Interested Article - Церера (мифология)

Цере́ра ( лат. Cerēs ) — древнеримская богиня урожая и плодородия , ответственная за произрастание и созревание злаков и других растений. Также была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие; покровительствовала материнству. Была наиболее почитаемой среди плебеев . Авентинская триада божеств Цереры, Либера и Либеры противопоставлялась патрицианской Капитолийской троице Юпитера , Юноны и Минервы . Её храм стал центром борьбы плебеев за свои права, архивом плебейских магистратов , убежищем для преследуемых лиц из низших сословий, а также местом раздачи им хлеба.

Дионис и Деметра-Церера, фреска из Стабии , I век

В III веке до н. э. культ Цереры эллинизируется и сближается с таковым Деметры . С этим связан перенос древнегреческого мифа в римскую религию. Когда бог подземного царства Плутон похитил дочь Цереры Прозерпину , безутешная мать после долгих поисков поселилась у входа в Тартар . Из-за этого возник риск того, что природа погибнет и на земле перестанут произрастать злаки и другие растения. Поэтому Юпитер распорядился отпускать Прозерпину к матери, но в то же время она должна была проводить часть времени с супругом в Царстве мёртвых. Возвращение дочери к Церере и сопутствующее оживление природы вошли в римскую традицию в виде весеннего праздника цереалий .

Этимология

Согласно античным представлениям, происхождение имени римской богини плодородия связано с латинским словом gerere «вынашивать», «порождать», «производить». Древнеримский учёный-энциклопедист Марк Теренций Варрон цитирует Квинта Энния « quae quod gerit fruges, Ceres » («так как она рождает фрукты, именуется Церерой»), добавляя, что на начальных этапах развития латинского языка «C» и «G» были тождественны . Мавр Сервий Гонорат связывает её имя со словом creare «производить», «создавать». В комментариях к произведениям Вергилия содержится утверждение « Ceres a creando dicta » — «Цереру именуют так, за то, что она создаёт» .

Погребальная статуя неизвестной женщины, изображённой в виде Цереры. Середина III в. н. э., Лувр

Согласно современным представлениям, латинское слово « Ceres » (произносится «ке́рес») происходит от ḱer- , обозначающего «расти», «заставлять расти», «питать». В свою очередь, имя богини плодородия перешло в такие слова, как англ. create «создавать, творить», англ. increase «расти», «возрастать», которые, в свою очередь, стали основой для формирования термина «креативность» .

Функции

Одна из древнейших богинь, от которой, по мнению италиков , зависело произрастание и созревание злаков. Также она была связана с подземным миром и могла насылать на людей безумие. Казнимые за ряд тяжких, по мнению древних римлян, преступлений лица как бы «передавались Церере», а их имущество переходило в ведение жрецов храма богини . При соблюдении соответствующих обрядов она помогала умершим стать манами — блаженными душами, которые помогали своему роду. В противном случае они могли стать лярвами , приносящими несчастья. Для обеспечения нормальной жизни состоятельные римляне периодически приносили в жертву этой богине свиней, а бедные — пшеницу, цветы и либации . Одновременно Церера покровительствовала переходу девочек в женщин, незамужних в замужние, а также материнству . Впоследствии её функции сузились до божества урожая и злаков .

Во многом функции Цереры перекликались с таковыми Матери-земли Теллус . Персонификация земли Теллус давала место для произрастания семян и плодов, а Церера в свою очередь вдыхала в них жизнь. Эти богини покровительствовали миру, так как война несёт разорение землепашцам, в то время как в условиях мира возникали условия для развития земледелия .

Близкими к Церере были Либер и Либера , боги виноградарства, которых могли представлять в качестве детей богини плодородия. Впоследствии, по мере эллинизации древнеримской религии, Либера стали отождествлять, наравне с Вакхом , с Дионисом , а Либеру — с Персефоной, получившей римское имя Прозерпины .

