Interested Article - Византийская философия
- 2021-10-10
- 1
Византийская философия представляла собой преимущественно религиозную грекоязычную мысль Византии IV—XIV вв. Некоторое время (до закрытия Платоновской Академии Юстинианом в 529 году ) сохранял своё влияние неоплатонизм ( Прокл Диадох ).
Начало византийской философии связывается с деятельностью каппадокийских мыслителей ( Василий Великий , Григорий Назианзин , Григорий Нисский ), которые сформулировали различие между сущностью и ипостасью . Именно они «закладывают фундамент византийской философии» . Как отмечают исследователи ( Удальцова , 1988), основным содержанием этих размышлений была антропологическая проблематика. Отныне человек определяется не через родовую сущность (как разумное существо), а через совершаемые поступки (как личность). Различие сущности и ипостаси способствовало адаптации античного наследия в христианской традиции в эпоху триадологических споров.
Аскетическая традиция ( Евагрий Понтийский и Иоанн Лествичник ) наследовали античные идеи стоицизма (идеал бесстрастия ), однако само понятие страсти подвергалось более глубокой проработке. Так началом страстей были названы восемь «помыслов» ( λογισμοὶ ): чревоугодие , блуд , сребролюбие , печаль , гнев , уныние , тщеславие и гордость .
Евсевий Кесарийский разрабатывает провиденциалистскую концепцию линейной истории. Дионисий Ареопагит вносит иерархический принцип в понимание бытия . Византийская эстетика в лице Иоанна Дамаскина в немалой степени вдохновлялась полемикой с иконоборчеством и утверждала духовный характер подлинного искусства, в котором человек посредством иконы и символа оказывается сопричастным Богу .
В поздней Византии философская мысль расщепляется на рационалистическое ( Михаил Пселл , Иоанн Итал ) и мистическое ( Симеон Новый Богослов , Григорий Палама ) направление. Последнее направление получило название исихазм и было связано с учением о « нетварном свете », а также с различием сущности и энергии в Боге. Бог может быть совершенно трансцендентным миру, однако посредством своих действий или «энергий» (например, благодати) он может становится имманентным . Этика переосмысливалась в мистическом ключе как синергизм человека и Бога в деле обожения .
Впоследствии византийская философия оказала сильное влияние на русскую религиозную философию (см. неопатристический синтез ).
Примечания
- Удальцова З. В. Византийская культура. М.: Наука, 1988. — С.43.
- . Дата обращения: 30 декабря 2019. 5 января 2020 года.
- Дата обращения: 30 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 30 декабря 2019. 30 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 30 декабря 2019. 4 мая 2020 года.
Литература
- Беневич Г. И. Византийская философия: философия или богословие // Вестник ЛГУ. № 2. 2011.
- Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977
- Зозулак Ян. Византийская философия. Перевод на русский язык Н.Б. Кориной. Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2022.-240 с.- ISBN 978-5-86007-984-7
- Linos Benakis, (2013). Byzantine Philosophy B, Parousia, Athenai, 2013.
- , , (2021). Byzantine Platonists (284-1453) , Franciscan University Press, Steubenville Ohio, 2021. ISBN 9781736656105 .
- Katerina Ierodiakonou, (2002). Byzantine Philosophy and Its Ancient Sources. Oxford University Press.
- B. N. Tatakis, (1949). La philosophie Byzantine, Paris. English translation: Byzantine Philosophy by Nicholas Moutafakis, Hackett Publishing, 2003.
- Ján Zozulak (2018). Inquiries into Byzantine Philosophy . Berlin: Peter Lang. ISBN 978-3-631-76600-2 . DOI 10.3726/b14585.
Ссылки
- Аверинцев С. С.
- Лурье В. М. . СПб.: Axioma, 2006. — 553 с.
- M. В. Бибиков. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- 2021-10-10
- 1