Гай Кассий Лонгин (заговорщик)
- 1 year ago
- 0
- 0
Луций Клавдий Кассий Дион Кокцеан (или Коккейан ) , более известный как Дион Кассий или Кассий Дион ( др.-греч. Δίων ὁ Κάσσιος , лат. Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus ; между 155 и 164 годами н. э., Никея , провинция Вифиния и Понт , Римская империя — 230-е годы н. э.) — римский консул и историк греческого происхождения, автор часто цитируемой «Римской истории» ( др.-греч. Ῥωμαϊκὴ ἱστορία , Rōmaïkē historia ) в 80 книгах, охватывающих историю от прибытия Энея в Италию до времён Александра Севера . Более половины сочинения, написанного на древнегреческом языке , сохранилось целиком или в значительных извлечениях. Существует полный английский перевод труда Диона Кассия, опубликованный в « Loeb Classical Library ». На русский язык переведены полностью книги LI—LXXX (51—80).
Отец Диона, Кассий Апрониан , был при Марке Аврелии наместником Далмации , а при Коммоде — Киликии ; возможно, он был консулом - суффектом . Существует предположение, что Дион был внуком по материнской линии известного оратора, писателя и философа Диона Хрисостома . Дальним предком Диона Кассия, возможно, был Кассий Асклепиодот из Никеи ( провинция Вифиния и Понт ), сосланный Нероном и восстановленный в правах Гальбой . Некоторые представители рода Кассиев занимали видное положение в Никее .
Будущий историк родился в Никее, хотя существует предположение о его рождении в Риме , где часто бывал его отец . Дата рождения Диона неизвестна: Сергей Иванович Соболевский вслед за Г. Вриндом указывает на примерно 155 год , Г. Вирт относит время рождения к 155—160 годам , Фергюс Миллар и Бенедикт Симонс вслед за Эдуардом Шварцем пишут о примерно 163—164 годах , предполагает примерно 163 год . В Никее Дион получил хорошее риторическое образование .
Основным источником по жизни историка являются некоторые личные отступления в его главной работе. Сохранились также краткая статья в византийской энциклопедии « Суда » и отзыв патриарха Фотия на «Римскую историю» с некоторыми деталями биографии. Не позднее 180 года Дион уже находился в Риме и начал продвигаться по карьерной лестнице. В этом году он уже пребывал в курии во время заседания сената, когда Коммод выступал с речью . Около 182 или 183 года, когда Коммод убил братьев Квинтилиев, Дион Кассий находился в Киликии вместе с отцом . О занимаемых должностях до претуры ничего не известно: как и многие дети сенаторов, он мог служить в коллегии , а затем быть военным трибуном , квестором и эдилом . Фергюс Миллар замечает, что греки традиционно не получали назначений в неэллинизированные провинции, и на основании упоминания о пребывании во Фригии предполагает, что Дион Кассий около 188—189 годов был квестором в провинции Азия , к которой относилась и Фригия . По другой версии, Дион стал квестором годом позднее . С. И. Соболевский, впрочем, полагает, что в течение всего правления Коммода Дион жил в Риме и выступал на судебных заседаниях (его судебная деятельность засвидетельствована: Кассий упоминает, что ему приходилось выступать в суде против будущего императора Дидия Юлиана ). В последние годы жизни Коммода Дион Кассий уже был сенатором и регулярно посещал заседания: он замечает, что не видел в эти годы в курии Тиберия Клавдия Помпеяна .
При Пертинаксе в 193 году Дион Кассий был возвышен и назначен претором . Впрочем, вскоре к власти на два месяца пришёл Дидий Юлиан, и назначение Диона было на время заморожено. В результате в должность он вступил уже при Септимии Севере — в 194 или 195 году . После окончания срока магистратуры он получил в управление некую небольшую провинцию . При Септимии Севере он стал консулом-суффектом . Возможно, он входил в состав интеллектуального кружка, которому покровительствовала супруга императора Юлия Домна . В правление Каракаллы Дион был вынужден сопровождать императора в его поездках и брать на себя расходы по возведению новых сооружений. В 217 или 218 году новый император Макрин поручил Диону восстановить порядок в важнейших городах провинции Азия , Смирне и Пергаме . Вскоре новым императором стал Александр Север , который благоволил Диону. Он вошёл в число ближайших доверенных лиц династии Северов и, возможно, вошёл в императорский совет ( consilium ) . В правление этого императора Дион был проконсулом в Африке, легатом в Далмации и Верхней Паннонии , а в 229 году Александр Север сделал его консулом во второй раз, причём коллегой Диона стал сам император. Однако вскоре после вступления в должность историк вернулся в Никею, сославшись на преклонный возраст и слабое здоровье . Патриарх Фотий упоминает о некой болезни ног, поразившей Кассия . Впрочем, Дион мог покинуть Рим и из-за давления военных: известно, что он поссорился с преторианской гвардией (по другой версии, с легионерами) из-за строгости в управлении войсками в Верхней Паннонии, и ему угрожали . В Вифинии историк умер после 230 года ; по одной из версий, примерно в 235 году . Среди потомков историка известен его внук или правнук, консул 291 года Кассий Дион .
