Interested Article - Клиентела
- 2020-03-27
- 1
Клиентела ( лат. clientēla, p. -lae ) — форма социальной зависимости в Древнем Риме : взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами . Восходит ко временам разложения родового строя.
До 509 до н. э.
Отношения патроната — клиентелы возникли задолго до появления плебеев в римском обществе . Первоначально они зародились внутри массы populus Romanus в результате её социально-экономической дифференциации и привели к появлению многочисленного зависимого сословия клиентов . В раннем, ещё царском, Риме не различались понятия populus Romanus и quirites , понятие патриции имело иной смысл, а понятие cives ( граждане ) не вошло в обиход. Никаких отличий в юридическом статусе у населения не наблюдалось, а сам Рим охотно привлекал иммигрантов, наделяя их равными правами, будучи заинтересованным в увеличении численности и обороноспособности своей молодой общины.
Однако обедневшие или утратившие родовые связи и нуждавшиеся в покровительстве люди втягивались в качестве патриархально-зависимых лиц в семьи богатых и влиятельных патрициев. Зависимые люди назывались клиентами , а их покровители — патронами . Здесь сказался тот фактор, что римская община, основанная на общественном землепользовании и натуральном хозяйстве, была организована по схеме curia — gens — familia , и чтобы пользоваться землёй либо просто иметь заработок, необходимо было быть частью этой системы. Римские курии , рода и семьи получали наделы по жребию (либо от царя напрямую), а внутри этих социальных организмов распоряжались выборные курионы , наследные родовладыки и отцы семейств — patres и pater familias (отсюда патриции ). Триб ( tribus ) ещё не существовало, так как в этом не было необходимости. Раннеримские клиенты напоминают древневосточных патриархально-зависимых лиц, втянутых в хозяйства богатых и знатных «домов».
Положение несколько изменилось в связи с активной деятельностью трёх последних римских царей (616—510 до н. э.), этрусков по происхождению, которые провели ряд важнейших реформ, в частности: были организованы три трибы по национальному признаку — Рамны ( латины ), Тиции ( сабины ), Луцеры (этруски); каждая триба включила в себя 10 курий, а каждая курия — 10 родов; отделившиеся от родов индивидуальные семьи, а также «лишние» рода и прочее население (добровольные или принудительные эмигранты) в эти 300 родов уже не включались автоматически. Впрочем, не исключено, что подобная система в отдельных её проявлениях могла складываться и в предыдущую эпоху выборных царей. Теперь только эти 300 родов считались патрициями—populus Romanus—quirites , остальные становились плебеями , и если все права имели только первые, то обязанности перед государством должны были нести все наравне, появился новый источник пополнения сословия клиентов наряду с вольноотпущенниками. Это положение несколько сгладил второй из этрусских царей — Сервий Туллий , ликвидируя национальные трибы и учреждая четыре территориальные, он включил в них и плебеев, заодно разделив всех вновь объединённых таким способом populus Romanus на имущественные классы с градацией части их прав и обязанностей.
После 509 до н. э.
Ситуация вновь обострилась с ликвидацией царской власти и установлением республики, захватившие власть аристократы присвоили себе огромные полномочия, по своему истолковав сословную систему — так как прежняя реформа не касалась курий и 300 родов, поэтому их члены стали патрициями—quirites—гражданами , а populus Romanus вновь толковалось исключительно как совокупность всех жителей по отношению к их обязанностям в рамках имущественных классов, только патриции имели право занимать выборные должности. Поток эмигрантов прибывал, а вместе с тем и естественно росла масса populus , теперь в большинстве своём — плебеев, значительная часть которых становилась клиентами патрициев, другая же часть решила активно бороться за уравнивание в правах, решения земельного и долгового вопросов, а значит и прекращения практики клиентелы. Эта борьба продолжалась всю эпоху ранней республики (509—265 до н. э.) и закончилась полной победой плебса. В (265—133 до н. э.) клиентела на долгое время консервируется как хорошо зарекомендовавший себя ранее инструмент политической борьбы — права голоса на центуриатных и введённых тогда же трибутных комициях плебеи никогда не лишались, чисто же экономическая и юридическая подоплёки клиентелы массово сходят на нет.
Вместе с тем к эпохе гражданских войн республики (133—31/27 до н. э.) постепенно меняются тактика и практика политической борьбы, а затем к эпохе Принципата традиционная борьба угасает вовсе. В эти эпохи клиентела приобретает отчётливый характер престижа для богатых патронов, которые теперь соревнуются меж собой как на старинный лад и в количестве, так и по-новому — в качествах своих клиентов. Клиенты, будучи одарёнными, но бедными лицами могли поправить своё состояние, к тому же к подобному покровительству вынуждены были прибегать и лица без римского гражданства в надежде его получить или просто обрести хоть какой-то статус в римском обществе. Однако общее число клиентов в Риме уже не приближалось к тому, что наблюдалось ранее. Разновидностью клиентелы, таким образом, были отношения между деятелями искусства и их покровителями, меценатами. Ярким примером является поэт-сатирик Марциал , часто субсидируемый своими патронами.
Заключение
По сути, клиентела имела особое значение в период Римской республики , причём клиентские обязательства зачастую передавались по наследству. Традиционно клиенты сопровождали своего патрона на Форуме , поддерживали его на выборах и служили на войне под его началом. При этом патрон обязывался защищать своих клиентов в случае судебных разбирательств, или выкупать членов их семей, попавших в зависимость, поддерживать их минимальные жизненные потребности, равно как и клиенты в случае необходимости были обязаны материально поддерживать его. Клиенты принимались в род патрона и носили его родовое имя, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона; хоронили клиентов на фамильном кладбище. Согласно Дионисию , клиенты были земледельцами, пастухами, ремесленниками. Землю они получали от патрона, который, как можно полагать, использовал для этого земельный фонд рода, а также мог делать заимки из ager publicus . Условия, на которых клиенты пользовались землёй, не известны не только для царской эпохи, но и для следующей эпохи республики. Одни учёные считают клиентов крепостными, другие — патриархальными рабами. По мнению отечественных историков, пока бесспорно одно, что в царский период клиенты начали формироваться в наследственное сословие лично зависимых людей, не считавшихся, однако, рабами .
Прочее
Клиентела была также юридической категорией в отношениях между Римской республикой и зависимыми и союзными государствами.
Литература
- Клиентела // Кварнер — Конгур. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 12).
- / И. Л. Маяк , В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Примечания
- Неронова В. Д. Лекция 23 . Ранний Рим // История Древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова , В. Д. Нероновой , И. С. Свенцицкой . — Изд. 3-е, испр. и доп. — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1989. — Т. 2. . — 572 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016781-9 .
- 2020-03-27
- 1