Аппиан, Адольф
- 1 year ago
- 0
- 0
Аппиа́н Александри́йский ( др.-греч. Ἀππιανός Ἀλεξανδρεύς ; родился около 95 года, Александрия , Египет , Римская империя — умер после 170 года, Рим , Римская империя) — древнеримский историк, писавший по-гречески .
О жизни Аппиана известно очень мало. Он жил во время императоров Траяна , Адриана и Антонина Пия . Аппиан сперва занимал высокую государственную должность в Египте , после чего получил римское гражданство и был зачислен в сословие всадников . После этого Аппиан был адвокатом в Риме .
Аппиан написал по-гречески историю Рима (законченную до 162 года ) — произведение « » ( др.-греч. Ῥωμαϊκά / Ῥομαϊκὴ ἱστορία — Ромаика́ / Ромаикэ́ хистори́а ), которая хронологически охватывала период от древних времён до современной ему эпохи. В своём труде он описывает историю различных территорий до их присоединения к Риму по этническому принципу и в том порядке, в каком они подпадали под власть Рима . Всего Аппиан написал 24 книги, однако до наших дней дошли целиком лишь книги VI—VIII и XII—XVII. Кроме того, от некоторых книг сохранились небольшие, но порой и довольно значительные отрывки — выписки, сделанные в Средние века в Византии . Также сохранилось написанное Аппианом предисловие.
Список книг « » Аппиана ( жирным шрифтом отмечены книги, дошедшие до нас полностью, курсивом — не дошедшие совершенно):
Аппианом серьёзно заинтересовались в византийскую эпоху: Евагрий Схоластик оставил отзыв об Аппиане и поставил его в одном ряду с Дионисием Галикарнасским, Полибием и Аррианом. В середине XV века Пьер Кандидо Дечембрио переводит Аппиана на латинский язык, и в 1477 году Аппиан впервые издаётся в Европе; перевод получил значительное распространение. Первое полное издание Аппиана было выполнено в 1785 году .
В XIX веке Аппиан неоднократно подвергался критике за вольное обращение с фактами. По словам Эдуарда Шварца , Аппиан был « высокопоставленным дилетантом, время от времени перемежающим деятельность адвоката фиска и прокуратора писательством » . Карл Маркс и Фридрих Энгельс положительно отзывались об Аппиане; высоко ценился Аппиан и в советской исторической науке.
Из древних историков, которые описывали борьбу, происходившую в недрах Римской республики, только Аппиан говорит нам ясно и отчётливо из-за чего она велась: из-за земельной собственности
— Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.
Особую ценность для историков представляют 5 книг «Гражданских войн», поскольку они являются единственным дошедшим до нас целостным связным повествованием от деятельности братьев Гракхов до начального этапа гражданской войны после убийства Юлия Цезаря , а именно до 37 до н. э. . В частности, изложение Аппианом деятельности Гракхов и последующих событий — само по себе единственное последовательное описание этого периода, — оказало значительное влияние на историков.
Тем не менее, отдельные приводимые им факты иногда расходятся с данными других источников . Как правило, разночтения с другими источниками связываются современными исследователями либо с попыткой выстроить чёткую картину событий, либо с использованием в работе сведений других авторов без надлежащего согласования, либо с использованием в работе сведений одного-единственного автора, материал которого уже содержал неточности . В основном Аппиан неточен с именами, датами, последовательностью событий и географическими описаниями .
В качестве основного источника для «Гражданских войн» обычно называется Гай Азиний Поллион (его «История», написанная на латинском языке, не сохранилась) . Эта точка зрения была впервые озвучена голландским историком Йоханом Вейнне (Johan Wijnne) в 1855 году .
В своей работе Аппиан также упоминает автобиографию Октавиана Августа, официальные документы, памфлеты периода гражданских войн .
так оценивает стиль Аппиана:
Вероятно, несмотря на отсутствие у нашего историка фундаментальной энциклопедичности Тита Ливия или глубины изложения и понимания общественных проблем Тацита , в его книгах есть нечто, что привлекает к себе тех, кто стремится глубже познакомиться с историей Рима, и, в частности, разобраться в тех сложнейших отношениях людей, которые возникали в переломную во многих отношениях эпоху I—II вв. до н. э., когда римская государственность претерпевала жесточайший кризис и когда все её основания фактически обновились. Для этого более всего подходит именно историк типа Аппиана — не увлекающийся ненужными деталями социологического характера, чем весьма часто грешат современные авторы, посвящающие свои труды истории человеческих сообществ, ведущий изложение свободно и ясно, без лишней риторики, без напыщенности и ненужных отступлений. Он стремится быть правдивым и подняться выше предвзятых оценок деятельности отдельных политиков и партий, но, что самое главное, для него стержнем изложения является свободная и творческая человеческая личность, причем именно личность, а не организация.
Русские переводы (лучшее издание: 2006 года):