Примерно в 194 году Дион написал трактат «О снах и предзнаменованиях» и посвятил свой труд Септимию; тот ответил благожелательным письмом . Выбор темы для сочинения и благодарность Септимия обусловлены большой даже по меркам античной эпохи популярностью темы сновидений и чудесных знамений в это время .
По словам самого Диона Кассия, в ночь после получения и прочтения письма от Септимия у него во сне было видение, побудившее обратиться к написанию истории . Первым его историческим сочинением стала «История Коммода», принятая очень тепло. Успех первой работы побудил Диона обратиться к созданию большого сочинения, которое охватывало бы всю историю Рима от его основания. По признанию историка, десять лет у него ушло на сбор материалов, а ещё двенадцать лет он потратил на написание своей работы . В современной историографии не существует единого мнения относительно абсолютной хронологии сбора и написания «Римской истории» . Некоторые исследователи (в частности, Тимоти Дэвид Барнс и Чезаре Летта) отсчитывают начало работы над сочинением со смерти Септимия Севера в 211 году: сбор материалов примерно до 222 года, завершение работы к 234 году. Другие (в частности, Эдуард Шварц, Эмилио Габба и Фергюс Миллар ) являются сторонниками более распространённой версии о раннем начале работы Диона. Они предполагают начало сбора материалов между 194 и 201 годами, а окончание работы над сочинением относят к 216—223 годам . Встречаются и иные варианты датировки .
«История Коммода», вероятно, была включена в «Римскую историю» при её составлении. Византийская энциклопедия « Суда » в статье о Дионе Кассии приписывает ему ещё пять сочинений — «Историю персов», « Историю гетов », «Деяния Траяна», «Жизнеописание Арриана» и работу под неясным названием « Ἐνόδια ». По мнению А. В. Махлаюка , первые два сочинения приписаны Диону ошибочно, а история Траяна и биография Арриана вполне могли быть написаны историком, хотя тексты этих сочинений не сохранились («История гетов» порой считается принадлежащей перу Диона Хрисостома, с которым Диона Кассия часто путали). Историк Иордан также знает Диона Кассия как автора труда об истории готов (гетов) . Все эти сочинения не сохранились.
В основе структуры «Римской истории» лежит деление на декады (разделы по десять книг), которых насчитывается восемь. Началом каждой декады становится некое глобальное событие — Первая Пуническая война , битва при Акции и др. Подробнее всего в сохранившихся частях труда Диона описаны события I века до н. э. — времени перехода от Римской республики к империи. Перечисление основных событий и списки консулов в начале некоторых книг, вероятно, являются более поздними вставками. Напротив, постепенно выходящая из употребления в годы жизни Диона датировка годов по консулам наверняка аутентична, но историк использует подобный метод отсчёта времени лишь для событий до 96 года н. э .
Дион старался по возможности последовательно реконструировать очерёдность событий. Кроме того, он активно выстраивал причинно-следственные связи между событиями . Впрочем, историку не всегда удавалось корректно объединить свидетельства разных источников, и порой Дион противоречит сам себе .
При описании событий прошлого историк порой высказывает суждения, основанные на личном опыте . Впрочем, его собственные наблюдения зачастую носят занимательный характер и не используются, например, для детализации полей битв .
В построении материала историк использовал анналистический принцип, более популярный у римлян, чем у греков . Впрочем, из-за стремления установить причины событий историк порой отклоняется от хронологии. В соответствии с требованиями времени предпочитает описывать крупные события, зачастую игнорируя мелкие; мало исторических анекдотов. Иногда историк прибегает к риторическим приёмам для создания драматического эффекта, чтобы подчеркнуть важность, причём иногда это происходит в ущерб исторической объективности . По этой же причине имена, цифры и точные даты историк нередко опускает. Мало интересуют его и географические подробности. Частично теряют индивидуальность и битвы .
