назначен военным атташе в Берлине и пробыл там ещё 2 года.
Время, проведённое в Германии, сделало Энвера убеждённым германофилом.
Особенно его восхищала немецкая армия: её дисциплинированность, уровень подготовки и вооружение .
Поражение Османской империи в ходе Итало-турецкой войны 1911—1912 гг. привело к падению популярности младотурок.
В июле 1912 года в стране произошёл переворот, который возглавила партия «Хюрриет ве итиляф» («Свобода и согласие»).
Её представители встали во главе правительства, а в августе был распущен меджлис (парламент), в котором доминировали младотурки .
В январе 1913 года Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства Кямиля-паши .
После переворота установил военную диктатуру «трёх пашей» — вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой образовал неофициальный триумвират , фактически захвативший всю власть в Турции.
Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма .
Был сторонником искоренения христианского населения (в частности, армян и ливанцев ) на территории Оттоманской империи .
В 1914 году Энвер выступил за военный союз Турции с Германией и содействовал вовлечению Турции в Первую мировую войну .
Во время войны занимал высший военный пост заместителя главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан).
В 1914—1917 годах большевики (в полном соответствии с лозунгом «Поражения своего правительства в войне») негласно поддерживали пантюркистский политический проект «Туран Йолу» (Дорога в Туран) — проект Энвер-паши, Талаат-паши, и Ахмед-бека Агаева . Конечной целью пантюркистов было убедить тюркоязычное население Кавказа , Ирана , Крыма , Поволжья и Туркестана отделиться от России или Ирана и присоединиться к новой мега-державе «Туран» .
Одним из живых препятствий к реализации данного проекта оказался армянский народ.
Энвер-паша вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой был одним из главных организаторов геноцида армян , греков и ассирийцев в Османской империи во время Первой мировой войны .
После подписания Турцией Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию на немецкой подводной лодке, где жил под псевдонимом Али-бей .
В его отсутствие послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни.
В 1919 году Энвер встретился в Германии с коммунистом Карлом Радеком , представлявшим Советскую Россию .
Он решил вступить в прямой, официальный контакт с российскими большевиками и использовать каналы связей между немецкими военными кругами и большевиками с целью организовать и возглавить в Средней Азии борьбу против Великобритании .
В начале сентября 1920 года Энвер-паша прибыл со своими сподвижниками-пантюркистами в Москву .
Большевики в то время поддерживали обе ведущие турецкие партии: Националистическую Мустафы Кемаля и Юнионисткую Энвер-паши, боровшиеся за власть в стране.
Энвер базировался в Москве около 1,5 лет, работая в (ОЕРИ).
Въезд в Турцию ему был запрещён Великим Турецким Национальным собранием, выпустившим приказ от 12 марта 1921 года.
Запрет был наложен на Энвер-пашу и Халил-пашу за «возможное ухудшение внутренней политики в стране и внешних отношений правительства Анкары».
Правительство Советской России надеялось использовать ОЕРИ для защиты своих интересов в Средней Азии и на Кавказе , и Энвер-паша согласился на определённую программу взаимодействия, при этом стратегической целью было противодействие англичанам.
Ахмед Джемаль-паша взял на себя миссию использования отрядов басмачей для операций против англичан и прибыл в Ташкент с полномочиями от советского правительства вместе с группой турецких офицеров.
Однако операция ни к чему не привела, он вернулся в Москву для следующей серии переговоров.
В это время Энвер-паша вернулся на короткое время в Берлин, затем по приглашению РСФСР принял участие в Конференции Народов Востока в Баку . Во время конференции его появление было встречено протестами со стороны турецкой делегации и ряда представителей Азербайджана .
Выступление Энвера-паши также не понравилось участникам-немусульманам, не понимавшим его идеологии объединения большевизма и ислама .
30 июля 1921 года, после конференции, Энвер-паша поехал в Батум навестить родственников, и попытался проникнуть в Анатолию , но попал в бурю и вернулся назад в Батум.
В батумский период он стал объединять оппозиционные Мустафе Кемалю силы, апеллируя к тому, что в борьбе за независимость против Греции Турция должна быть едина.
Однако победа Анкарского режима в битве при Сакарии (2—13 сентября) против греков кардинально изменили расстановку сил в борьбе за власть в Турции.
Москва в этой борьбе выбрала Мустафу Кемаля.
Г. В. Чичерин посчитал, что популярность идей пантюркизма Энвера-паши поможет Советской власти в Туркестане в борьбе с басмачеством, куда он и был послан в ноябре 1921 года.
Энвер-паша имел крайне поверхностное знание о ситуации в Туркестане, полученное в основном во время Бакинского конгресса от мусульманских делегаций из Туркестана.
Один из делегатов, активный участник проекта «Туран Йолу» Хаджи Сами (Kushji Bashi Zade Sami Beg), восторженно рассказывал паше:
«В 1916 я, простой и скромный турок, поднял весь Киргизстан против русских. Перед твоей славой и популярностью в Туркестане не устоит никто!» .
В то же время Энвер-паша стал чувствовать потерю интереса к себе со стороны Советской власти.
Это чувство резко усилилось после того, как полпред в Бухаре К. К. Юренёв не разрешил возвращавшемуся из Афганистана Джемаль-паше остановиться в Бухаре, чтобы встретиться с Энвер-пашой.
