Ван дер Эльст, Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Франсуа Клуэ ( фр. François Clouet , 1515 год , Тур — 22 декабря 1572 , Париж ) — крупнейший французский художник - портретист эпохи Французского Ренессанса при дворе королей Франциска I , Генриха II , Франциска II и Карла IX . Франсуа Клуэ — один из ведущих мастеров знаменитой школы Фонтенбло . Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов.
Франсуа был сыном художника Жана Клуэ , у которого и обучился живописи и должность которого он унаследовал; впоследствии их работы часто путали. Как и отец, носил прозвище «Жане». Испытал значительное влияние Ганса Гольбейна Младшего . Работал преимущественно в Париже и Фонтенбло.
C 1540 — придворный живописец Франциска I и его преемников, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств. Снимал посмертные маски Франциска I и других членов династии Валуа .
Его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украсил вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570 — 1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполнил миниатюрный портрет испанской королевы. Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам.
Был, в первую очередь, замечательным портретистом . Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных, исполненных карандашом, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX ( 1561 , Музей истории искусств , Вена ), аптекаря П. Кюта ( 1562 , Лувр , Париж ) и Елизаветы Австрийской ( 1571 , там же). Всем этим работам, тщательным по лепке характеров, присущи классически-ренессансное спокойствие и прозрачная духовная ясность художественного строя. Напротив, в его мифологических женских образах, аллегориях и жанровых сюжетах, где портретность завуалирована (Купающаяся женщина, ок. 1571, Национальная галерея искусства , Вашингтон ; и др.), нарастают маньеристические черты — эротизм и гротеск .
Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примером может служить серия портретов короля Карла IX , которого Клуэ рисовал многократно, начиная с младенчества и почти до самой смерти.
Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 ( Париж , Лувр ), который традиционно приписывается Жану Клуэ ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния — итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в.
Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи , музей Конде ). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Его характеристики остры и точны, они раскрывают человека гораздо полнее и глубже, чем все исследования историков.
Позднее творчество Клуэ близко ко второй школе Фонтенбло . Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека, изображенного на картине.
Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде).
Таланту Клуэ посвящали восторженные строки такие поэты, как П. де Ронсар и Ж. дю Белле . Ронсар, в частности, описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Национальной галерее в Вашингтоне.
Влияние живописи Клуэ во Франции и за границей было огромным, особенно в области портрета и жанровых сцен. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа). В мастерской изготовлялись копии созданных им портретов . Это способствовало распространению искусства мастера по всей Европе. Значительно влияние художника на творчество Марка Дюваля , часть работ этого мастера раньше атрибутировалась Клуэ (или его мастерской). Заметно его влияние и в работах Франсуа Кенеля .