Дионисий Гераклейский
- 1 year ago
- 0
- 0
Дионисий Галикарнасский ( греч. Διονύσιος ; около 60 года до н. э. , Галикарнас — около 7 года до н. э. , там же) — древнегреческий историк I века до н. э. , ритор и критик. Его главный труд — «Римские древности» ( др.-греч. Ῥωμαϊκὴ ἀρχαιολογία , лат. Antiquitates Romanae ) в 20 книгах, где рассказана история Рима с древнейших времён до Первой Пунической войны .
Дионисий, сын Александра из Галикарнаса, родился примерно в 60-е годы до н. э. В 29 году до н. э. , сразу после окончания гражданских войн в Риме, он перебрался в этот город, где потратил 22 года на изучение латинского языка и сбора материалов для главного труда своей жизни, «Римских древностей». Первые 10 книг из 20 сохранились до нашего времени, 11-я сохранилась частично, содержимое других книг известно по фрагментам из византийских источников. «Римские древности» рассказывают историю Рима с очень ранних, мифологических времён Троянской войны и до 264 года до н. э. , когда началась Первая Пуническая война , то есть до момента, где начинает свою историю Полибий .
Труд Дионисия вышел в свет в 7 году до н. э. Считается, что автор скончался вскоре после этого.
Критики Дионисия замечают, что автор в своём сочинении предстаёт более ритором, искусным оратором, чем историком. В угоду гладкому повествованию Дионисий подгоняет факты и, может быть, даже придумывает их. Тем не менее его сочинение содержит много ценной информации по ранней истории и государственному устройству Древнего Рима. Как указывают, восхищаясь величием римлян, Дионисий в то же время стремился представить происхождение их обычаев и законов из эллинской среды .
Перевод с древнегреческого на латинский язык первых 11 книг был выполнен в 1480 году по заказу папы Павла II с манускрипта X века . На оригинальном греческом «Римские древности» были изданы в 1546 году в Париже, в 1758 году они впервые вышли на английском .
Дионисий также автор одного из самых известных античных трактатов по риторике — «О соединении слов» ( греч. Περὶ συνθέσεως ὀνομάτων ). В нём автор, в частности, проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой (пением). Анализируя первую оду из «Ореста» Еврипида , Дионисий убедительно показывает, как при распеве стиха музыкальные длительности не коррелируют с природными долготой и краткостью слогов, а контур мелодии не соответствует интонационному контуру греческого (т.наз. «мелодического») ударения.