Гай Атей Капитон (юрист)
- 1 year ago
- 0
- 0
Гай ( лат. Gaius ; II век) — один из наиболее влиятельных римских юристов , живший во времена правления Адриана , Антонина Пия , Луция Вера и Марка Аврелия . Принадлежал к сабинианской «школе» . Император Валентиниан III признал его мнения, наряду с суждениями Папиниана , Ульпиана , Модестина и Павла , источником римского права , которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.
Гай составил комментарий к Законам двенадцати таблиц ( лат. Libri VI ad legem duodecim tabularum ), трактат из двух частей о преторском праве ( лат. Ad edictum urbicum, Ad edictum provinciale ), «Институции» ( лат. Institutiones — «наставления»), 15 книг комментариев к закону Юлия и Папия ( лат. Libri XV ad legem Iuliam et Papiam ), замечания к «Ius civile» Квинта Муция Сцеволы ( лат. Libri ex Quinto Mucio ) и учебник «Семь книг повседневных дел» ( лат. VII libri rerum cottidianum ). В Средние века «Институции» Гая были известны только по их изложению у Боэция и в «Бревиарии» Алариха . Подлинный текст был обнаружен Б. Г. Нибуром в 1816 году в веронской библиотеке под сочинением св. Иеронима . Впервые «Институции» были изданы И. Гёшеном в 1820 году .
Точные даты рождения и смерти Гая неизвестны , однако предполагается, что он жил в промежутке между 116 и 180 годами. Он идентифицировал себя как римлянина , тем не менее, из его полного имени известен всего лишь преномен — Гай ( Gaius ) . Крупный немецкий учёный Теодор Моммзен предположил, что такое своеобразное употребление имени произошло под влиянием греческой культуры, в которой было нормально употребление исключительно личного имени. Г. Дернбург считал, что это объясняется тёплыми отношениями между Гаем и его учениками; Георг Фридрих Пухта выдвинул гипотезу о том, что употребление одного лишь преномена объясняется низким происхождением Гая. Мерклин считал, что остальные части имени просто забылись, так как при цитировании работ юриста использовался только преномен. Гурлянд склонен согласиться с Моммзеном и Дернбургом, поскольку Гай преподавал римское право не римлянам, а грекам.
О семейной жизни выдающегося правоведа ничего неизвестно. Гай не занимал какой-либо государственной должности и не был практикующим юристом. Согласно Т. Моммзену, жил, скорее всего, в Трое, но тот же Г. Дернбург, Крюгер и некоторые другие исследователи предполагают, что Гай жил в самом Риме .
Институции представляют собой систематическое изложение всего римского частного права, как цивильного, так и преторского. По мнению Покровского , сквозной идеей всех книг Институций служит принцип « Omne autem jus, quo utimur, vel ad personas pertinet vel ad res vel ad actiones » (« Ведь все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам ») .
В первой книге приводятся положения о свободных и рабах, о свободнорожденных и вольноотпущенниках и т. д. Она начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов . Перечисляются все источники римского частного права. Основная масса текста посвящена правовому положению людей, в частности, свободных, латинов , перегринов и рабов. Уделяется внимание делению в праве лиц на самовластных и подвластных, а также различиям в правовом положении подвластных лиц. Рассматриваются три вида частной власти — potestas , manus и mancipium . Разбираются правовые институты брака, отцовской власти, опеки и попечительства.
Во второй и третьей книгах говорится о различных видах вещей , о сделках вещного оборота, о наследовании и обязательствах . Рассматриваются такие категории вещей как res mancipi и res nec mancipi . Даются характеристики основных терминов, обозначавших собственность — dominium и proprietas . Сообщаются данные о так называемой «бонитарной собственности» и о duplex dominium . Говорится также о сервитутах и possessio . Изложение наследственного права начинается с наследования по завещанию ( ex testamento ). Последовательно описываются порядок цивильного завещания и преторского bonotum possessio , правила подназначения наследника (субституции) и необходимого наследования, завещательные отказы (легатов и фидеокомиссов), а также порядок наследования по закону. Именно здесь окончательно сформировано Гаем представление об агнатическом родстве. Далее Гаем осуществлен обзор положений об обязательствах ( лат . obligatione ). Он делит их по источникам: обязательства из контрактов и из деликтов . Здесь же — юридическая характеристика контрактов по четырём группам: реальным, вербальным, литтеральным и консенсуальным. Конец третьей книги посвящён обязательствам из деликтов: воровства, повреждения и уничтожения вещей по закону Аквилия.
В четвёртой книге рассматриваются виды исков ( лат . actio ), подробно описываются юридические средства защиты в гражданском процессе. Содержатся сведения о легисакционном процессе и о процессе per formula . Описываются всевозможные иски, используемые в процессе, в том числе известные виндикационный и негаторный , а также сведения об эксцепциях и интердиктах .
Институции Гая — единственный памятник полной древнеримской научной системы права и драгоценный источник сведений о состоянии римского права на ранних ступенях его развития.
Для римских юридических школ учебник Гая «Институции» служил образцовым пособием при изучении права: систематичность, краткость, ясность и точность изложения, сопровождаемого в трудных местах многочисленными пояснениями в виде примеров из судебной практики, чистота латинского языка и обилие исторических сведений — вот отличительные качества этого учебника. Система Гая , отличающаяся простотой и удобством в распределении материала, до распространения пандектной системы господствовала в изложении права в континентальной Европе (во Франции господствует до сих пор).
На Институции ссылаются многие юристы эпохи поздней Римской империи: Боэций, Присциан и др. Институции используются в «Сопоставлении законов Моисеевых и римских» ( лат . Collatio legum Mosaicarum et Romanarum ), в бревиарии вестготского короля Алариха ( лат . Lex Romana Visigothorum ) . Гаевы Институции послужили образцом и главным источником для составленного, по приказанию Юстиниана , официального учебника того же имени , вошедшего в Corpus juris civilis , причём многие пассажи из сочинения Гая были повторены дословно.