Современные исследователи по-разному смотрят на историческую концепцию Диона. Фергюс Миллар отказывает сочинению Диона во внутреннем единстве и, таким образом, отрицает возможность установления исторической концепции автора; другие учёные, в частности А. В. Махлаюк, придерживаются противоположной точки зрения . В целом «Римская история» написана с оглядкой на современную автору эпоху (начало III века н. э.) .
Дион Кассий сообщает, что он на протяжении десяти лет отбирал источники для своего сочинения. Историк внимательно сопоставлял свидетельства своих источников (как правило, историков прошлого) и на основании этих сопоставлений излагал произошедшее. Последовательное применение критического метода привело к затруднениям в атрибуции источников Диона Кассия, поскольку античные историки редко указывали, из чьих работ они почерпнули те или иные сведения .
Дион Кассий знает Тита Ливия , Саллюстия , Арриана , Плутарха , , Азиния Поллиона , Кремуция Корда , Клувия Руфа и Иосифа Флавия ; впрочем, далеко не все упомянутые Кассием авторы использовались для создания сочинения. Кроме того, сами цитаты он почти никогда не сопровождает указанием на автора, у которого была почерпнута информация, что затрудняет атрибуцию первоисточников . Вместо этого используются такие конструкции: «как некоторые говорят» ( др.-греч. ὥς γέ τινες λέγουσιν ) , «как считают одни; другие [считают по-иному]» ( др.-греч. ὥς γέ τισι δοκεῖ..., ἕτεροι... ) , «это более правдиво» ( др.-греч. ταῦτα μὲν τἀληθέστατα ) и другие , хотя большая часть текста по античной традиции не имеет никаких указаний на источник сведений. Как правило, Дион прибегает к указанию на разночтения только при появлении противоречий в источниках или при возникновении у него сомнений в их правдивости. Нередко он выбирает один из источников (правда, не называя его) как «более правдоподобный» . В описании событий ранней римской истории у Диона Кассия много общего со сведениями Тита Ливия. Впрочем, он не полностью зависел от него и нередко опирался на свидетельства других историков, в частности на Полибия . Маловероятно, что часто привлекались сочинения Цезаря (описание событий Галльской войны заметно отличается от « Записок » Цезаря), и наверняка не использовался известный греческому автору Саллюстий . Иногда предполагается, что источником части сведений Диона о I веке н. э. был Тацит : у обоих авторов есть несколько похожих фрагментов . Впрочем, существует и иное объяснение сходств у двух историков: они могли использовать общий источник, который до наших дней не сохранился . В пользу последнего предположения свидетельствуют различные трактовки фактического материала и серьёзные различия в описании событий нескольких лет, например, 15—16 годов н. э. Неясной остаётся и возможность обращения Диона Кассия к трудам Гая Светония Транквилла . Наверняка использовались сочинения Цицерона и Сенеки Младшего (Фергюс Миллар, однако, отрицает использование речей Цицерона ).
Упоминает историк мемуары некоторых императоров, в частности Августа и Адриана . По наблюдению самого Диона, все источники информации после установления в Риме принципата стали менее надёжными из-за того, что отныне вся информация стекалась не в открытый сенат, а в закрытый императорский двор . Использованные Дионом Кассием документы играли вспомогательную роль в его работе и едва ли были основой для каких-либо разделов. В 69-й книге Дион ссылается на письмо Адриана к Антонину Пию .
События конца II — начала III веков н. э. он, как правило, излагал на основании собственных наблюдений . Для уточнения деталей современной ему истории Дион использовал и свидетельства очевидцев-современников; встречаются и упоминания слухов .
По античной традиции, Дион тщательно заботится о стиле своего сочинения. Он стремится к краткости изложения, в значительной степени подражая Фукидиду , классику греческой историографии. Несмотря на то, что Дион жил в эпоху распространения койне , он старался писать на устаревшем аттическом диалекте , что было общей тенденцией авторов, работавших в годы популярности « второй софистики ». При этом иногда у него встречаются латинизмы . В целом его стиль характеризуется как простой и ясный . Для «Римской истории» характерно значительное число речей, через которые автор нередко выражает свои собственные взгляды. В этих речах, построенных по примеру Фукидида, Дион прибегает и к частому использованию риторических приёмов, хотя обычно он использует их лишь при описании особенно важных моментов . В сочинении греческого историка довольно много антитез. Встречаются и элементы трагической историографии: например, при рассказе о землетрясении в Антиохии и о проскрипциях Суллы Дион Кассий делает акцент на драматизации текста, а не на передаче деталей . При описании событий императорской эпохи Дион начинает более подробно описывать характеры различных персонажей, особенно императоров .
Если историку не удавалось подобрать подходящий греческий термин для римского явления, он нередко использовал длинное разъяснение .