Культ

Почитание

На определённом этапе истории Древнего Рима, в период противостояния патрициев и плебеев , одновременно существовали культы как для знати, так и для низших классов . Церера, как богиня земледелия, была наиболее почитаема среди плебеев. Авентинская триада божеств Цереры, Либера и Либеры противопоставлялась патрицианской Капитолийской троице Юпитера , Юноны и Минервы . После примирения с патрициями Цереру стали почитать как общую богиню римского народа. Впоследствии, когда противоречия между знатью и народом вновь обострились, Церере противопоставили Кибелу . Их функции в целом были схожими, но знать почитала Кибелу, в то время как народ отдавал предпочтение Церере . За соблюдением правильного исполнения жертвоприношений и празднеств в честь богини плодородия на государственном уровне следил один из двенадцати младших фламинов .

Как минимум с III века до н. э. официальный культ Цереры и Прозерпины стали связывать с традиционными добродетелями римлянки. Этому способствовало усиление плебса , увеличение рождаемости среди простолюдинов при одновременном её падении в патрицианских семьях. В конце существования Римской республики Цереру начинают именовать «Мать Церера», подчёркивая её значения прародительницы ( лат. genetrix ) и кормилицы ( лат. alma ) .

В позднюю императорскую эпоху культ Цереры начинают «забывать». Последние монеты с изображением этой богини относятся ко времени правления Клавдию Готскому (268—270) . Последние сведения о мистерии в честь Цереры относятся к V столетию н. э., когда все нехристианские культы были уже запрещены .

Храмы

Изначально римляне поклонялись тем или иным богам, используя различные места и предметы в качестве их символов. Для Цереры таковыми были колосья пшеницы. Впоследствии римляне заимствовали у греков и этрусков человекоподобные образы богов и богинь, которым стали строить их собственные дома, то есть храмы .

В 493 году до н. э. между холмами Палатин и Авентин построили храм, посвящённый божествам плебейской триады Церере, Либеру и Либере . Его соорудили на средства, взятые из военной добычи римского войска под командованием Авла Постумия после битвы при Регилльском озере во время первой Латинской войны в 496 году до н. э. Он стал центром борьбы плебеев за свои права, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых лиц из низших сословий, а также местом раздачи им хлеба . Антиковед Е. М. Штаерман указывает, что храм стал центром плебса не сразу, а изначально его построили ради блага города и всех граждан. Он должен был стать центром, в котором совершали жертвоприношения богам, ответственным за плодородие .

Кроме Рима, храмы Церере строили и в других городах Римской империи . Имеются сведения о существовании её храмов в Капуе , Теано , Помпеях , Фалериях , Остии и других. Особой популярностью она пользовалась в сельскохозяйственной провинции Африка .

Мундус Цереры

Мундус ( лат. Mundus «мир») Цереры представлял собой полусферическую яму, которая, согласно Плутарху , располагалась в области Комиция . Весь год она была закрыта каменной крышкой ( лат. lapis manalis ). Три раза в год — 24 августа, 5 октября и 8 ноября — камень снимали, после чего объявляли: « Mundus patet » («Мундус открыт»). После этого совершали жертвоприношения богам плодородия и подземного мира, в том числе и Церере, как богине плодородия и стража врат подземного мира. В эти дни, согласно верованиям древних римлян, души мёртвых получали возможность пребывать среди живых .

Согласно Плутарху, мундус был заложен ещё основателем Рима Ромулом . Эту яму объявили центром города, а каждый из первых римлян бросил в неё горсть земли, которую принёс из своих родных краёв. Согласно современным представлениям, мундус являлся первым зернохранилищем, которое впоследствии приобрело символический и религиозный контекст .

Праздники

Праздники в честь Цереры отмечались в особо важные для сельского хозяйства дни . При жертвоприношениях богине плодородия жертвами в основном служили свиньи, которые уничтожают посевы и чья смерть, соответственно, по мнению древних римлян, была наиболее приятной для Цереры .

Паганалии

Паганалии не имели чётко определённого дня и зависели от посева. Их введение приписывали полулегендарному шестому римскому царю Сервию Туллию . Древние римляне считали, что в этот день поле готово к будущему посеву, но ему надо дать возможность отдохнуть и не наносить плугом ран. Для крестьянина день был выходным; вечером устраивали скромный пир. Фламин совершал жертвоприношение Теллус и Церере. Одновременно он перечислял 12 то ли эпитетов этих богинь, то ли младших богов, ответственных за те или иные элементы посевных работ .

