Гладиа́тор
(
лат.
gladiator
— «мечник», от
gladius
— «меч», «
гладиус
») — боец в
Древнем Риме
, который сражался с подобными себе или дикими животными на забаву публике на специальных аренах. Вопреки распространенному мнению рабы гладиаторами не были.
Содержание
История
Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся заимствованный у
этрусков
погребальный обряд, подобный древней борьбе в Японии. Потенциальные жертвы человеческих жертвоприношений — не только
рабы
, но и свободные — должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как, сражаясь на арене и завоевывая любовь публики, они могли освободиться от рабства, поэтому нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу. В школе гладиаторов-новичков ожидали суровые тренировки и такие же нелегкие условия проживания, многие не справлялись с тяжёлой нагрузкой.
В
105 году до н. э.
гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих
магистратов
заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в
столице
, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться.
Цезарь
в 65 году до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э. по предложению
Цицерона
был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.
В
63 году
н. э. император
Нерон
издал указ, разрешавший участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. Император
Домициан
в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.
В 325 году
Константин Великий
созвал в
Никее
Первый Вселенский собор, всячески способствуя распространению христианства; в том же году он обнародовал в Берите (ныне
Бейрут
) свой эдикт, порицавший «кровавые игрища» во всей Римской империи.
Отныне судам было предписано посылать преступников не «на арену», а на каторжные работы в рудники. Однако, судя по всему, эдикт императора повлиял в первую очередь на восточные провинции Империи. На самом же Апеннинском полуострове, там, где в свое время возникли гладиаторские игры, Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоставив жрецам в
Умбрии
и
Этрурии
, в порядке исключения, право на организацию таких игр, и после этого гладиаторские игры начали повсюду возрождаться.
Несмотря на это, христианская церковь упорно продолжала добиваться окончательного запрета кровавых забав. В 357 году император
Константин II
[
уточнить
]
воспретил всем римским солдатам и офицерам добровольно поступать в гладиаторские школы. Через восемь лет, в 365 году, император
Валентиниан
подтвердил эдикт Константина, запрещавший римским судьям приговаривать преступников «к арене», а в 399 году император
Гонорий
закрыл последние гладиаторские школы. Окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь пять лет спустя.
Поводом к этому послужил случай, описанный
епископом
Феодоритом Кирским
(ок. 393 — 460 гг. н. э.). В 404 году некто
Телемах
, христианский монах из Малой Азии, выскочил на арену и бросился между сражающимися, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император
Гонорий
навсегда запретил гладиаторские игры.
В
Византии
гладиаторские бои были отменены навсегда эдиктом императора Анастасия I в 494 году.
В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал два пальца (указательный и средний) вверх, таким образом останавливая бой, признавая свой проигрыш и прося царя решить его участь. В зависимости от мнения царя победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, цари «выбирали» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Патриции, сенаторы и императоры, устраивавшие бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого бойца считалось дурным тоном, так как их могли посчитать скупыми.
Хотя распространено мнение, что «
поднятый палец
» означал «жизнь», а опущенный — «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Убеждение, что жизнь или смерть побежденному гладиатору толпа древнеримской черни даровала поворотом большого пальца вверх или вниз, возникло после появления картины «
Pollice verso»
художника
Жана-Леона Жерома
на основе не совсем правильно интерпретированного латинского текста
.
Также многие исследователи
[
кто?
]
приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.
Классификация боёв
Обычные бои не имели никакого определенного названия. Бои элитных гладиаторов называли «Меритиями» от латинского слова «meritas» - Заслуженный.
Гладиаторские морские сражения с использованием кораблей назывались
навмахиями
.
Андабат
(от
греч.
άναβαται
«поднятый, находящийся на возвышении»). Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (
катафракты
), и шлемы с
забралами
без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как
рыцари
на средневековых
рыцарских турнирах
, но без возможности видеть друг друга.
Бестиарий
. Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (
ноксиями
), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
. Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как
бестиарии
. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
. Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
Гопломах
(от от
греч.
ὁπλομάχος
«вооружённый боец»). Довольно распространенный тип гладиатора. Своим снаряжением имитировал греческих
гоплитов
. Само
лат.
hoplomachus
происходит от
греч.
