Распространение
эллинистической
культуры и образованности к
I веку до н. э.
серьёзно способствовали трансформации римских нравов. Смягчение суровых установлений предков коснулось и судебной системы, в частности, системы наказаний: она очевидно эволюционировала в сторону большей гуманности.
Смертная казнь
фактически отошла в прошлое. По обычаю, обвиняемый в совершении уголовного преступления мог, не дожидаясь окончания процесса, отправиться в изгнание. В I веке до н. э. это наказание получило официальное оформление, будучи зафиксировано в ряде уголовных законов
Луция Корнелия Суллы
. Впрочем, неизвестно, насколько это смягчение коснулось низших слоёв римского общества: ведь в
источниках
фигурируют, главным образом, представители
сенаторского
и
всаднического
сословий
. Лишение воды и огня назначалось за следующие преступления
:
Преступления против величия
римского народа
, или против республики. Сюда относились действия, направленные к уменьшению величия
богов
,
города
, сената, оставление армии, а также восстание против
магистратов
, попытки их отстранения, умаление власти трибунов. Судебная интерпретация преступлений была весьма разнообразной (само понятие умаления величия было введено в
102 году до н. э.
). Детализированную квалификацию дал особый закон
Юлия Цезаря
, который включил в посягательства на величие римского народа передачу врагу земли или людей, поддержку врага, отпуск пленных,
дезертирство
, заговоры.
Злоупотребления
государственной казной
— вид должностных преступлений, заключавшихся, например, в хищении священного имущества, нарушении целостности городских стен и укреплений. Старое право придерживалось практики назначения за это изгнания, а с закона Юлия Цезаря и здесь применяли лишение воды и огня.
Публичное насилие
, которое включало в себя действия, помешавшие магистрату отправлять свои обязанности, а также всё, что нарушило общественное спокойствие. Сюда же позднее отошли и обвинения в насилии против частных лиц (не связанные ни с оскорблениями, ни с отнятием имущества, что считалось частными
деликтами
). Виновных в публичных насилиях наказывали лишением воды и огня, в частных — конфискацией 1/3 имущества и
лишением чести
(
лат.
infamia
).
Обман
, куда входили самые разнообразные по виду преступления: от
фальшивомонетничества
до злоупотребления доверием при частных сделках, включая обмеривание, обвешивание, изготовление фальшивых завещаний и т. д.
Осуждённый подлежал
изгнанию
из пределов Римского государства, он утрачивал
гражданскую правоспособность
, а всё его имущество подлежало
конфискации
. Запрещалось оказывать ему какую-либо помощь (давать пищу, кров). В случае самовольного возвращения он
объявлялся вне закона
, то есть мог быть убит безнаказанно любым лицом.