Тит Квинкций Капитолин Барбат
- 1 year ago
- 0
- 0
Гай Сканти́ний Капитоли́н ( лат. Gaius Scantinius Capitolinus ; III век до н. э.) — римский политический деятель из плебейского рода Скантиниев, занимавший около 226 года до н. э., по разным данным, должность народного трибуна , курульного эдила либо плебейского эдила . Упоминается в источниках из-за своего конфликта с Марком Клавдием Марцеллом .
Гай Скантиний фигурирует в сохранившихся источниках в связи с только одним эпизодом своей биографии. В тот год, когда Марк Клавдий Марцелл (будущий герой Второй Пунической войны ) занимал должность курульного эдила , Капитолин попытался совратить его малолетнего сына — тоже Марка , будущего консула 196 года до н. э., отличавшегося, по словам Плутарха , « поразительной красотой », а также « скромностью и хорошим воспитанием » . Сам Гай тогда тоже был магистратом . Согласно Валерию Максиму , он занимал должность народного трибуна , а по данным Плутарха был коллегой Марцелла-старшего , то есть курульным эдилом. Капитолин сделал мальчику « грязное предложение »; отказ его не остановил, и поэтому Марк-младший рассказал обо всём отцу. Тот привлёк Капитолина к ответственности перед сенатом . Гай всё отрицал и сначала настаивал на своей неподсудности в силу занимаемой должности, потом апеллировал к коллегии народных трибунов. Тем не менее в сенате состоялся суд. Во время заседания Марцелл-младший расплакался, когда ему начали задавать вопросы; сенаторы поверили в его искренность и, не требуя других доказательств, приговорили Гая Скантиния к большому штрафу. Известно, что на полученные деньги Марцелл заказал серебряные сосуды для возлияний и посвятил их богам .
Плутарх характеризует Капитолина в связи с этими событиями как человека « распутного и наглого » . О дальнейшей судьбе Гая Скантиния и о том, смог ли он продолжить политическую карьеру, ничего не известно. Его эдилитет либо трибунат антиковеды относят предположительно к 226 году до н. э. Существует версия, что Гай Скантиний был плебейским эдилом и что, соответственно, оба упоминающие его античных автора ошиблись. Немецкий исследователь Теодор Моммзен полагал, что вся эта история — вымысел . Канадский учёный Роберт Броутон отметил, что, согласно Авлу Геллию , эдилов разрешалось вызывать в суд при определённых обстоятельствах, и это может быть аргументом в пользу правдивости рассказа Плутарха и Валерия Максима .