Порой Дион Кассий приносил историческую достоверность в жертву желанию быть похожим на « Историю » Фукидида: например, при описании войны Октавиана и Агриппы с Секстом Помпеем никейский историк взял за основу изложение афинским писателем событий Сицилийской экспедиции . Впрочем, круг чтения Диона не ограничивается Фукидидом и другими историками: он цитирует Гомера , Софокла , Еврипида , знает Демосфена , Эсхина , Андокида , Плутарха , римских авторов не из числа историков — Цицерона, Сенеку Младшего, Горация , Вергилия (цитирует его « Энеиду » в греческом переводе) .
Историк нередко дополняет изложение географическими, астрономическими, зоологическими экскурсами, часто упоминает архитектурные памятники и здания, связанные с историческими событиями, проявляет интерес к технике: в частности, Дион дважды со знанием дела рассказывает о технологиях строительства римских мостов .
В «Римской истории» не очень много подробностей, которые могли бы лучше раскрыть описанные события. Историк старательно придерживается установки на предложение читателю минимума деталей, которые считались недостойными исторического жанра (однако, вопреки этой установке, Дион по ходу изложения упоминает множество малозначимых персонажей ). Историк традиционно избегает называть даты, хотя и подсчитывает время правления каждого императора с точностью до дня. Например, называя дату битвы при Акции , Дион Кассий просит прощения у читателей за эту подробность, объясняя, что именно с этого дня он отсчитывает правление Октавиана . Лишь начиная с правления Макрина начинают регулярно появляться даты разных событий. Историк также не включал в своё сочинение многие известные события, которые он счёл лишними. Например, рассказывая о событиях 59 года до н. э., Дион Кассий проигнорировал обширное законодательство Цезаря, поскольку оно, по его словам, очень велико и ничего не добавляет к повествованию . Это принесение подробностей в жертву стилю и историографическим канонам несколько снижает ценность Диона Кассия как исторического источника .
Хотя Дион по происхождению грек, его приверженность Римской империи не вызывает сомнений: он даже не сожалеет об утере греческими полисами и государствами независимости. Описывая прошлое, историк постоянно идентифицирует себя с сенатом, говоря о сенаторах в первом лице множественного числа . Впрочем, в отличие от Тацита , другого сенатора-историка, Дион лучшего мнения о монархии (как правило, его взгляды характеризуются как умеренно-монархические), а его взгляды на республику весьма сдержанные. Вслед за Фукидидом Дион Кассий полагает, что демократия ведёт к внутренним конфликтам, и считает именно народовластие причиной, по которой Римское государство едва не распалось . Впрочем, его монархизм имеет границы: будучи реалистом и помня о множестве примеров из истории и личного опыта, историк не особо уповал на «хороших» императоров. Вместо распространённого убеждения в необходимости занятия власти «хорошими» императорами он полагал, что между императорской и сенатской властью следует установить компромисс. Самоидентификация Диона с сенаторами позволила ему высоко отзываться о господстве сената в Римской республике в целом, а ряд политиков этого периода, поставивших общие интересы выше собственных, — Квинт Фабий Максим, Сципион Эмилиан и Катон Младший — удостоились его высокой оценки. Образцовыми императорами для Диона являются Октавиан Август, Траян, Марк Аврелий, Пертинакс, а идеальной эпохой — время правления Августа . О современной ему эпохе Дион Кассий невысокого мнения, он возмущается необразованностью придворных и даже императора Каракаллы .
Противников монархии он критикует, хотя не прекращает использовать сочинения сенаторов, оппозиционных императорам. Нередко предполагается, что взгляды историка на политику соответствуют вымышленной речи Мецената к Октавиану Августу в 52-й книге:
«…[следует] положить предел дерзости толпы, руководство государственными делами взять в свои руки вместе с другими лучшими людьми, так чтобы совет держали самые разумные, властвовали самые осведомлённые в военном деле, а воевали бы в качестве наёмников самые крепкие телом и самые бедные» .
Впрочем, в настоящее время указывается на необходимость осторожного приписывания Диону изложенных взглядов . Скорее, отрицательно историк относится к простому народу, а засильем преторианской гвардии в политике он возмущён .
Большое значение историк придавал сновидениям и чудесам , а также пророчествам , что было характерно для его эпохи ( ). В тексте своего сочинения он неоднократно упоминает привидевшуюся ему во сне богиню (вероятно, он имел в виду богиню Тюхе ) и говорит о других снах, влиявших на его поступки . Нередко Дион дополняет изложение своими рассуждениями о морали .
