Interested Article - Стен, Ян
- 2020-06-12
- 1
Ян Стен , Ян Хавикзоон Стейн ( нидерл. Jan Havickszoon Steen ; ок. 1626 , Лейден — до 3 февраля 1679 , Лейден ) — голландский живописец бытового жанра « Золотого века голландской живописи » . Его творчество известно ироничным и, подчас, юмористическим взглядом на жизнь. Занимательные картины Стена изображают беспорядочные бытовые ситуации, сцены в тавернах, бесшабашных бродяг и шарлатанов, которые пытаются вылечить горе с помощью лекарств или алкоголя. Однако в творчестве Яна Стена есть и серьёзные произведения на исторические сюжеты и несколько портретов . Голландские выражения «Семья Яна Стена» (Еen huishouden van Jan Steen) и «Внести жизнь в пивоварню» (Leven in de brouwerij brengen) заимствованы из названий его картин.
Биография
Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене, провинция Южная Голландия . Он был сыном Хавика Стена, торговца зерном и пивовара, и Елизаветы Капитейн. Родители поженились в 1625 году как католики и, по всей вероятности, обвенчались лишь впоследствии в тайной церкви. Ян был их старшим ребёнком и, как было принято в то время, назван в честь деда по отцовской линии. Имена брата и шести сестёр остались известными. У его родителей было ещё несколько детей, но они умерли молодыми. Их имена неизвестны, поскольку римско-католические книги о крещении того периода в Лейдене утеряны. По этой причине день рождения Яна Стена также неизвестен. Поскольку его родители поженились в ноябре 1625 года, вполне вероятно, что он родился в следующем году .
Как и его знаменитый современник Рембрандт ван Рейн, Стен посещал латинскую школу в Лейдене. В 1646 году он поступил в Лейденский университет , но, вероятно, главным образом ради привилегий, таких как освобождение от воинской службы и от обложения акцизами на вино и пиво. Он был зарегистрирован как студент-художник, но не закончил учебу.
Дядей Яна Стена был старший брат художника Яна Ливенса , который регулярно посещал родительский дом Стена. Не сохранилось никаких документов, подтверждающих, у кого Стен учился живописному ремеслу. По сведениям нидерландского биографа Арнольда Хоубракена , изложенным в сочинении «Великий театр нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen, 1718—1721), Стена обучал пейзажист Ян ван Гойен , на дочери которого Маргрит он женился 3 октября 1649 года. От Маргрит у него было восемь детей.
Биограф Якоб Кампо Вейерман (1677—1747) утверждал, что Ян Стен был учеником Николауса Кнюпфера , немецкого живописца «исторических и фигуративных сцен», работавшего в Утрехте , а потом, вероятно, обучался в Харлеме у Адриана ван Остаде и, возможно, у Дирка Халса , «художников крестьянской жизни». Историки искусства находят в искусстве Яна Стена признаки близкого знакомства с творчеством амстердамских художников начала XVII века , специализировавшихся на изображении бытовых сценок : Барента ван Сомерена, Виллема Корнелиса Дейстера , Питера Кодде .
В 1648 году Ян Стен, Габриель Метсю и другие художники вступили в недавно основанную Гильдию Святого Луки в Лейдене. Вначале Стен работал со своим тестем ван Гойеном. С 1649 года он жил в Гааге . 6 февраля 1651 года в Гааге крестился его старший ребёнок, сын Фаддей, а два года спустя — дочь Ева. В 1654 году Ян Стен переехал в Делфт . С 1 ноября того же года Стен арендовал пивоварню «Де Сланг» (Змея), также известную как «Де Роскам» (De Roskam). В 1656—1660 годах художник жил в Вармонде , а с 1660 по 1670 год — в Харлеме , где провёл свой наиболее продуктивный период. К 1669 году материальное положение Стена улучшилось, но весной умерла его жена. Позже в том же году умерла мать. Год спустя скончался отец, и Ян Стен вернулся в Лейден, где прожил остаток своей жизни в доме, унаследованном от родителей. В 1671 году он был избран принцепсом (главой) местной Гильдии Святого Луки.
В 1672 году Ян Стен открыл таверну «Де Вреде» ( нидерл. De Vrede — Мир). 22 апреля 1673 года женился на Марии ван Эгмонд. У него было шестеро детей от первого брака. Мария также ранее была замужем и имела двоих детей. В 1674 году Мария родила ещё одного сына. Долги Стена снова увеличились, в тот период художественный рынок пошёл на спад и Стен, по сведениям Хоубракена, часто проводил время за выпивкой.
Художник скончался в Лейдене в начале 1679 года и был похоронен 3 февраля того же года в семейном склепе в церкви Св. Петра (Pieterskerk) в Лейдене. Его дочь Катерина вышла замуж за художника-мариниста Яна (Юлиуса) Порселлиса (Младшего ?). Двое его сыновей также стали художниками: Корнелис (1655—1697) и Тадеус (1651—?).
