Немецкие колонисты
- 1 year ago
- 0
- 0
Монархомахи (от греч. μόναρχος и греч. μάχομαι — «борцы против монархии») — в узком научном и историческом смысле термин применяется к публицистам и политическим теоретикам второй половины XVI — начала XVII века, выступавшим в эпоху религиозных войн во Франции , Нидерландах , Испании , Германии , Шотландии против притязаний абсолютной монархии . Главное поле полемической деятельности монархомахов — Франция в 70-х и 80-х годах XVI века, когда против правительства последних Валуа поднялись провинции, сословия, гугеноты , Католическая лига .
В широком значении название применяют в истории политических теорий к сторонникам революционных учений, оправдывающих восстание и во имя естественного права или во имя интересов церкви.
Первые публицисты-монархомахи появились среди французских гугенотов после массовых убийств Варфоломеевской ночи : Филипп Дюплесси-Морне (вероятно скрытый под псевдонимом Junius Brutus , автор трактата «Vindiciae contra tyrannos», около 1577 года), Франсуа Отман (главное произведение которого, «Franco-Gallia» (1573), представляет политический трактат в форме исторического исследования), Теодор Беза , Губерт Ланге , также — шотландец Джордж Бьюкенен , немец Иоганн Альтузий . Тезисы монархомахов были затем восприняты публицистами Католической лиги , когда Генрих Наваррский (будущий Генрих IV ) стал наследником французского престола после смерти в 1584 году Франсуа д’Алансона , брата короля Генриха III . Основными авторами среди католических монархомахов-лигеров были богослов Жан Буше , испанские иезуиты Мариана и Франсиско Суарес .
Исторический термин «монархомахи», возникший в ученой среде, впервые встречается в сочинении монархиста Барклая , вышедшем в 1600 году под заглавием: «De regno et regali potestate adversus Buchananum, Brutum, Boucherium et reliquos monarchomachos libri sex» .
Монархомахи являются важными предшественниками теоретиков естественного права и конституционалистов XVII и XVIII веков.
Общая черта соединенных здесь в одну группу публицистов протестантского и католического лагеря (в последнем особенно выделяются иезуиты ) заключается в том, что, действуя под влиянием возродившейся в XVI веке теократической идеи, они стремятся поставить религиозные требования выше всякого политического закона и власти. В своих попытках отыскать опору против верховной светской власти монархомахи приходили к поддержке старых сословных и корпоративных прав и привилегий, к защите земских чинов, представительных собраний, провинциальных и городских вольностей и т. д.; в учреждениях такого рода они видели как бы охрану народа от произвола государя (эта идея ещё раньше развита кальвинизмом ). По мере усиления борьбы под учреждения и формы, которые должны были гарантировать свободу и права подданных, монархомахи стали подставлять принцип народного верховенства, идею неотъемлемых прав народа, вытекающих из первоначального договора. Отсюда одни приходили к требованию аристократической, другие (преимущественно католики) — демократической конституции ; третьи останавливались на идеале федеративного государства . Все они с большей или меньшей горячностью призывали к искоренению всякими средствами нечестивого и беззаконного тирана , идущего против Божьей воли и против охраняемых Богом прав народа.