Interested Article - Тао-Кларджети

Тао-Кларджетское княжество ( груз. ქართველთა სამეფო , греч. Ἰβηρία , арм. Վիրք ) — средневековое грузинское феодальное государство в Закавказье , с центром в Артануджи . Существовало между IX и XI веками.

Образовалось в результате арабского вторжения в Грузию, когда Ашот I Куропалат из династии Багратионов , был вынужден переселиться из центральной в юго-западную часть Грузии, на границе с Византийской империи , где он вскоре сформировал оплот против арабских захватчиков. Правители княжества титуловали себя « картвельскими куропалатами », претендуя тем самым на наследство древнейших царей Картли (Иберии) .

Адарнасе IV окончательно сумел восстановить грузинскую монархию в 888 году , упраздненную с 580-х годов . Однако Багратионы оставались разделенными на несколько ветвей борясь за первенство в грузинских землях . Тао-Кларджети особенно укрепилось в X веке при Давиде III Куропалате , который являлся одним из инициаторов объединения Грузии . Главными соперниками на этом пути являлись абхазские цари , однако династический союз и дворцовый переворот в 978 году обеспечили абхазский престол в пользу Баграта III , законного наследника Давида Курапалата, который в 1008 году унаследовал Картли от своего отца Гургена и объединил короны Абхазии и Картли, тем самым образовав единое Грузинское царство .

После смерти Давида III в 1000-х гг. его владения в Тао и важнейшая часть династических владений грузинских Багратидов, были отобраны Византийской империей , которая на приобретённых территориях сформировала Иверийскую фему , что впоследствии стало причиной серии конфликтов Грузии с Византией .

Название

Под названием княжества « Тао-Кларджети » или « Картвельское царство » в грузинской историографии подразумеваются владения грузинских Багратидов в Юго-Западной Грузии . Термин основан на названиях двух важнейших провинций региона — Тао и Кларджети .

Предыстория

Политическая карта Кавказа , ок. 740 г., после окончания арабо-хазарского конфликта и консолидации власти Омейядов в Закавказье.

В VII веке Грузия попала под власть арабов . В ходе последующих репрессий одни знатные фамилии были уничтожены, другие — возвысились и укрепили своё положение . Самой влиятельной аристократической семьёй стали Багратиды , пришедшие к власти Грузии в VIII веке, примерно через двести лет после того, как персы упразднили предыдущую грузинскую монархию во главе Хосроидов , и через столетие после арабского вторжения на Кавказе . Они происходили из Спери , пограничной области между Арменией и Грузией , ветви которых находились как в Армении , так и в Иберии . Хотя грузинские Багратиды придумали легенду * к библейским царям Давиду и Соломону , они были потомками беглого армянского князя , состояли в родственных отношениях с влиятельными семьями Иберии . Между 786 и 813 годами они унаследовали владения своих вымерших кузенов Гуарамидов на юго-западе Иберии, где создали княжество на границе с Византийской империей , которое включало Кларджети , Джавахети и Тао . На фоне гражданских беспорядков и сепаратистских настроений среди вассалов арабские халифы из династии Аббасидов были вынуждены искать союзников среди местных элит. В 813 году они позволили князю Ашот I возродить Картлийское эрисмтаварство на подконтрольных Гуарамидам землях. Это событие положило начало тысячелетнему правлению грузинских Багратидов . Византийский император в свою очередь присвоил Ашоту титул куропалата . При аналогичных обстоятельствах в 806 году было воссоздано и армянское государство с Багратидами во главе .

История

Формирование княжества

Ашот I Великий держит монастырь в руках. Барельеф монастыря Опиза . 1-я четв. IX в

Между VIII и IX веками, на территории Грузии , формировались различные феодальные государства, конкурирующие за влияние в регионе. Несмотря на восстановление Картлийского княжества с центром в Уплисцихе в 813 году, восточная Грузия оставалась расколотой между конфликтующими властями .

Один из ключевых игроков этого времени был Григол, князь Кахетии , который амбициозно стремился к правлению над всей Грузией . При поддержке цанаров и Тбилисского эмира, Григол начал активное расширение своих владений и вторгся в Внутреннюю Картли ( Шида Картли ) . Ашот I , в союзе со своим зятем , царем Абхазии, решил противостоять Кахетии и её союзникам, успешно расширив свои территории до реки Ксани .

В 818 году, противостоя Тбилисскому эмиру, который отделился от Халифата, Ашот побудил халифа признать его эрисмтаваром Картли и поддержать его против кахетинцев . Вскоре обстоятельства изменились, правитель Арминии восстановил контроль над Восточной Грузией : эмир Тбилиси был прощен, цанары были сурово наказаны, а арабы, несколько окрепнув, снова попытались взять контроль над Картли .