К ним относятся:

  1. Vervactor — «тот, кто первым начинает заниматься паровым полем » ;
  2. Redarator — «тот, кто готовит землю» ;
  3. Inporcitor — «тот, кто пашет с широкой бороздой» ;
  4. Insitor — «тот, кто сажает семена» ;
  5. Obarator — «тот, кто проводит первую вспашку» ;
  6. Occator — «тот, кто боронит» ;
  7. Serritor — «тот, кто копает»;
  8. Subruncinator — «тот, кто пропалывает »;
  9. Messor — «тот, кто пожинает» ;
  10. Convector — «тот, кто несёт зерно» ;
  11. Conditor — «тот, кто хранит зерно» ;
  12. Promitor — «тот, кто разбрасывает зерно» .
Цереалии

Основным праздником в честь богини плодородия являлись цереалии , начинавшиеся 11 или 12 апреля и затем справлявшиеся 8 дней . В эти дни люди наряжались в праздничные одежды. В цирке проводили скачки и сценические игры, включая травлю лисиц, к хвостам которым привязывали факелы. По полям разбрасывали орехи, что должно было защитить их от зноя и стимулировать рост урожая. Богине совершали жертвоприношения. Люд устраивал пышные трапезы, приглашая к столу в честь дающей сытную пищу богини чуть ли не всех проходящих мимо их дома. Особо праздник почитался среди низших классов римского общества, непосредственно связанных с сельскохозяйственными работами .

Другие праздники

После эллинизации культа Цереры и слияния его с таковым Деметры появились женские мистерии в честь возвращения к Церере дочери Прозерпины, которым предшествовало девять дней воздержания . Частью религиозной жизни римлян были праздничные пиршества лектистернии , когда рядом со столами с едой стояли специальные ложа со статуями главных божеств, включая Цереру. Все собравшиеся угощали как божества, так и угощались сами. Такие ритуалы практиковали во время суровых испытаний и тяжёлых войн .

Связь законодательства Древнего Рима и культа Цереры

Церера с факелами в сопровождении змей. Скульптура конца XVIII — начала XIX столетия

Пользуясь наибольшим почётом среди плебса, Церера стала покровительницей и защитницей прав, законов и представителей низшего класса древнеримского общества. Основание храма Авентинской триаде совпало с принятием , который не только установил должности плебейских трибунов и эдилов , но и сделал их неприкасаемыми и неподсудными. Карой нарушившему запрет становилась казнь, которая рассматривалась в качестве жертвы Юпитеру , в то время как имущество распродавалось в пользу храма Цереры, Либера и Либеры . Закон Гортензия 287 года до н. э. сделал законы, принимаемые плебеями, обязательными для всех граждан Рима, включая патрициев. Официальные законы сената несли и помещали в храм Цереры, где они находились под охраной эдилов и богини, а консулы потеряли возможность изменять их в пользу патрициев . В храме находили убежище плебеи, которым угрожали патрицианские магистраты . Таким образом, Церера получила также эпитет «дающей законы» ( лат. legifera ) , что соответствует «Деметре Законодательнице» .

В 131 году до н. э., после того как был убит народный трибун Тиберий Гракх по обвинению в намерении восстановить царскую власть, для искупления греха перед Церерой, согласно Цицерону , жрецы из коллегии децемвиров отправилась в Энну . Эта область благодаря своему плодородию считалась местом пребывания Цереры. В той же речи древнеримский оратор клеймит губернатора Сицилии Гая Верреса за ненадлежащее отношение к фермерам, находящимся под особой защитой богини плодородия в месте её «земного дома», а также краже из местного храма Цереры .

Согласно верованиям древних римлян, когда первая борозда Цереры открыла для людей царство Теллус, то она же и определила переход к оседлой и цивилизованной жизни. Соответственно, преступления, направленные на уничтожение чужого урожая, в том числе путём порчи , присвоение части чужого поля перенесением межи , выпас собственной скотины на общественных землях, расценивались как преступления против Цереры и римского народа. Согласно законам двенадцати таблиц , любой совершеннолетний человек, который испортил или собрал не принадлежащий ему урожай, подлежал смертной казни ( Cereri necari — «принесения в жертву Церере»), а несовершеннолетнего следовало, по усмотрению претора , либо высечь, либо заставить вдвойне возместить нанесённый ущерб .