Сочинение Диона Кассия сохранилось не полностью, а значительная часть работы известна лишь по извлечениям, сделанным в византийскую эпоху.
«Римскую историю» часто использовал для написания своей работы византийский историк XII века Иоанн Зонара (его сочинение называлось « др.-греч. Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν » — «Извлечение ( Эпитома ) из исторических сочинений»). Книги 7—9 работы Зонары (от Энея до 146 года до н. э.) в основном опираются на материал Диона Кассия (книги «Римской истории» до 21-й включительно), хотя привлекаются также работы Плутарха и Геродота. Благодаря этому содержание первых книг Диона в целом известно, хотя и со значительными сокращениями. После сообщения о разрушении Карфагена Зонара указывает, что не может найти никаких древних источников для этого периода . Зонара также использовал Диона Кассия для описания событий после убийства Цезаря (44-я книга «Римской истории») и до правления Нервы (68-я книга). Впрочем, здесь извлечения из Диона Кассия заметно меньшие по объёму, и вместе с ними используются материалы Плутарха, Иосифа Флавия, Аппиана и Евсевия Кесарийского. Возможно, для этого раздела своего труда Зонара пользовался не только оригинальным сочинением Диона Кассия, но и извлечениями Ксифилина ( ). Начиная с правления Траяна Зонара наверняка использует не оригинальный текст «Римской истории», а извлечения Ксифилина .
Книги с 36-й по 60-ю сохранились почти целиком (лишь в книгах с 54 по 60 есть лакуны). Всего известно 11 манускриптов с этой частью «Римской истории» . Сохранился также большой фрагмент книг 78—79 (в другой системе нумерации книг историка их нумерация — 79 и 80) .
Трапезундский монах второй половины XI века Иоанн Ксифилин, племянник константинопольского патриарха Иоанна VIII Ксифилина , составил извлечения («Эпитомы» ) книг «Римской истории» с 36-й по 80-ю . Заказчиком, возможно, был император Михаил VII Дука . Эти извлечения являются важным источником для восстановления содержания книг с 61-й по 80-ю, в которых в том числе есть немало свидетельств о карьере самого Диона Кассия. Для работы Ксифилина характерно хаотичное заимствование отдельных фрагментов оригинального материала, который он почти не подвергал обработке. Впрочем, он иногда добавлял в текст свои комментарии и дополнения, которые касаются прежде всего истории раннего христианства . По мнению Фергюса Миллара , Зонара талантливее как компилятор по сравнению с Ксифилином: ему лучше удаётся сокращать оригинальные фразы без потери смысла и сохранять структуру «Римской истории» . А. В. Махлаюк указывает и на явно намеренные пропуски важной информации (например, о британском походе Клавдия), сделанные Ксифилином .
Наконец, в византийскую эпоху был сделан ряд обширных тематических извлечений из сочинения Диона Кассия. Самые известные выполнены в правление Константина Багрянородного :
Эти извлечения отличаются почти буквальным цитированием. Компиляторы лишь дополняли первое предложение цитаты для лучшей передачи контекста фразы, незначительно меняли грамматику, заменяли речь от первого лица на третье. В некоторых случаях составитель прерывал предложение, не завершив его, и пересказывал длинные фразы . Иногда составители пропускали неинтересные для себя материалы .
На «Римскую историю» опирались также историк Евстахий из Эпифании ( VI век ) и Иоанн Антиохийский ( VII век ). Кроме того, фрагменты Диона Кассия о событиях 207—200 годов до н. э. сохранились в одной из рукописей «Географии» Страбона . Книги с 22-й по 35-ю, где описываются события от разрушения Карфагена до 68 года до н. э., сохранились лишь в незначительных фрагментах, поскольку их не использовали Зонара и Ксифилин . 61 краткий фрагмент «Римской истории» сохранился в подборке цитат, сделанной Максимом Исповедником , ещё 137 — в анонимном трактате «О синтаксисе» в рукописи Codex Parisinus 345 . Множество единичных цитат встречается у византийских авторов, охотно ссылавшихся на «греческого Ливия» .
В конце XIX — начале XX века филолог предпринял попытку восстановления текста Диона Кассия на основе разрозненных свидетельств. Его труд лежит в основе всех современных изданий и переводов. В начале XX века Эрнест Кэри и Герберт Фостер выпустили свою версию текста в серии « Loeb Classical Library », которая отличается от версии Бойссевена нумерацией параграфов . Долгое время «Римская история» считалась вторичным сочинением, но к концу XX века оценки Диона Кассия изменились в сторону улучшения .
Текст и английский перевод:
Французский перевод :
Русские переводы (частичные) :