Interested Article - Георгий Акрополит

Георгий Акрополит ( греч. Γεώργιος Ακροπολίτης , лат. Georgios Akropolites , 1217 , Константинополь — конец 1282 / начало 1283 , Константинополь ) — византийский государственный деятель, дипломат, ритор , один из крупнейших византийских историков XIII в, наместник Фессалоник и прилегающих территорий ( 1256 - 1257 ). Главное сочинение — «История», один из основных источников по истории Никейской империи .

Биография

Начало карьеры. Служба при никейском дворе

Родился в 1217 году в Константинополе в семье, принадлежавшей к столичной гражданской знати. В 16 лет был отправлен отцом ко двору Иоанна III Ватаца для продолжения образования. В Никее обучался у знаменитого философа Никифора Влеммида , преподававшего ученикам арифметику, геометрию плоских и сферических тел, оптику, астрономию, логику, силлогистику и медицину. Около 1239 года становится придворным Иоанна III, через несколько лет был назначен учителем наследника, Феодора II Ласкариса , дружеские отношения с которым сохранял до 1256 года .

Не позднее 1246 года стал логофетом геникона и сопровождал Иоанна III в походе против Болгарии , составляя грамоты для захваченных городов и крепостей и участвуя в заключении мира с болгарами. В 1252 возглавил посольство к эпирскому деспоту Михаилу II Ангелу , с которым был заключен мирный договор в Лариссе . Ещё до поездки в Эпир женился на двоюродной сестре Михаила Палеолога Евдокии Дукене (дочери великого хартулярия Михаила Палеолога, дяди Михаила VIII).

На смерть императора Иоанна III (3 ноября 1254 года ) Акрополит написал «Эпитафию императору Иоанну Дуке».

Взойдя на трон, Феодор II пожаловал осенью 1255 года своему учителю чин великого логофета . Вскоре, однако, их отношения испортились. После заключения при посредничестве бывшего черниговского князя Ростислава Михайловича договора с Болгарией осенью 1256 года император, опасаясь, что условия соглашения не будут выполнены, обвинил Акрополита в небрежности и отсутствии дипломатических способностей, и в гневе приказал поколотить его палками. И хотя спустя месяц между ними состоялось примирение, дружбе пришел конец.

В качестве своеобразной компенсации за унижение Феодор II той же осенью 1256 года оставил Акрополита на Балканах с титулом претора (наместника), подчинив ему местных военных и гражданских чиновников. Наместничество оказалось неудачным: уже в 1257 году Акрополит был осажден в Прилепе эпирскими войсками и был вынужден сдаться Михаилу II. Два года он провел в заключении в Арте , где написал две теологические работы: «Против латинян» и «Об исхождении Святого Духа от Отца».

Летом 1259 года после победы в Пелагонийской битве никейское войско под командованием великого доместика Алексея Стратигопула взяло Арту и освободило пленника.

В начале декабря 1260 был послан с важной дипломатической миссией в Болгарию.

При получении известия об освобождении Константинополя войсками Алексея Стратигопула Акрополит поспешил к столице, куда готовился войти Михаил VIII. По просьбе императора за полтора дня (13—14 августа 1261 года) сочинил 13 благодарственных молитв Богу для торжественного вступления в город. Вскоре написал «Речь на освобождение Константинополя», в которой предлагал провозгласить соправителем Михаила Палеолога его сына Андроника, то есть открыто выступил с идеей лишить законных прав на престол сына Феодора II Иоанна IV Ласкариса (25 декабря Иоанн был ослеплен).

Преподавательская деятельность

Одной из задач Михаила VIII было восстановление церковного клира и обучение молодых людей богословию и светским наукам. С этой целью он организовал при церкви апостола Павла высшую школу, которую пригласил возглавить Георгия Акрополита, «как более других умудренного в науках» (при сохранении за ним титула великого логофета ). С 1262 по 1266/67, будучи свободен от государственных обязанностей, преподавал философские дисциплины, а в свободное время писал главный труд своей жизни — «Историю».

Летом 1265 года патриарх Герман III убедил императора заменить Акрополита на посту руководителя школы ритором Мануилом Оловолом . Отстраненный от руководства, Акрополит, тем не менее продолжал в 1267 1273 годах преподавать математику и философию. Среди его учеников были будущие патриарх Григорий Кипрский , ипат философов Иоанн Педиазим и историк Георгий Пахимер .

Для современников он был прежде всего ученым и философом, а уже затем политиком. Ученики видели в нём ритора и преподавателя классической философии, в которой он превосходил всех «силою своего знания» ( ), «знатока лабиринтов Аристотеля», так как он сам был «Аристотелем или Платоном наших дней» (Григорий Кипрский), интерпретатором математики Евклида.

