Interested Article - Фидий

Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика ( Дедала ), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы с амазонками на щите « Афины Парфенос »
Изображение Ириды, богини Радуги , с фриза Парфенона. Школа Фидия

Фидий ( греч. Φειδίας , ок. 490 г. до н. э. — ок. 430 г. до н. э. ) — древнегреческий скульптор и архитектор , один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла .

Творчество

Неясно, кто был его учителем в скульптурном ремесле. В различных источниках [ уточнить ] встречаются имена Гегия (Афины), Агелада (Аргос) и Полигнота .

Произведения

Прорисовка статуи «Афины Парфенос», установленной внутри Парфенона

Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее слава его работа была колоссальной.

  • Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира . Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом
  • « Афина Промахос » — гигантское изображение богини Афины , замахивающейся копьем, на афинском Акрополе . Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.
  • « Афина Парфенос » . Была установлена в афинском Парфеноне , внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.
  • Скульптурное оформление Парфенона ( фриз Парфенона, метопы , проч.) было выполнено под его руководством. О судьбе памятников см. мраморы Элгина .
  • « Афина Лемния » , — ок. Бронзовая статуя. Изображает богиню, опирающуюся на копье, её задумчивый взгляд обращён на шлем в руке . Название — от острова Лемнос , для жителей которого она была изготовлена. Известна по копиям.
  • «Афина Арея» в Платеях , ок. 470—450 до н. э. Из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). Не сохранилась.
  • (Афина для города Пеллены в Ахайе).

Предположительно

По преимуществу, эти копии атрибутируются не по литературным источникам, а по стилевому сходству:

Техника

«Афина Лемния» . Реконструкция. Дрезден, Скульптурное собрание

Самые знаменитые работы Фидия — Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике — золото и слоновая кость.

Новаторство

Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» .

Цицерон писал о Фидии так:

Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот небесный гость, по выражению Платона .

Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона , и Поликлета . Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению .

Золотое сечение получило в алгебре обозначение прописной греческой буквой ( фи ) именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Оптика

Фидий владел знаниями о достижениях оптики . Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом : обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

Ученики

Многие древнегреческие скульпторы считаются учениками Фидия, любимым учеником был Агоракрит , который вместе с товарищем Алкаменом участвовал в создании фриза Парфенона. Над статуей Зевса Фидий работал вместе с учеником Колотом и братом Паненом . Его ученики работали в Пелопоннесе и Беотии (Фразимед в Коронее и Колот в Киллене).

Биография

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям», картина работы Лоуренса Альма-Тадемы , 1868

Биографические сведения о Фидии сравнительно скудны. Сын Хармида. Вероятно, место рождения — Афины , время рождения — вскоре после битвы при Марафоне .

Кроме Афин при Кимоне и Перикле, Фидий работал также в Платеях , Дельфах и Олимпии . Павсаний сообщает, что мастерская Фидия в Олимпии находилась за Альтисом (священный участок с храмом Зевса). В V в. н. э. это здание было переделано в церковь, которая сохранилась до сих пор. Раскопки подтвердили сообщение Павсания.

Афиняне и смерть Фидия

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла» , Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики.

Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432—431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота , из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено.

Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и Периклов профиль (подробнее об изображении см. Афина Парфенос ). Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде . Плутарх пишет:

Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни.

В честь Фидия назван на Меркурии .

Личная жизнь Фидия

Как и многие образованные эллины классического периода, Фидий питал склонность к мальчикам . Объектом его любви, вошедшим в историю искусства, был элейский юноша по имени Пантарк .

Пантарк одержал победу в борьбе среди мальчиков в 86-ю Олимпиаду (436 г. до н. э.). По некоторым поздним сообщениям на пальце статуи Зевса Фидий сделал надпись «Прекрасный Пантарк» (другие относят эту надпись к его же статуе Афины Парфенос или Афродиты Урании (в Элизе).

Галерея

Примечания

  1. Παυσανίας 6.25.1 // Описание Эллады (др.-греч.)
  2. Παυσανίας 6.26.3 // Описание Эллады (др.-греч.)
  3. Παυσανίας 6.4.5 // Описание Эллады (др.-греч.)
  4. . Дата обращения: 3 октября 2011. 16 мая 2012 года.
  5. . Дата обращения: 1 июля 2007. 17 июня 2007 года. .
  6. Светлана Егжова. (Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук). Журнал «Диссертатъоник» (2004). Дата обращения: 28 мая 2017. Архивировано из 19 апреля 2017 года.
  7. Е. В. Никитюк. от 30 сентября 2007 на Wayback Machine

Библиография

  • Нюберг С. Н., Фидий, М., 1941;
  • Langlotz Е., Phidiasprobleme, Fr. /M., [1947];
  • Bendinelli G., Sulle tracce di opere fidiache andate perdute, Torino, 1954;
  • Гавела Б., Фидија. Нови Сад, 1974.
  • Dorothy King, «The Elgin Marbles» (Hutchinson / Random House, January 2006)
  • Phidias im Quattrocento. Thielemann, Andreas. — 1996
  • Phidias. Höcker, Christoph. — Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1993, Orig.-Ausg.
  • Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Berlin: de Gruyter.

Ссылки

Источник —

Same as Фидий