Религиозные войны во Франции
- 1 year ago
- 0
- 0
Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков
Религиозная реформация XVI века вызвала целый ряд войн в Европе, — как междоусобных, так и международных.
За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины XVI века наступила эпоха религиозных войн, получивших международный характер — эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 году до вестфальского мира в 1648 году) и распадающаяся на «век» Филиппа II Испанского , главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны в первой половине XVII века.
В это время католики отдельных стран протягивали друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король стал во главе международной коалиции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола . Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим; королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.
Реакционным попыткам Филиппа II был дан отпор. В 1588 году потерпела крушение его « непобедимая армада », посланная для завоевания Англии; в 1589 году во Франции вступил на престол Генрих IV , умиротворивший страну и в одно и то же время (1598) давший свободу вероисповедания протестантам и заключивший мир с Испанией; наконец, Нидерланды успешно вели борьбу с Филиппом II и принудили его преемника заключить перемирие. Едва окончились эти войны, раздиравшие крайний запад Европы, как в другой её части начала готовиться новая религиозная борьба.
Генрих IV, ещё в восьмидесятых годах XVI века, предлагавший Елизавете Английской устройство общего протестантского союза, мечтал о нём и в конце своей жизни, обратив свои взоры на Германию, где раздоры между католиками и протестантами грозили междоусобием, но смерть его от руки католического фанатика (1610) положила конец его планам.
В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией ; в Германии были уже заключены протестантская уния (1608) и католическая лига (1609), которым вскоре после того пришлось вступить между собой в вооружённую борьбу. Тогда же снова началась война между Испанией и Голландией ; во Франции гугеноты произвели новое восстание; на северо-востоке шла борьба между протестантской Швецией и католической Польшей, король которой, католик Сигизмунд III (из шведской династии Васа ), лишившись шведской короны, оспаривал права на неё у своего дяди Карла IX и его сына Густава-Адольфа , будущего героя тридцатилетней войны . Мечтая о католической реакции в Швеции, Сигизмунд действовал заодно с Австрией.
Таким образом, в международной политике второй половины XVI и в первой половине XVII вв. видно разделение европейских государств на два вероисповедных лагеря.
Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги , сначала испанские (во времена Филиппа II ), потом австрийские (во время тридцатилетней войны ). Если бы Филиппу II удалось сломить сопротивление Нидерландов, приобрести Францию для своего дома, а Англию с Шотландией превратить в одну католическую Британию, — а таковы были его планы, — если бы, несколько позже, осуществились стремления императоров Фердинандов II и III , если бы, наконец, Сигизмунд III справился со Швецией и с Москвой и употребил часть польских сил, какие действовали в России в смутное время , для борьбы на западе Европы в интересах католицизма, — победа реакции была бы полной; но у протестантизма появились защитники в лице таких государей и политических деятелей, каковы Елизавета Английская , Вильгельм Оранский , Генрих IV французский , Густав-Адольф шведский , и в лице целых народов, национальной независимости которых грозила католическая реакция.
Борьба принимала такой характер, что и Шотландии, в царствование Марии Стюарт , и Англии, при Елизавете , и Нидерландам и Швеции, при Карле IX и Густаве-Адольфе , приходилось отстаивать свою независимость вместе со своей религией, так как в католическом лагере господствовали стремления к политической гегемонии над Европой.
Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.