Уния с Римом

Поддерживал политику Михаила VIII, направленную на осуществление церковной унии . С этой целью был направлен весной 1274 во главе императорского посольства на Лионский собор . В Риме послы были приняты папой Григорием X , а 24 июня прибыли в Лион . 6 июля 1274 на заседании собора Георгий Акрополит от имени императора принес торжественную клятву папе, утверждавшую его верховенство в христианской церкви. Затем документ об объединении подписали все члены греческой делегации.

В конце осени 1274 миссия вернулась в Константинополь. О жизни и деятельности Акрополита после возвращения из Лиона мало что известно. Уния, необходимость которой была продиктована исключительно сложностью внешнеполитического положения возрожденной империи, имела считанные единицы убежденных сторонников. И даже своей политической цели она не достигла, так как папа, видя, что греческая церковь не торопится признавать его супрематию, а император не в силах оказать давление из боязни вызвать этим народный бунт, разорвал в 1281 союз с Византией, и больше не препятствовал агрессивным планам Карла Анжуйского .

Не имея достаточных сил, чтобы противостоять складывающейся против него на западе коалиции, Михаил VIII лихорадочно искал союзников. В 1281 — начале 1282 он направил в Трапезунд посольство Георгия Акрополита и великого эконома св. Софии Феодора Ксифилина для переговоров о браке своей дочери Евдокии и трапезундского императора Иоанна II Великого Комнина . Миссия не достигла успеха и вернулась в Константинополь осенью 1282 .

В декабре умер император Михаил VIII; его преемник Андроник II расторг союз церквей, сторонники которого угодили после этого в опалу. После смерти Акрополита, в начале 1283 , многие рукописи его сочинений были сожжены противниками унии.

«История»

«История» Акрополита хронологически является продолжением «Истории» Никиты Хониата . Автор описывает события с 1203 по август 1261 года с небольшими экскурсами во времена династии Ангелов . При этом события до 1233 излагаются на основе последних глав книги Хониата, дипломатических документов и рассказов очевидцев, а с 1234 года в основе лежат собственные наблюдения. Занимая высокое положение при дворе и будучи сам участником некоторых из описываемых событий, Акрополит создал произведение, ставшее весьма ценным источником по истории Никейской империи , Эпирского деспотата , Болгарии и Латинской империи . Большинство исследователей считают его «Историю», в целом, объективным рассказом о политике того времени (за исключением описания личности и деяний Михаила Палеолога, которого автор намеренно идеализирует, не жалея при этом пышной риторики, а о преступлениях своего родственника и покровителя предпочитает умалчивать). При этом, являясь хорошим ритором, не злоупотребляет обычным для византийских историков многословием, предпочитая точное и немногословное изображение событий.

Впервые «История» была издана в сокращении (под названием «Хроника») в 1614 Феодором Дузой в Женеве . Полный текст издан в Париже в 1651 году в «Парижском корпусе византийских историков» с приложением латинского перевода и обширного исторического комментария. В XVIII и XIX веках несколько раз переиздавался с небольшими дополнениями.

Первое критическое издание «Истории» и других сохранившихся трудов осуществлено А. Гейзенбергом в 1903 году . В 1978 году вышло второе критическое издание П. Вирта.

На русском языке была впервые издана Санкт-Петербургской Духовной академией в 1863 году в серии «Византийские историки». И сам перевод, местами очень неточный, и вступительная статья, изобилующая фактографическими ошибками, давно устарели и не имеют научной ценности.

Новый перевод, выполненный с издания Вирта 1978 года, опубликован в России в 2005 году петербургским издательством «Алетейя» .

Издания

  • Georgii logothetae Acropolitae Chronicon Constantinopolitanum / Ed. Th. Dousae. Lugdunum Batavorum. 1614.
  • Georgii Acropolitae, Magni Logothetae Historia Byzantina. Leone Allatio interprete. Parisii, 1651.
  • Georgii Acropolitae Opera / Rec. A. Heisenberg. V. 1-2. Lipsiae, 1903.
  • Georgii Acropolitae Opera / Rec. A.Heisenberg. Editio stereotypa editions anni MCMIII correctior cum P. Wirth. Stuttgart, 1978. Bd. 1-2.

Переводы на русский

  • Летопись Великого логофета Георгия Акрополита. СПб., 1863 (Византийские историки, т. 8)
  • Эпитафия императору Иоанну Дуке // Византийский Временник. 48, 1987. С. 218—225.
  • Георгий Акрополит. История / Пер. с греч. — СПб. : Алетейя , 2005. — 415 с. — (Византийская библиотека. Источники). — 1000 экз. ISBN 5-89329-754-7 .

Примечания

  1. (фр.) — 2 — , 1994. — Vol. 1. — P. 11. — ISBN 978-2-221-06888-5
  2. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Георгий Акрополит