Мифы

Церера в поисках Прозерпины

В III веке до нашей эры культ Цереры эллинизируется и сближается с таковым Деметры . В « Фастах » Овидия описана римская версия мифа об утерянной дочери Цереры Прозерпине , или Персефоне . Во время пира у Аретусы Прозерпина с подругами собирала цветы. Её заметил бог подземного царства Плутон , который схватил девушку и унёс к себе, где она стала его женой. Церера долго искала свою дочь. В конечном итоге она обратилась к Солнцу, которое видит всё, что происходит днём. Бог Солнца Сол открыл ей историю с похищением. Безутешная мать после этого покинула небесные чертоги и поселилась у входа в Тартар . Таким образом, возник риск того, что природа погибнет и на земле перестанут произрастать злаки и другие растения. Поэтому Юпитер распорядился отпускать Прозерпину к матери, но в то же время она должна была проводить часть времени с супругом в царстве мёртвых. Возвращение Прозерпины к матери и сопутствующее оживление природы древние римляне праздновали во время цереалий в первой половине апреля .

Изображения Цереры

До сегодняшних дней не дошло ни одного из самых ранних изображений Цереры, до постройки храма на Авентине. С III столетия до н. э. имеется явная связь Цереры с Деметрой. Она появляется с двумя факелами в поисках Прозерпины; иногда она стоит в запряжённой змеями колеснице; сидит на священном сундуке . Иногда она держит в руках кадуцей . Со времени правления Октавиана Августа её могли изображать появляющейся из земли с обвитыми змеями руками. В руках она держит колосья и маки, а голову украшает венок из фруктов, виноградной лозы и других растений . На скульптурах Церера обычно носит пшеничный венок, а в руках держит колосья .

Церера на монетах и банкнотах

Аннона и Церера на сестерции Нерона

Впервые изображение Цереры появляется на декстансах ( 5 6 асса ), отчеканенных в италийских городах . Впоследствии её чеканят на римских монетах, как республиканского, так и императорского периодов. Как правило, на её голове венок из различных растений, а в руке — колосья, цветы мака. На монетах Цереру чеканили как сидя, так и стоя. Основными атрибутами служили пучок колосьев в одной руке и рог изобилия , змея, факел или посох. Достаточно часто Цереру изображают рядом с богиней, благословляющей жатву, Анноной .

Аверс банкноты пятьдесят французских франков «Церера»

Почти через полторы тысячи лет после падения Римской империи Церера вновь появилась на деньгах. Во Франции в 1934—1940 годах печатали банкноту номиналом в десять франков с изображением Цереры на аверсе , а также в 1946 году десять франков с Церерой как на аверсе, так и на реверсе ; в 1934—1940 годах — пятьдесят франков , в 1938—1939 годах — триста франков , в 1943—1944 годах — пятьсот франков , в 1937—1940 годах — тысячу франков .

В 1848 году, после февральской революции , когда был свергнут Луи-Филипп I и установлена Вторая Французская республика , встал вопрос о чеканке новой серии монет. Среди множества вариантов победили предложения медальера с изображением Цереры на золотых монетах, а также Удине с Церерой на серебряных пяти франках . Кроме этого, древнеримская богиня плодородия эпизодически появлялась на монетах Андорры , Гибралтара и Чили

Кроме французских, Цереру эпизодически помещали на банкноты Германской империи , Гаити , Техаса , Бельгийского Конго , Бельгии , штата Конфедеративных штатов Америки Виргинии и Дании .

Церера в филателии

. Дизайнер Ж.-Ж. Барре в соавторстве со старшим сыном

Церера также нашла отображение на , а также на португальской серии марок « Жница » .

Церера в астрономии

В честь Цереры названа ближайшая к Солнцу карликовая планета .

