Гней Помпей (консул-суффект 31 года до н. э.)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гней Домиций Агенобарб ( лат. Gnaeus Domitius Ahenobarbus ; умер в 31 году до н. э) — римский военачальник и политический деятель из плебейского рода Домициев , консул 32 года до н. э. Упоминается в источниках, начиная с 50 года до н. э. Участвовал в гражданской войне между Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем Великим на стороне последнего. Вернулся в Рим в 46 году до н. э., но прощение Цезаря, возможно, так и не получил. По данным ряда источников, участвовал в убийстве диктатора . В 43 году до н. э. был объявлен «врагом отечества». В Филиппийской войне сражался на стороне республиканцев; командовал эскадрой и одержал большую победу на море, за которую был провозглашён императором (42 год до н. э.). После гибели Брута и Кассия некоторое время самостоятельно воевал против второго триумвирата , но в 40 году до н. э. перешёл на сторону Марка Антония . Участвовал в Парфянском походе последнего (36 год до н. э.), в разгроме Секста Помпея (35 год до н. э.). Получил консулат на 32 год до н. э. Занимал первые позиции в окружении Антония, но всё же перешёл к Октавиану , когда началась Актийская война . Умер накануне битвы при Акции .
Правнуком Гнея Домиция был император Нерон .
Гней Домиций принадлежал к плебейскому роду, который позже, во времена Августа , был включён в состав патрициата . Согласно легенде, рассказанной Светонием , первый представитель этого рода однажды встретил «юношей-близнецов божественного вида», которые приказали ему сообщить римлянам о победе, одержанной на войне. «А в доказательство своей божественной силы они коснулись его щёк, и волосы на них из чёрных стали рыжими, медного цвета». Этот Домиций получил прозвище Агенобарб ( Ahenobarbus , «рыжебородый»), ставшее когноменом для его потомков . Первым из этой семьи достиг консулата (в 192 году до н. э.) правнук родоначальника, Гней Домиций Агенобарб . Потомком последнего в четвёртом поколении был Луций Домиций Агенобарб , консул 54 года до н. э. и отец Гнея . Домиции отличались не только знатностью, но и размером состояния: их причисляют к богатейшим семьям Рима .
Матерью Гнея была Порция , сестра Марка Порция Катона (впоследствии известного как Утический ). По матери она была племянницей народного трибуна Марка Ливия Друза и происходила от патрициев Корнелиев . Через неё Гней Домиций приходился двоюродным братом Марку Юнию Бруту , сыну ещё одной сестры Катона.
Первое упоминание о Гнее Домиции в сохранившихся источниках относится к 50 году до н. э. Тогда он привлёк к суду Гнея Сатурнина ; это была месть за то, что Сатурнин помешал избранию отца обвинителя в жреческую коллегию авгуров . В январе 49 года до н. э. началась гражданская война между Гаем Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем Великим , в которой Агенобарбы вместе с их родственником Катоном заняли сторону последнего. Луций Домиций был назначен наместником Галлии вместо Цезаря и отправился на север вместе с сыном , но в городе Корфиний в Умбрии был окружён врагом и принуждён к капитуляции. Цезарь, демонстративно проводивший «политику милосердия», отпустил пленников. После этого Гней Домиций отправился в Неаполь , к матери; известно, что по пути туда он проезжал 8 марта через Формии .
В дальнейшем Агенобарб присоединился к Помпею, переправившемуся с армией на Балканы. Позже в помпеянском лагере появился и его отец, который в течение лета 49 года до н. э. руководил обороной Массилии . 9 августа 48 года до н. э. произошла решающая битва при Фарсале , в которой Цезарь одержал победу. Луций Домиций погиб в схватке, а Гней смог спастись. Двумя годами позже он вернулся в Италию, причём, по-видимому, не добился предварительно прощения Цезаря, как поступали другие видные помпеянцы. Такой вывод антиковеды делают из письма, направленного Гнею Марком Туллием Цицероном в мае 46 года до н. э. : Цицерон просит адресата «сохранить себя невредимым» для матери и жены . Остаётся неясным, произошло ли вообще окончательное примирение Гнея с диктатором : в одном из источников говорится, что при Цезаре Агенобарб «утратил высокое положение» . Летом 45 года до н. э. умерла мать Гнея, и Цицерон произнёс в память о ней хвалебную речь, текст которой передал Бруту и Агенобарбу .