ὁπλομάχος
— «вооруженный боец» или «воин с
гоплоном
». Доспехи гопломаха состояли из шлема, маленького круглого щита-пармы или большого легионерского щита, сделанного из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из
Помпеи
), стёганых обмоток (fasciae) на обеих ногах или высоких поножей (ocreae), доспеха для предплечья — маники — на правой руке. Шлем гопломаха имел широкие поля, забрало с решеткой, верховья с плюмажем. По бокам шлема вставляли перья. Вооружен гопломах был копьем-гастой (hasta) и кинжалом-
пугио
. Копьё позволяло гопломаху вести бой на дальнем расстоянии. В случае потери копья гопломах переходил в ближний бой, бился кинжалом. Традиционными противниками гопломаха были мурмиллон или, реже, фракиец
.
Димахер
(от
греч.
διμάχαιρος
«носящий два кинжала»). Использовали два меча, по одному в каждой руке
. Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили
поножи
.
Лаквеарий
(«боец с лассо»). Лаквеарии могли быть разновидностью
ретиариев
, которые старались поймать своих соперников с помощью
лассо
(
laqueus
) вместо сети
.
Мурмиллон
. Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «
murmillos
» — «морская рыба»), а также манику, набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом римских легионеров (
скутум
). Их выставляли на бои против
фракийцев
,
ретиариев
, иногда также против
гопломахов
.
. Использовали
кнут
, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
. Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (
rudis
) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент
цимбал
, труб и водяных
органов
(
hydraulis
).
Провокатор
(«соискатель»). Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными
кирасой
(
cardiophylax
), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с
самнитами
или другими провокаторами
.
Ретиарий
(«боец с сетью»). Появились на заре Империи. Были вооружены
трезубцем
, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (
balteus
) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (
galerus
). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли (
«retiarius tunicatus»
), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику
. Ретиарии обычно сражались с
секуторами
, но иногда и с
мурмиллонами
.
Рудиарий
. Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым
rudis
), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
Самнит
. Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические
самниты
были влиятельным союзом
италийских
племён, проживавшим в регионе
Кампания
к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были скутум, украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге
.
Секутор
. Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с
ретиариями
. Секуторы были разновидностью
мурмиллонов
и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть
ретиария
не могла зацепиться за него
.
(«тот, кто режет», «режущий»). Гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько сосудов, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми.
(также назывались «
suppositicius
» — «заменяющие»). В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
Фракиец
. Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным
грифоном
на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия
Немезиды
), маленький круглый или приплюснутый щит (
parmula
), и две большие поножи. Их оружием был фракийский изогнутый меч (
sicca
, длиной около 34 см). Они обычно сражались с
мурмиллонами
или
гопломахами
.
Эквит
(«всадник»). В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (
parma equestris
), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена
Империи
они носили доспех для предплечья (
манику
) на правой руке,
тунику
без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (
хасту
), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (
гладиусом
). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами
.
Эсседарий
(«боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы —
эсседа
). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем
из Британии
. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя
.
У
ацтеков
проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён
[
нет в источнике
]
.
Ф.Грегоровиус.
История города Рима в Средние века. Кн. 2, гл. 2.2 (стр. 108 по рус. изд. 2008 г.).
Игорь Буккер.
(неопр.)
Правда.Ру. Дата обращения: 3 февраля 2016.
4 февраля 2016 года.
, p. 52—53.
↑
, p. 63.
, p. 48—51.
, p. 37, 57—59.
«The Retiarius Tunicatus of Suetonius, Juvenal, and Petronius» (1989) by Steven M. Cerutti and L. Richardson, Jr. The American Journal of Philology, 110, pp. 589—594.
, p. 59—61.
, p. 37.
↑
, p. 61—63.
, p. 37, 47—48.
В романе
Джованьоли
«
Спартак
» ошибочно названы
германцами
, хотя по хроникам —
галлы
(полномасштабная война с германцами с притоком германских рабов развернулась спустя годы после смерти Спартака, уже при
Августе
).
// Властелины Рима. — М.: Наука, 1992.
от 22 мая 2010 на
Wayback Machine
Ершова Г. Г.
Древняя Америка: полёт во времени и пространстве. Мезоамерика.
Паолуччи Фабрицио.
Гладиаторы. Обреченные на смерть / Пер. с итал. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 128 с.: ил. — (Тайны истории). —
ISBN 978-5-366-00578-4
.
Хефлинг Гельмут.
Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима / Пер. с нем., послесл. и комм. Е. В. Ляпустиной. —
М.
:
Мысль
, 1992. — 272 с. —
ISBN 5-244-00596-0
.
Junkelmann, Marcus.
//
/ Eckart Köhne, Cornelia Ewigleben, Ralph Jackson. — Berkeley — Los Angeles: University of California Press, 2000. — P. 31—74. — 153 p. —
ISBN 0520227980
.