Примечания

  1. Варрон . О латинском языке. V, 64.
  2. Serv . Verg. Georg. 1. 7.
  3. , p. 33—34.
  4. Качай И. С. // Философская мысль . — 2016. — № 10 . — С. 32—49 . — doi : . 18 декабря 2018 года.
  5. Тит Ливий . // История Рима от основания города / Перевод Н. А. Поздняковой. Комментарий Н. Е. Боданской. Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе . Ред. комментариев В. М. Смирин . Отв. ред. Е. С. Голубцова . — М. : Наука , 1989. — Т. 1.
  6. , с. 97.
  7. , p. 55—63, 66.
  8. Serv. Verg. Georg. 1. 12
  9. Церера / Е. М. Штаерман // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 616—617.
  10. , с. 133.
  11. , с. 133—134.
  12. , с. 12.
  13. , с. 499—500.
  14. , с. 5.
  15. , с. 426.
  16. , p. 103—106.
  17. . OCRE (Online Coins of the Roman Empire). Дата обращения: 29 декабря 2018. 30 декабря 2018 года.
  18. , p. 30, 62.
  19. , с. 415.
  20. Дионисий Галикарнасский . // / English translation by Earnest Cary on the basis on the basis of the version of . — London: , 1940. — P. 289—291.
  21. , с. 85.
  22. , с. 86.
  23. , с. 200.
  24. Roscher W. H . // . — Leipzig: , 1884—1890. — Bd. I. — P. 863.
  25. Плутарх. // Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша , обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева , переработка комментария — М. Л. Гаспарова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Наука, 1994. — Т. 1.
  26. . // Journal of Roman Studies. — 1912. — Vol. 2. — P. 25—33.
  27. , p. 63—65.
  28. Михаил Иванович Ростовцев . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1903. — Т. XXXVIII. — С. 56—57.
  29. , с. 447.
  30. , с. 76.
  31. , с. 456.
  32. , с. 459.
  33. , S. 230.
  34. , S. 218.
  35. , S. 200.
  36. , S. 208.
  37. , S. 227.
  38. , S. 204.
  39. , S. 196.
  40. , с. 503.
  41. Овидий. Фасты. IV, 393—416.
  42. , с. 461—462.
  43. Тит Ливий . // История Рима от основания города / Перевод Г. Ч. Гусейнова . Комментарий Н. Е. Боданской. Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова. — М. : Наука, 1989. — Т. 1.
  44. . // . — Clippenham, Wiltshire: Oxford University Press , 1999. — P. 92—101. — ISBN 0-19-815282-5 .
  45. , p. 86, 87, 90.
  46. , p. 84.
  47. Вергилий. // Буколики. Георгики . Энеида . — М. : Художественная литература , 1979.
  48. T. J. Cornell. . — London and New York: Routledge , 1995. — P. 264. — (Routledge History of the Ancient World). — ISBN 0-415-01596-0 .
  49. Марк Туллий Цицерон. (XLVIII—XLIX, 106)] // Речи в двух томах / Издание подготовили В. О. Горенштейн, М. Е. Грабарь-Пассек . Перевод В. О. Горенштейна. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 1.
  50. Сенека. // Философские трактаты / Перевод с латинского и комментарии . Перевод выполнен по изданию: Seneca in ten volumes. London. Loeb Classical Library , 1970—1972.. — 2-е издание. — СПб. : Алетейя , 2001.
  51. Плиний Старший . Естественная история . от 4 января 2022 на Wayback Machine
  52. Акимова М. А., Кожокарь И. П., Леус В. А. // . — 2-е издание. — М. : Проспект, 2018.
  53. , p. 70.
  54. Овидий. Фасты. IV, 417—620.
  55. , p. 11, 61.
  56. , p. 28, 68.
  57. , p. 37.
  58. , p. 97—102.
  59. , с. 52.
  60. , «Ceres», p. 195—196.
  61. , p. 512.
  62. , p. 507.
  63. , p. 508.
  64. , p. 509.
  65. Einaudi Luca. (англ.) . Joint centre for History and Economics. Magdalene Coinage and King`s College. University of Cambridge. Дата обращения: 30 декабря 2018. 11 октября 2019 года.
  66. , p. 69.
  67. , p. 993.
  68. , p. 186.
  69. , p. 557—558.
  70. , p. 648.
  71. , p. 1138—1139.
  72. , p. 108.
  73. , p. 115, 118, 119, 123.
  74. , p. 383—387.
  75. , p. 440.
  76. Владинец Н. И., Ильичёв Л. И., Левитас И. Я. и др. Жница // Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. ISBN 5-256-00175-2 .

Литература

Источник —

Same as Церера (мифология)