Спасаясь от арабского вторжения, Ашот I покинул центральную Грузию около 820—823 годов и устроился в юго-западной Грузии, в Кларджети , вместе со своей семьей и сторонниками . Резиденцией Ашота I стал город Артануджи . Здесь он объединил большую часть исторической Юго-Западной Грузии, что впоследствии послужило началом нового феодального государства, игравшего важную роль в истории Грузии .

Ашот I также поддерживал развитие монашеской жизни , оказывая поддержку выдающемуся грузинскому духовному деятелю Григорию Хандзтийскому . Он получил титул " куропалата " от Византийской империи , что фактически признавало его власть . Ашот использовал свои связи с Византией не только для противодействия арабскому влиянию, но и для укрепления своей власти. Византия, в свою очередь, видела в Тао-Кларджети союзника и инструмент для восстановления своего влияния в Грузии .

Трагическая гибель Ашота I наступила в 826 году, когда он собирал войско для борьбы против арабов . После его смерти, его потомство разделилось на три ветви: Адарнасе II (826—869), Баграт I Куропалат (826—876), и Гуарам (826—882).

Упадок арабского правления и династические войны

В 829-830 годах, Халифат приказал правителю Арминии , Халиду ибн Язиду, вторгнуться в Восточную Грузию с целью подчинить Тбилисское эмиратство . В результате этой экспедиции, арабский полководец лишил Внутреннюю Картли Баграт I Куропалата , основавшего линию Картли-Иберии . Эти события вынудили Баграта изменить свою политическую ориентацию в пользу Халифата . В обмен на помощь против Тбилисского эмира , передал Внутреннюю Картли Баграту в 842 году и был признан эрисмтаваром Картли .

Изменение политического курса Баграта вызвало раскол среди Багратидов . Баграту противостоял его младший брат Гуарам Мампали , что особенно ярко проявилось в середине X века, во время обострения конфликта между Халифатом и Тбилисским эмиратом . Тбилисский эмир попытался отказаться от подчинения Багдаду и прекратил выплату дани. В ответ на это, Аббасиды отправили карательную экспедицию под руководством гуляма Буга аль-Кабира в 853 году . Против Буга аль-Кабира выступили Гуарам Мампали, князь Армении Смбат Багратуни, Кахетинское княжество и Абхазское царство .

В этом походе арабская армия, при поддержке Баграта I , захватила Тбилиси , сожгла его дотла и обезглавила мятежного эмира . После взятия Тбилиси Буга отправил Зирака, чтобы сразиться с абхазским царем. Потерпевший поражение царь абхазов отступил, и именно в это время Зирак пленил .

Тао-Кларджети и соседние государства в 850 г.

В 60-х года IX века Георгий I , царь Абхазии, занял Внутреннюю Картли. Преимущества в борьбе за гегемонию над Картли постепенно добилось Абхазское царство , таким образом, абхазские цари становятся главными соперниками Тао-Кларджети . В этот же период Тбилисские эмиры окончательно превратились в самостоятельных владетелей территории, заключающейся в пределах Нижней Картли .

С конца IX века арабское влияние на Кавказе ослабло, и буферные государства в Грузии и Армении стали мощным оплотом против византийских посягательств .

В 870-е годы возникли острые конфликты между двумя домами — Гуарама Мампали и Баграта. Липарит Багваши , изгнанный из Абхазии князь , основал цитадель Клдекари во владениях Гуарама и установил эриставство под сюзеренитетом племянника Гуарама, Давида I . Это вызвало недовольство Насры, законного наследника Гуарама, и в 881 году Насра убил своего двоюродного брата Давида .

В ответ на это, сыновья Баграта, в том числе Липарит, союзники их семьи начали мстить за Давида и изгнали Насру из страны, захватив его владения . Насра был вынужден бежать в Византию, а царь Абхазии, Баграт I , который был шурином Насры, получил помощь от Византии и вторгся во владения грузинских Багратидов. Официальной причиной войны стала поддержка Насры. Ашот I , царь Армении, вмешался в конфликт, поддержав сына Давида I, Адарнасе . Таким образом, династическая вражда Багратидов превратилась в региональный конфликт. Насре удалось захватить Самцхе, но в итоге он был побеждён .

Восстановление царства

Тао-Кларджети и соседние государства в 900 г.

Поскольку Адарнасе был ещё несовершеннолетним, византийский император — в соответствии с политикой разделения — назначил в качестве куропалата не Адарнасе, а его двоюродного брата Гургена I , князя верхнего Тао. Не будучи куропалатом и имея перед собой пример Армении, Адарнасе в 888 году восстановил грузинское царство и принял титул « царя картвелов » (царь Грузин) . Этот акт означал провозглашение политической независимости и был направлен против агрессивных устремлений Византии, а во-вторых, дом Багратиони отстаивал свое исключительное право на владение Картли и подавлял возможные претензии грузинских и иностранных соперников на эти земли .

