Interested Article - Пинарии

Пина́рии ( лат. Pinarii ) — один из древнейших патрицианских римских родов, известный ещё в эпоху раннего Рима (а возможно, и с доримских времён). Род Пинариев обладал привилегией (наряду с родом Потициев ) на отправление культа Геркулеса. Представители рода принимают активнейшее участие в политической жизни Рима вплоть до времён ранней империи .

История и происхождение рода. Культ Геркулеса

В римских мифах легендарный предок Пинариев был одним из аркадцев , встретивших Геркулеса на Палантинском холме после его победы над Каком . После узнаванием Эвандром Геркулеса был учреждён обычай жертвоприношения и устроен ( Herculis Invicti Ara Maxima ), в качестве жрецов Великого Алтаря призвали два самых уважаемых рода — Потициев и Пинариев .

Тогда-то впервые и принесли жертву Геркулесу, взяв из стада отборную корову, а к служению и пиршеству призвали Потициев и Пинариев, самые знатные в тех местах семьи. Случилось так, что Потиции были на месте вовремя и внутренности были предложены им, а Пинарии явились к остаткам пиршества, когда внутренности были уже съедены. С тех пор повелось, чтобы Пинарии, покуда существовал их род, не ели внутренностей жертвы.

Остатки Великого Алтаря Непобедимого Геркулеса в церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме.

Такой рассказ свидетельствует о древнем, возможно, ещё доримском происхождении рода. Также из анализа данного мифа можно сделать предположение о происхождении Пинариев из города Тибур (культ Геркулеса был очень развит в Тибуре и пришёл в Рим именно из этого города) либо о происхождении от греческих колонистов .

Рассмотренное предание являлось попыткой объяснения происхождения семейного культа ( sacra gentilicia ) Геркулеса и распределения ролей в указанном культе между родами Потициев и Пинариев. Данный культ, отправлявшийся в , расположенном на Бычьем Форуме , начиная с ранней истории Рима вплоть до времён конца ранней Республики , имел характер семейного. В 312 до н. э. цензор Аппий Клавдий Цек преобразовал семейный культ Геркулеса в государственный ( sacra publica ), передав функцию проведения обрядов общественным рабам .

Родственные Пинариям роды

Для родов Пинариев, Потициев и Фабиев , основываясь на принадлежности к общему семейному культу Геркулеса (а в случае Фабиев — на возведении своего происхождения к самому Геркулесу), исследователи делают предположение о возможном родстве этих трёх родов .

Имя рода

Легенда, рассказывающая о происхождении культа Геркулеса, выводит имя рода Пинариев от греч. απο τοΰ πείνας — «голодать, быть голодным», происходящее от обычая, по которому при принесении жертвы Геркулесу Пинарии, в отличие от Потициев, не ели внутренности жертвы .

Другие версии возводили происхождение Пинариев к Пину, сыну Нумы Помпилия (так же, как Помпонии возводились к Помпу, Кальпурнии — к Кальпу, а Мамерции — к Мамерку) . Но данная версия представлялась сомнительной уже в античную эпоху и связывалась с желанием претендующих на особую знатность римлян возвести своё происхождение к уважаемому и благочестивому царю, либо это может быть связано с желанием неизвестного автора объяснить происхождение когномена «Рекс», употреблявшегося в этих родах .

Родовые имена

Среди Пинариев использовались имена Публий (лат. Publius ), Луций (лат. Lucius ), Марк (лат. Marcus ), Тит (лат. Titus ). В эпоху империи встречается также имя Гней (лат. Gnaeus ).

Ветви рода

В роду Пинариев выделяются фамилии Мамерцин ( Mamercinus ) — от личного имени Мамерк, Натта (от лат. natta — «валяльщик»), Поска (от лат. posca — « поска , напиток из воды, уксуса и яиц»), Скарп ( Scarpus ) — значение слова не ясно, возможно, этрусского происхождения .

Представители рода

См. также

Примечания

  1. Тит Ливий . История от основания города , I, 7.
  2. Дионисий Галикарнасский . Римские древности, Книга I, глава XL.
  3. Диодор Сицилийский . Историческая библиотека, КНИГА 21.
  4. Маяк И. Л. . Рим первых царей. Генезис римского полиса. — М., 1983. С.135
  5. Тит Ливий . История от основания города , IX, 29.
  6. Маяк И. Л. . Рим первых царей. Генезис римского полиса. — М., 1983. С.150—151
  7. Секст Аврелий Виктор . О происхождении римского народа, VIII.
  8. Плутарх . Сравнительные жизнеописания , Нума, 21.
  9. Немировский А. И. . История раннего Рима и Италии. Возникновение классового общества и государства. — Воронеж, 1962. С.43
  10. Маяк И. Л. . Рим первых царей. Генезис римского полиса. — М., 1983. С.140
  11. . Дата обращения: 24 декабря 2014. 30 января 2015 года.
  12. Дионисий Галикарнасский . Римские древности, III, 67;
  13. Дионисий Галикарнасский . Римские древности, VIII, 1—3;
  14. Дионисий Галикарнасский . Римские древности, VIII, 23;
  15. Тит Ливий . История Рима от основания Города , II, 56;
  16. Дионисий Галикарнасский . Римские древности, IX, 40;
  17. Амвросий Феодосий Макробий . Сатурналии , I, 13 (21);
  18. Тит Ливий . История от основания города, IV, 25;
  19. Марк Туллий Цицерон . О государстве, II, 35;
  20. Ливий . История от основания города, VII, 3;
  21. Ливий . История…, VII, 25;
  22. Ливий . История…, XXIV, 37—39;
  23. Ливий . История…, XL, 18;
  24. Ливий . История…, XL, 34;
  25. Münzer F . Pinarius 14 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). — 1950. — Bd. XX, 2. — Sp. 1401;
  26. . The Roman Republican Coinage. — London: Cambridge University Press , 1974. — Refs. 200, 208;
  27. Corpus Inscriptionum Latinarum ;
  28. . Inscriptiones latinae liberae rei publicae (ILLRP). — Torino , 1963. — 550 ps. — P. 228. — № 913;
  29. Марк Туллий Цицерон . О своём доме, 45;
  30. Цицерон . К Аттику , CXVII [IV, 8a], (3);
  31. Corpus Inscriptionum Latinarum , L'Année épigraphique (AE). — 1989. — № 257;
  32. Цицерон . К близким, DCCCXVII [XII, 24], (3);
  33. Broughton R . The Magistrates of The Roman Republic. — New York, 1952. — Vol. II Appendix II: The Magistrates of Uncertain Date. — P. 482;
  34. Гай Светоний Транквилл . Жизнь двенадцати цезарей . Божественный Август, 27;
  35. Гай Светоний Транквилл . Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий, 83;
  36. Аппиан Александрийский . Римская история. Гражданские войны, III, 22—23;
  37. Аппиан Александрийский . Римская история. Гражданские войны, IV, 107;
  38. Плутарх . Сравнительные жизнеописания . Антоний, 69;
  39. Корнелий Тацит . Анналы , IV, 34;
  40. Авторы жизнеописаний Августов . XXI МАКСИМ И БАЛЬБИН, IV—V
Источник —

Same as Пинарии