Медея (Корнель)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пьер Корне́ль ( фр. Pierre Corneille ; 6 июня 1606 , Руан — 1 октября 1684 , Париж ) — французский поэт и драматург , отец французской трагедии ; член Французской академии (с 1647; на кресле № 14 ). Старший брат драматурга Тома Корнеля .
Сын руанского чиновника . Окончил коллеж иезуитов ( 1622 ; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В 1628 году получил место прокурора , однако мало интересовался служебной карьерой. До 1635 года занимал различные чиновничьи должности, в 1647 году стал членом Французской академии, в 1662 году переехал в Париж.
К моменту избрания в Академию Корнель был известен как сочинитель «галантных» стихов и комедий «Мелита, или Подмётные письма», «Клитандр, или Освобождённая невинность», трагедии «Медея», трагикомедии «Сид», в центре которых — отношения между личностью и абсолютистским государством, что ознаменовало собою начало театра французского классицизма, где симпатии автора были на стороне власти.
Эти симпатии стали ещё более явными в трагедиях «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа». К началу 1644 года у Корнеля, начиная с трагедий «Родогуна», «Теодора» и «Гибель Помпея», происходит разочарование в абсолютизме, и эти его трагедии получили в литературоведении название «второй манеры», ибо их содержание — это не судьбы нации, а образ монарха-тирана и кипящие вокруг него страсти придворных интриганов и проходимцев.
После избрания его академиком пишет трагедии «Никомед» и «Сурена», свидетельствующие о резком падении его таланта .
Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало , Корнелю была назначена маленькая пенсия . Корнель умер в Париже в полной нищете, и лишь Великая французская революция 1789 года принесла ему посмертную славу.
Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия « Мелита » (1629), однако в 1946 году была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы « Алидор, или Безразличный » (написана между 1626 и 1628 годов, опубликована в 2001 году), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом драматурга (по другим версиям, её автор — Жан Ротру ). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Армана Ришельё .
С Корнель писал трагедии, сначала подражая Сенеке ; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит « Медея » (1635). Затем, вдохновившись испанским театром, он написал « Комическую иллюзию » (1636) — тяжеловесный фарс , главный герой которого — испанский матадор .
В конце 1636 года появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был « Сид », сразу признанный шедевром; создалась даже поговорка : «прекрасен как Сид» ( beau comme le Cid ). Париж , а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию в Sentiments de l’Académie sur le Cid : автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства. При этом никто из критиков не говорил, что Корнель прославил врагов страны. Между тем Сид — испанский герой, а первая постановка состоялась в разгар войны с Испанией ( Тридцатилетняя война ), в тяжёлое для Франции время военных поражений.
Написанная в Руане трагедия « Гораций » была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене Бургундского отеля. Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал. Включённая в репертуар театра « Комеди Франсез », трагедия на этой сцене выдержала количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы выступали такие прославленные актёры, как мадемуазель Клерон, Рашель , Муне-Сюлли и другие.
Впервые «Гораций» был издан Огюстеном Курбе в январе 1641 года.
К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер ( Marie de Lamprière ), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье . В 1647 году Корнель был избран членом французской академии (кресло № 14).
Начиная с 1651 года Корнель увлёкся религиозной поэзией, и напечатал вскоре стихотворный перевод трактата « О подражании Христу » ( Imitation de Jésus Christ ). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за последующие 20 лет 130 изданий. За ним последовали несколько других переводов, панегирики Деве Марии , псалмы и т. д.
Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был ориентирован на подражание латинской драме Сенеки . Талантливые предшественники Корнеля — Александр Арди , Робер Гарнье , Жан Ротру и другие — не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в сухую декламацию . Корнелю удалось оживить французскую драму, привив ей испанский элемент движения и эмоций; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по сути, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.
Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что « Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин — такими, каковы они в действительности ». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводят к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей.
Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poème dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.
В «Горации» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму ; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи.
В «Полиевкте» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей.
Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе — исключителен для своего времени. Умение заключить в одной фразе сущность личности составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» ( Qu’il mourût! ) старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; яркий контраст между словами Горация: Albe vous a nommé — je ne vous connais plus и ответом Куриация: je vous connais encore — всё это и многое другое вызывало восхищение современников.
Пьесы Корнеля на русский язык переводили:
Наиболее полное собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство» , куда вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена» .