Interested Article - Де лас Касас, Бартоломе

Бартоломе́ де лас Ка́сас ( исп. Bartolomé de las Casas , 11 ноября 1484 , Севилья , Королевство Кастилия и Леон 17 июля 1566 , Мадрид , Королевство Кастилия и Леон ) — испанский священник - доминиканец , первый постоянный епископ Чьяпаса и историк Нового Света . Автор « Истории Индий », «Апологетической истории», ряда других трудов. Прославился протестами против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов. Считается одним из первых борцов за права человека в истории . В 2000 году католическая церковь начала процесс его беатификации .

Биография

Бартоломе де лас Касас, как было установлено в 1970-е годы, родился в 1484 году в Севилье (хотя в более старой литературе указывался 1474 год). Его отец, Педро де лас Касас, купец, происходил от одной из семей, мигрировавших из Франции и основавших город Севилью; фамилия также писалась «Касаус» ( Casaus ) По мнению одного биографа, лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть семьи евреев , обращённых в христианство , хотя другие исследователи считают лас Касасов древними христианами, мигрировавшими из Франции .

Со своим отцом Педро эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков ( таи́но ) на Кубе в 1512 году . 30 ноября 1511 г. он услышал проповедь доминиканца , обвинявшего конкистадоров в негуманном отношении к коренным жителям. Этот день стал поворотным в жизни Бартоломе — он начинает борьбу за права индейцев. Предпринятой им в 1520 -1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден .

Представленный королю Испании Филиппу II , лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый Свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению лас Касаса, обязанность испанцев — не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки , хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты «Новые законы» в защиту индейцев в колониях.

Во время неоднократных поездок в Испанию Лас Касас успешно добивался приостановления действия системы « энкомьенда » ( исп. encomienda ), которая фактически легализовала рабский труд в испанской Америке. В 1550 году смог организовать в Вальядолиде большой диспут с идеологом закрепощения индейцев Хуаном Хинесом де Сепульведа .

Творчество

Лас Касас, разделявший гуманистические убеждения Франсиско де Виториа , написал монументальный труд « История Индий » ( исп. Historia de las Indias ) и был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба . Прославился благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах , он описывает весьма подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества.

В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» ( исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias ), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке — в частности, на Антильских островах , в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике — среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев.

В одной из своих последних книг, написанной перед самой смертью, De thesauris in Peru , он страстно отстаивает права коренных жителей Перу против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой . Книга ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение Атауальпы (правителя инков ), а также на ценности, найденные и взятые в местах захоронений коренного населения.

На творчество Лас Касаса повлияли взгляды Пьетро Мартире д’Ангьера .

Влияние

Хотя Лас Касасу не удалось остановить распространение энкомьенды , которая была выгодна высшим слоям испанских колонизаторов, его труды не пропали даром. Они были переведены и переизданы по всей Европе, став ядром чёрной легенды о зверствах испанских колонизаторов. Рассказы Лас Касаса об индейцах окрасили представления Монтеня , Шекспира и других современников о Новом свете и способствовали складыванию в европейской литературе образа индейца как благородного дикаря .

Память

  • Именем монаха назван один из муниципалитетов ( исп. Fray Bartolomé de las Casas ) в департаменте Альта-Верапас (Гватемала).
  • В 1993 году мексиканский кинорежиссёр Серхио Ольхович снял фильм «Брат Бартоломе де ла Касас» ( исп. Fray Bartolomé de las Casas ).

Примечания

  1. ↑ (кат.) — , 1968.
  2. В ряде источников указывается дата 1474 год
  3. Beuchot, Mauricio. Los fundamentos de los derechos humanos en Bartolomé de las Casas . Anthropos Editorial, 1994. ISBN 978-84-7658-430-9 .
  4. Wagner, Henry Raup; Parish, Helen Rand. Жизнь и труды Бартоломе де лас Касаса = The Life and Writings of Bartolomé de Las Casas. — University of New Mexico Press, 1967. — P. 1—3. — ? p.
  5. Giménez Fernández, Manuel. Fray Bartolomé de Las Casas: A Biographical Sketch // Bartolomé de las Casas in History: Toward an Understanding of the Man and his Work : [ англ. ] / Friede, Juan; Keen, Benjamin. — DeKalb : Northern Illinois University Press, 1971. — P. 67. — 67-126 p. — (Collection spéciale: CER). — ISBN 978-0-87580-025-7 .
  6. (неопр.) . Дата обращения: 29 октября 2010. 6 ноября 2010 года.
  7. (неопр.) . World Digital Library (1620). Дата обращения: 27 августа 2013. 15 сентября 2013 года.

Литература

Ссылки

  • Notice documentaire IdRef

Same as Де лас Касас, Бартоломе