В марте 44 года до н. э. Цезарь был убит заговорщиками. Источники дают противоречивые данные об участии в заговоре Гнея Домиция. В числе убийц диктатора называет его во второй филиппике Цицерон; Агенобарб стал одним из осуждённых по закону Педия 43 года до н. э.; во время переговоров в Брундизии в 40 году до н. э. Октавиан прямо называет его убийцей Цезаря (об этом сообщает Аппиан) . Об участии Гнея в заговоре уверенно пишут Дион Кассий и Иоанн Зонара . С другой стороны, у того же Аппиана оппонент Октавиана доказывает, что Гней не состоял в заговоре и вообще не был на заседании сената в иды марта . О непричастности Гнея к убийству Цезаря пишет и Светоний . Антиковед Фридрих Мюнцер полагает, что, даже если Агенобарб не был в числе непосредственных убийц, он должен был участвовать в заговоре, учитывая его прошлое, связи с Брутом (двоюродным братом) и Кассием (мужем двоюродной сестры ), а также последующие события .
Летом 44 года до н. э., когда убийцы Цезаря поняли, что не получат в Риме ожидаемой поддержки, Гней Домиций уехал из города вместе с Брутом и Кассием. В Кампании они погрузились на суда, и Кассий отправился в Азию , а Брут и Агенобарб — в Македонию ; началось формирование армии для новой гражданской войны . Известно, что в конце того же года Гней перехватил 500 всадников, которых цезарианец Луций Корнелий Цинна вёл к проконсулу Сирии Публию Корнелию Долабелле , и добился перехода этого отряда на сторону республиканцев . В 43 году до н. э. Агенобарб претендовал из Македонии на освободившееся место в жреческой коллегии понтификов, но потерпел поражение. А осенью того же года в Риме был принят закон Педия , который лишил воды и огня за бессудную расправу над высшим должностным лицом Республики всех убийц Цезаря; в их числе оказался и Гней Домиций .
Во главе цезарианской партии встал Второй триумвират (союз Октавиана, Марка Антония и Марка Эмилия Лепида ), который в 42 году до н. э. двинул армию на Балканы. Агенобарб возглавил эскадру в 50 кораблей и присоединился к Луцию Стацию Мурку ; флот республиканцев крейсировал в Ионическом море , препятствуя переправе войск триумвиров. 3 октября 42 года до н. э., в день первой битвы при Филиппах Гней Домиций и Луций Стаций одержали большую победу над флотом Гнея Домиция Кальвина . Большая часть кораблей цезарианцев была потоплена вместе с находившимися на их борту солдатами, и Кальвин тоже несколько дней считался погибшим . После этой победы войска провозгласили Агенобарба императором ; он увековечил свой успех, отчеканив золотые монеты с соответствующей легендой .
Узнав о разгроме и гибели Брута и Кассия (в ноябре 42 года до н. э.), Гней Домиций долго крейсировал у побережья, подбирая беглецов. Позже Мурк увёл свои корабли к Сексту Помпею , который тогда контролировал Сицилию . Агенобарб же, под командованием которого остались 70 кораблей и 2 легиона , продолжил самостоятельную войну против триумвиров в Адриатическом и Ионическом морях: он опустошал побережье Италии, сжёг в Брундизии флот Октавиана и осадил этот город. К нему присоединились некоторые сторонники Луция Антония (брата Марка), разгромленного Октавианом в ходе Перузинской войны . Только в начале 40 года до н. э., когда обострились отношения между Октавианом и Антонием, Гней Домиций согласился на переговоры с последним. Ключевую роль тут сыграли уговоры Гая Азиния Поллиона .
В 40 году до н. э. Римская держава стояла на грани новой гражданской войны. Марк Антоний, управлявший Востоком, готовился прибыть в Италию с большим флотом, и после этого могло произойти открытое столкновение между ним и Октавианом. Гней Домиций и Поллион «стали подготовлять для Антония удобную высадку и собирать по Италии продовольствие, как если бы он тотчас же и должен был явиться» . Узнав, что Марк отплыл из Керкиры, Агенобарб отправился ему навстречу со всем флотом. Триумвир продемонстрировал Гнею Домицию максимальное доверие: он сблизился с большой эскадрой Агенобарба во главе всего 5 кораблей. Произошло официальное примирение, а флот и армия Гнея присягнули на верность Антонию .
За этими событиями последовали переговоры между Антонием и Октавианом. Последний, всегда выступавший против убийц Цезаря, упрекал коллегу по триумвирату за его союз с Агенобарбом; поэтому Антоний отослал Гнея на Восток, назначив его наместником Вифинии . В Брундизии триумвиры заключили , одним из последствий которого стали амнистия и полное восстановление в правах для Агенобарба. А на совещании в Путеолах в 39 году до н. э. был утверждён список консулов на последующие годы; в этом списке оказался и Гней Домиций, коллегой которого должен был стать « новый человек » из окружения Октавиана Гай Сосий . Агенобарб ещё более укрепил своё положение, обручив в 37 году до н. э. сына с двухлетней дочерью Антония , которая приходилась Октавиану внучатой племянницей .