Юренёв, не вдаваясь в детали, заявил паше, что знает о его планах.
Советские власти в середине 1921 года отправили Энвер-пашу в Бухару, где он должен был представлять интересы Советской России в переговорах с членами правительства Бухарской народной советской республики (БНСР), так как он сам предложил себя в качестве советника Красной армии по формированию национальных частей в её составе и взаимодействию с басмачами против эмира.
После консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной армии с территории Бухары.
Уже в это время он стал вынашивать планы перехода на сторону басмачей, поделившись ими во время тайных встреч с Председателем Центрального комитета Совета Национального Единства Туркестана, башкиром Ахметзаки Валиди , который предостерегал его от прямой конфронтации с большевиками.
Через 23 дня после приезда под предлогом поездки на охоту Энвер-паша выехал за пределы города и сдался басмачам.
Оттуда он послал письмо экс-эмиру Бухары в Афганистан о своём желании воевать на его стороне.
Одновременно он также договорился о встрече с человеком эмира Ибрагим-беком , одним из лидеров басмачества.
Однако встретили басмачи Энвер-пашу совсем не как союзника.
Как бывшие большевики, он и его люди были разоружены и 3 месяца находились в положении пленников.
За это время он понял, что на самом деле происходит в Туркестане, убедился в недружелюбии басмачей, считавших джадидизм младо-бухарцев даже большей угрозой, чем непосредственно русских большевиков.
Униженный и ограбленный, Энвер-паша вынужден был уничтожить все свои книги и фотографии, боясь консерватизма своих пленителей.
Ибрагим-бек отпустил пашу только после получения приказа от экс-эмира поддержать зятя бывшего турецкого султана .
В конце октября 1921 года, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной армии на территории БНСР, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от большевиков, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и перешёл в восточную часть бухарского государства, где возглавил басмаческие силы в этом регионе.
Этому способствовал и созданный ещё ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента .
Энвер-паша с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару , переговариваясь с лидерами басмаческих отрядов.
Службу басмачам паша начал в отряде .
После этого он развернул активную деятельность по координации басмаческого движения и был признан эмиром Сеид Алим-ханом главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана.
В феврале 1922 года руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе , затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата.
Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода советских войск из всего Туркестана.
В мае 1922 года Красная армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью , Пяндж и Вахш для переброски войск.
Обладающий большим авторитетом Ибрагим-бек , который так и не признал окончательного главенства Энвер-паши, не пришёл ему на помощь.
Энвер-паша, потерпев несколько тяжёлых поражений, оставил Душанбе.
При попытке передислокации войск Энвер-паши в Ибрагим-бек напал на его отряды с двух сторон и нанёс ему значительный урон.
Энвер-паша переместился в окрестности Бальджуана , где был выслежен бойцами 16-го кавалерийского полка Красной армии и проиграл большую битву.
Энвер-паша был убит 4 августа 1922 года в бою с частями Красной армии в кишлаке Чагана в 25 км от города Бальджуан на территории бухарского государства (ныне территория Республики Таджикистан ) .
Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах описывает операцию по обнаружению местонахождения Энвер-паши (Агабеков с напарником под видом торговцев внедрились в местное население и с помощью подкупа выяснили дислокацию штаба Энвер-паши) и цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши:
«Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран» .
По одной из версий Энвер-паша был убит армянином Яковом Мелькумовым , специально искавшим встречи с одним из виновников геноцида армян .
За уничтожение Энвер-паши и разгром его армии, командующий кавалерийским полком Мелькумов был повторно награждён орденом Красного Знамени .
По другой версии, Энвер-паша был убит в перестрелке в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуан ( Таджикистан ) .
В своих мемуарах помощник Энвера-паши заявил, что Энвер-паша скончался от пулевого ранения, полученного во время кавалерийской атаки .
Могила Энвер-паши была местом паломничества до середины 1930-х годов, потом советскими властями холм был срыт, но могила продолжала посещаться местными жителями .
Эта могила получила название (мавзолея Святого Шаха) .
Прах Энвер-паши был торжественно передан президенту Турции Сулейману Демирелю таджикским лидером из Бальджуана Изатулло Хаёевым 4 августа 1996 года .
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
До сих пор довольно трудно разобраться во всех аспектах политики Энвер-паши, лавировавшего между эмиром, басмачами, Красной армией, и поочерёдно вступавшим в союзы и конфликты то с теми, то другими силами, однако при всём этом он старался проводить свою линию, пытаясь создать в Средней Азии пантюркское государство.
В частности, он пользовался титулом «Главнокомандующего Вооружёнными силами ислама и наместника эмира Бухарского».
На личной печати Энвер-паши была выгравирована надпись:
«Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».
В одно время Энвер выпускал прокламации, в которых провозглашал себя сеидом , то есть потомком пророка Мухаммеда . Имеются, однако, реальные сведения о том, что предок Энвера по мужской линии был гагаузом православного вероисповедания, служил крымским ханам, принял ислам, женился на одной из придворных в Бахчисарае , а после завоевания Крыма Россией переселился в Дунайские княжества . Таким образом, никакого отношения к потомкам пророка Энвер не имел, а лишь использовал свой тезис для собственного возвеличения .
Германская империя ( Королевство Пруссия ):
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|