Мануил Комнин (сын Андроника I)
- 1 year ago
- 0
- 0
Андроник ( др.-греч. Ἀνδρόνικος ) — военачальник Александра Македонского . Руководил группой греческих наёмников , которые после гибели Дария III перешли на сторону македонян . Предположительно погиб в Согдиане в битве у Политимета против Спитамена в 329 году до н. э.
Андроник происходил из знатного македонского рода . Предположительно он родился до 380 года до н. э. Был сыном Агерра и, по всей видимости, мужем кормилицы Александра Македонского Ланики . В античных источниках упомянуты четыре сына Ланики и Андроника. К ним относятся соратник и постоянный участник застолий Александра Протей , двое сыновей, которые погибли во время осады Милета в 334 году до н. э. Плутарх также упоминает «брата Протея» Теодора, которого Александр просил продать одну из рабынь за десять талантов . Братом Ланики и, соответственно, зятем Андроника был военачальник и друг Александра Македонского Клит Чёрный .
Впервые Андроник упомянут в связи с событиями 330 года до н. э. После смерти Дария III 1500 греческих наёмников на службе у персов отправили послов к Александру. Они просили македонского царя отправить к ним нового командира. К наёмникам поехал Андроник в сопровождении Артабаза , который выполнял роль проводника . Впоследствии Александр простил греков, при условии, что те будут служить в македонской армии под командованием Андроника. Именно за такое решение и ходатайствовал Андроник .
Вскоре Андроник вместе с военачальниками Караном и Эригием был отправлен на подавление восстания Сатибарзана в . Возможно, в этом походе Андроник был подчинён Карану и Эригию .
После этого события античные источники не упоминают имя Андроника. По предположению Э. Карни, военачальник погиб в 329 году до н. э. в битве у Политимета между отрядами македонян и войском Спитамена . Такой вывод историк делает на основании анализа источников о смерти зятя Андроника Клита Чёрного на пиру в Мараканде 328 года до н. э. Согласно Плутарху , во время застолья кто-то стал петь песни, в которых высмеивали разбитых Спитаменом македонских военачальников. Эта ситуация разъярила Клита. « Клит, уже пьяный и к тому же от природы несдержанный и своевольный » возмутился. Во время последующей ссоры Клит наговорил множество упрёков и оскорблений в адрес Александра. В какой-то момент царь, также в состоянии опьянения, не выдержал и, метнув копьё, убил одного из своих наиболее преданных военачальников, о чём впоследствии сильно сожалел. По мнению Э. Карни, такая реакция Клита могла быть вызвана гибелью родственника, а именно Андроника в сражении со Спитаменом, которую высмеивали заезжие музыканты . обращает внимание на то, что постоянным участником застолий Александра был Протей. То, что в античных источниках Протея называют «сыном Ланики», по мнению Хеккеля, свидетельствует, что в последние годы жизни Александра Андроник был уже мёртв. Однако, вряд ли Протею бы понравились шутки над отцом во время застолий Александра. Да и музыканты вряд ли посмели бы насмехаться над погибшим военачальником при его сыне. На этом основании Хеккель считает версию Карни о том, что Андроник был убит в сражении со Спитаменом, а затем высмеян на пиру, где находились его родственники, малоубедительной. При этом он не исключает гибель Андроника в 329 году до н. э. в битве у Политимета .
Все античные источники не ставят под сомнение искреннее раскаяние Александра после убийства Клита. Среди прочего Александр ставил себе в вину то, как он поступил со своей кормилицей Ланикой. Во время походов Александра погибло два её сына и, возможно, муж, а также лично царём был убит брат. В изложении Юстина , « ему [Александру] было особенно стыдно перед той, которой он так гнусно отплатил за то, что она его выкормила, той, на руках которой он провёл своё младенчество; став взрослым и победителем, за её добро отплатил ей погребальным плачем » .
В историографии ведётся дискуссия относительно отождествления Андроника, сына Агерра, и Андроника из Олинфа . У. Смит и И. Г. Дройзен однозначно идентифицировали Андроника из Олинфа и Андроника, сына Агерра, как одно лицо . У. Вилькен и Г. Берве , напротив, отрицали такую возможность . в просопографическом словаре персоналий эпохи Александра и войн диадохов ссылается на Г. Берве при идентификации Андроника, сына Агерра, и Андроника из Олинфа как двух разных личностей . Р. Биллоуз , напротив, считал идентичность двух Андроников возможным. По мнению этого историка, аргументация Г. Берве, основанная на том, что Андроник, сын Агерра, однозначно был македонянином, а не греком из Олинфа, недостаточно убедительна .