В 36 году до н. э. Агенобарб принял участие в походе Антония против парфян , закончившемся неудачей: римляне не смогли взять столицу Атропатены и пробились в Сирию только ценой огромных потерь . В начале отступления именно Гнею Домицию Антоний поручил обратиться к солдатам с ободряющей речью . В 35 году до н. э. Агенобарб совместно с Марком Тицием и наместником Азии Гаем Фурнием боролся против Секста Помпея, вытесненного Октавианом из Западного Средиземноморья. Сначала Помпей декларировал мирные намерения, но при этом он планировал захватить Гнея в заложники; помочь ему должен был некто Курий, один из приближённых проконсула. Этот план был раскрыт, Курия казнили . После этого Помпей начал войну, но был разбит, взят в плен и казнён .
В 32 году до н. э. Гней Домиций занял должность консула совместно с ещё одним сторонником Антония — Гаем Сосием . В это время резко обострились отношения между триумвирами. Консулы потребовали от сената утвердить ряд недавних распоряжений Антония на Востоке — в частности, передачу его сыновьям территорий некоторых вассальных Риму царств; столкнувшись с открытой враждебностью Октавиана, Агенобарб и Сосий с 300 сенаторами бежали из Рима и в марте прибыли в Эфес . В Риме же были назначены консулы-суффекты .
В это время Гней Домиций занимал привилегированное положение в окружении Антония; по словам Гая Веллея Патеркула , он был единственным, кто обращался к Клеопатре только по имени . Предположительно, именно в честь Гнея царица назвала один из основанных ею в Киликии городов — . В ходе подготовки к войне Агенобарб пытался убедить Антония отослать Клеопатру в Египет, чтобы Октавиан не мог использовать её участие в походе для своей политической пропаганды, но из этого ничего не вышло . В связи с этим эпизодом исследователи называют Гнея главой «римской партии» в окружении Антония .
Поскольку война складывалась неудачно для Антония, его сторонники начали перебегать к Октавиану. По словам Светония , Гней Домиций получил предложение от офицеров отстранить Антония и Клеопатру от командования и самому возглавить войска. Но Агенобарб был болен и, полагая, по-видимому, что дело Антония проиграно, уже в жару и лихорадке тайно бежал в лагерь Октавиана (31 год до н. э.) . Антоний был очень раздосадован его бегством, но всё же отослал Агенобарбу его вещи, отпустил его друзей и рабов . При этом Антоний распустил слух, что Гней сбежал, соскучившись по своей любовнице Сервилии Наиде .
Агенобарб умер от болезни спустя всего несколько дней после своего перехода к Октавиану. Это произошло незадолго до решающей битвы при мысе Акций .
Жена Гнея Домиция в источниках не упоминается. Две его внучки носили имя Домиция Лепида , и поэтому антиковед Рональд Сайм предположил , что Гней был женат на патрицианке Эмилии Лепиде. Эта матрона могла быть дочерью Луция Эмилия Лепида Павла , консула 50 года до н. э., и, соответственно, племянницей триумвира Марка Эмилия Лепида. В одной из надписей ( CIL VI 31735 ) упоминается Манлия — предположительно вторая жена Агенобарба .
Сыном Гнея Домиция (предположительно от первого брака) был Луций Домиций Агенобарб , консул 16 года до н. э., который был женат на одной из дочерей Марка Антония и стал дедом императора Нерона .
Светоний, перечисляя предков Нерона по мужской линии, говорит, что Гней Домиций «бесспорно был лучше всех в своём роду». Только Агенобарб из всех осуждённых по закону Педия смог вернуться на родину и даже занять там высокое положение . Существует предположение, что именно этот Домиций стал заглавным героем одной из трагедий , упомянутой в « Диалоге об ораторах » Тацита .
Гней Домиций стал одним из персонажей трагедии Уильяма Шекспира « Антоний и Клеопатра », написанной на основе «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха и отчасти — «Римской истории» Аппиана. В пьесе именно Агенобарб рассказывает зрителям о первой встрече заглавных героев на реке (II, 2), и эту сцену исследователи считают одним из центральных мест трагедии . Перейдя на сторону Октавиана, Гней Домиций говорит: «Я сделал подлость, и за это мне // Не видеть больше радости вовеки», «Гнусней, чем я, людей на свете нет» (IV, 6).