Interested Article - Харитон и Меланипп

Харитон и Меланипп ( др.-греч. Χαρίτωνος και Μελάνιππος ) — акрагантские тираноборцы, персонажи античного литературного предания.

История Харитона и Меланиппа, якобы живших в Акраганте в период тирании Фаларида , подробно изложена в « Пёстрых рассказах » Клавдия Элиана , и более кратко у Афинея в «Пире мудрецов» .

Харитон, «ценитель всего прекрасного, и красоты юношей в том числе» , был страстно влюблен в молодого Меланиппа. Последний, несмотря на угрозы расправы со стороны Фаларида, затеял тяжбу против одного из друзей тирана и проиграл дело из-за вмешательства властей. Чувствуя себя оскорбленным, он предложил любовнику составить заговор и свергнуть тиранию, вернув родине свободу .

Харитон, понимая, что из страха перед жестокостью Фаларида никто из граждан не решится примкнуть к заговору, попытался совершить тираноубийство в одиночку, чтобы в случае неудачи на Меланиппа не пало подозрение в соучастии. Покушение не удалось, Харитон был схвачен и брошен в темницу, но и под пытками отказался выдавать имена сообщников. Меланипп, не дождавшись возвращения друга, отправился к тирану и взял всю вину на себя. Фаларид, восхищенный благородством обоих, освободил друзей от наказания, но повелел им покинуть Сицилию, хотя и разрешил пользоваться доходами с имущества .

По словам Афинея, схвачены и подвергнуты пыткам были оба, и тиран проникся уважением к их стойкости. За это Аполлон даровал Фалариду отсрочку смерти, объявив об этом новым заговорщикам, пришедшим просить совета у пифии . О самих Харитоне и Меланиппе у Дельфийского оракула было прорицание, сложенное гекзаметром и пентаметром :

'' Ἀθήναιος .
Δειπνοσοφισταί Ν, 602c

Εὐδαίμων Χαρίτων καὶ Μελάνιππος ἔφυ,
θείας ἁγητῆρες ἐφαμερίοις φιλότατος.

Счастлив был Харитон и Меланипп был блажен,
Смертным они указали дорогу божественной дружбы.

«…ибо бог назвал их любовь божественной дружбой» .

Афиней приводит эту историю для иллюстрации тезиса,

…что любовь к мальчикам так процветала оттого, что юношеская полнота сил и взаимная приязнь, сочетаясь, послужили низвержению многих тираний. Ибо влюбленный в присутствии любимца претерпит все, лишь бы не предстать в его глазах трусом.

Афиней . XIII. 78, 602a

Другими примерами для него служат Фиванский Священный отряд , составленный, по преданию, из трехсот отборных воинов- педерастов , и история заговора Гармодия и Аристогитона . При этом, в отличие от Элиана, Афиней приводит свои источники, указывая перипатетика III века до н. э. Гиеронима и сочинение Гераклида Понтийского «О любви» (περὶ ᾿Ερωτικῶν) .

Относительно наличия какой-либо фактической основы в этом предании мнения специалистов расходятся. Э. Д. Фролов полагает, что «условно-литературный характер предания о Харитоне и Меланиппе (…) не подлежит сомнению. Равным образом представляется весьма вероятным сложение этой новеллы именно в позднеклассическую или раннеэллинистическую эпоху» . Он ставит это предание в один ряд со множеством романтических историй, которые производила эллинистическая литература. Её историческим прототипом, вероятно, была история Гармодия и Аристогитона, а в литературном отношении она сродни истории двух друзей- пифагорейцев Дамона и Финтия , якобы помилованных тираном Дионисием Младшим , растроганным их мужеством и взаимной преданностью .

Фролов также указывает, что эта вымышленная история положила начало развитию своего рода литературной традиции, рассматривавшей Фаларида с положительной стороны, и вышедшей на новый уровень в сочинении Лукиана Самосатского « Фаларид » .

В противовес этому мнению М. Ф. Высокий предполагает, что в предании могли сохраниться следы акрагантской исторической традиции, поскольку известно, что Гераклид Понтийский пользовался аутентичными источниками по истории этого города. Если верить словам Элиана, то можно предположить, что Харитон и Меланипп, если они действительно существовали, принадлежали к состоятельной аристократической оппозиции режиму, поскольку доходы от их имущества позволяли жить в эмиграции .

Примечания

  1. , с. 17.
  2. , с. 56.
  3. Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. II. 4
  4. Афиней. XIII. 78, 602b
  5. Плутарх. Пелопид, 18
  6. Афиней. XIII. 78, 602a-b
  7. , с. 17—18.
  8. , с. 18.

Литература

  • Высокий М. Ф. История Сицилии в архаическую эпоху. — СПб. : Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2004. — ISBN 5-93762-039-9 .
  • Фролов Э. Д. . — СПб. , 2002. — ISBN 5-288-013125 -8.

Ссылки

  • Клавдий Элиан. . Дата обращения: 22 апреля 2016.
Источник —

Same as Харитон и Меланипп