Творчество
Ян Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской живописи бытового жанра , он прибегал и к острой социальной сатире. C долей изрядного юмора Стен подходил даже к изображению библейских сцен, но большей частью писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего сословий: бюргерства и крестьян, в которых разнообразие персонажей сочетается с иронией и, подчас, грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска . Повседневная жизнь бюргеров была главной темой живописи Яна Стена. Многие из изображенных им жанровых сцен, например в «Празднике святителя Николая», настолько наполнены хаосом, что выражение «Семья Яна Стена» (Еen huishouden van Jan Steen), означающее беспорядочную сцену, обрело значение народной пословицы.
В творчестве Стена также отмечают влияния народного театра , комедиантов, риторов и ридерийкеров . Стену нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием фигур композиции морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать общеизвестные пословицы и аллегории . Многие картины Стена содержат отсылки к старым голландским пословицам или литературным персонажам. Он часто использовал членов своей семьи в качестве моделей и написал немало автопортретов, в которых не проявлял склонности к тщеславию .
А. Н. Бенуа отмечал, что на некоторых картинах Стена в образе подвыпившего крестьянина, со смехом поглядывающего на зрителя, как и у Рембрандта, можно увидеть черты самого художника .
В натюрмортах Стен часто изображал характерную для того времени оловяную посуду, в частности кружку с крышкой и длинным прямоугольного сечения носиком, которую так и окрестили «кружкой Яна Стена» .
Е. И. Ротенберг отмечал, что живописное решение картин Стена «часто неровное, композиция и пространственное построение не отличаются строгостью, в рисунке и колорите бывают погрешности, однако лучшие его вещи стоят на уровне высоких достижений голландской жанровой живописи не только по своей содержательности, но и по мастерству» .
Ян Стен был плодовитым художником, он написал около 800 картин, из которых сохранилось 350. Его работа высоко ценилась современниками, и в результате ему платили достаточно хорошо. У него было не так уж много учеников — отмечен только Бракенбург, Рихард Рихард Бракенбург — но произведения Стена стали источником вдохновения для многих художников . Наибольшая часть картин Яна Стена хранится в Рейксмюсеуме в Амстердаме .
Немецкий поэт Гейне, Генрих Генрих Гейне (1797—1856) высоко ценил творчество художника, он дал Яну Стену и его произведениям важную роль в рассказе «Aus den Memoiren des Herren Schnabelwopski» (1831). В этой истории студент-теолог из Польши живет в доме в Лейдене, где Стен прожил десять лет.
1 ноября 2008 года напротив дома Ян Стинлан 36 в Вармонде , где художник прожил почти пять лет, был открыт бронзовый бюст Яна Стена. Его создал лейденский скульптор Иерун Спейкер.
В санкт-петербургском Эрмитаже хранится девять картин Яна Стена, среди них выдающиеся «Брачный контракт», «Гуляки», «Больная и врач».
Галерея
-
Девушка с устрицами. Ок. 1658. Дерево, масло. Маурицхёйс , Гаага
-
Гуляки. 1660. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Брачный контракт. 1650-е. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Больная и врач. Ок. 1660. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Остерегайтесь роскоши. Ок. 1663. Холст, масло. Музей истории искусств , Вена
-
Жизнь человека. Ок. 1665. Холст, масло. Маурицхёйс , Гаага
-
Клетка с попугаем. Ок. 1665. Холст на дереве, масло. Рейксмюсеум , Амстердам
-
Спор в карточной игре. 1665. Холст, масло. Берлинская картинная галерея
-
Шарлатаны. Дерево, масло. Городской музей, Гауда, Нидерланды
-
Визит доктора. Дерево, масло. Частное собрание
-
Женщина, надевающая чулки. 1663. Дерево, масло. Королевская коллекция, Великобритания
-
Риторы у окна. Между 1663 и 1665. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии, США
Примечания
- ↑
- Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 169
- Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
- Marten Jan Bok. Het leven van Jan Steen // Jan Steen. Schilder en verteller, 1996. — Р. 26
- Gudlaugsson S. The Comedians in the work of Jan Steen and his Contemporaries, 1945. — P. 8
- H. Perry Chapman, Wouter Th. Kloek, Arthur K. Wheelock, Jr., Jan Steen schilder en verteller, Guido M.C. Jansen (red.) Сatalogus tentoonstelling Rijksmuseum, Amsterdam en National Gallery of Art, Washington, D.C., 1996
- А. Н. Бенуа . Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 181
- Власов В. Г. Стейн, Стен Ян // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 342. — ISBN-5-88737-010-6
- Е. И. Ротенберг . Искусство Голландии XVII века. М.: Искусство, 1971. С. 157
- Liedtke W. Dutch Paintings in the Metropolitan Museum of Art, 2007. — Р. 836
См. также
Литература
- Стен Ян // Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. / Под ред. Полевого В. М. Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков (зам. гл. ред.) — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. — Книга II. М—Я, 1986. — С. 261. — 432 с, ил., 32 л. ил. — 200 000 экз.
- Фрумкина Р. // Троицкий вариант — Наука . — 2015. — № 171. — С. 15.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2020-06-12
- 1