Отношения между Адарнасе и Гургеном стали напряженными, что позже переросло в открытую войну. Гурген был смертельно ранен и захвачен, Адарнасе и его союзником Багратом I , князем Кларджети в 891 году. Византийское правительство приспособилось к обстоятельствам и после смерти Гургена в 891 году признало Адарнасе в качестве куропалата. Адарнасе продолжал союзничество с Ашотом I, царём Армении, что продолжалась в правление преемника Ашота — Смбата I , которому Адарнасе помог завоевать корону в династической борьбе в 890 году. В свою очередь, Смбат признал царственный статус Адарнасе и лично короновал его в 899 году .

В начале X века Константин III , царь Абхазии, пошел походом в Картли и назначил там своего эристава. С этого времени Внутренняя Картли в течение долгого времени находилась в руках абхазских царей . В 904 году союзники совместно воевали против Константина III, их общего родственника, который конкурировал с Адарнасе за гегемонию во Внутренней Картли и со Смбатом в Нижней Картли. Адарнасе захватил Константина и передал его Смбату. Но последний, пытаясь уравновесить растущую мощь Адарнасе и во избежание «абхазо-картвельской» консолидации, освободил своего пленника. Между царем Армении и Константином III был заключен мирный договор, по которому царь абхазов вернул себе «Уплисцихе и всю Картли». Этот договор был скреплен династическим браком . Этот шаг повернул Адарнасе против Смбата, и последовавший за этим разрыв и вражда ослабили обоих монархов: в 904 году Адарнасе был лишен внутренней Картли, в то время как Смбат был побежден и замучен до смерти Юсуфом ибн Абу-с-Саджида , правителем Азербайджана в 914 году.

Михаил-Гоброн , авт. М. Сабинин — «Рай Грузии», ок. 1882 г.

Вскоре после этого, между 908 и 914 годами, Юсуф ибн Абу-с-Садж от имени Халифата из Армении. Он прошел через Тбилисский эмират в Кахетию , откуда двинулся в Картли, который тогда находился под контролем Константина III, царя Абхазии: последний разрушил цитадель Уплисцихе , после чего Йусуф вторгся в Самцхе и Джавахетию . Не сумев овладеть крепостью Тмогви , эмир осадил Квели , находившуюся тогда во владении князя Гургена II . Крепость Квели продержалась 28 дней: молодой командир Гоброн оказал ожесточённое сопротивление, но в конце принял мученичествую смерть от руки Юсуфа . Нашествия Юсуфа ибн Абу-с-Саджида нанесли стране огромный урон, но он не смог восстановить арабское налогообложение и гегемонию, как это было в случае Буге в 853 году . Тем не менее господство арабов в Грузии подошло к концу . Именно в этот период Византийская империя активизировала дипломатическую деятельность на грузинском и армянском направлениях . Лидерство Адарнасе подверглось серьёзному испытанию после 918 года, когда начал усиливаться Гурген II , князь верхнего Тао.

После смерти Адарнасе его владения были разделены между его сыновьями:

В отличие от своего отца, царь Давид II не носил византийского титула куропалата , который был передан Ашоту II . У Давида был только титул магистра , который он разделял со своим родственником Гургеном II, князем Верхнего Тао. После смерти Давида II в 937 году Тао-Кларджети и претензии на Картли перешли к его брату Сумбату I , который в последний год своей жизни стал куропалатом, когда умер Ашот II в 954 году . В 958 году сын Сумбата I Куропалата — Баграт II , унаследовал титулы своего отца (кроме куропалата) и управлял только Нижним Тао. Титул куропалата перешел к Давиду III , двоюродному брату Баграта II. Баграт часто проявлял себя как сотрудник Давида III, самого влиятельного среди Багратидов того времени. Баграт II также вступил в союз с абхазцами, а его сын был женат на Гурандухт , дочери абхазского царя Георгия II .

Возрождение

Давид III Великий на барельефе из монастыря Ошки .

После кратковременного периода феодальной раздробленности, в середине X века царство достигло вершины своего могущества при куропалате Давиде III , который оказал важную услугу византийскому императору Василию II во время великого восстания Варда Склира в 979 году . Давид укрепил императорского полководца и его старого друга, Варда Фокаса , с 12000 войском под командованием Торникия . В награду Давид получил в пожизненное владение обширный участок земли в Византийской Армении , простирающийся от Тао до озера Ван , включая город Феодосиополь . Ещё одной наградой за лояльность Давида стало выделение императорских средств на основание грузинского монастыря на Афоне . Армянский историк Степанос Таронский об Давиде :

Великий куропалат Давид превосходил всех государей нашего времени своим сердоболием и миролюбием. Давид установил мир и добронравие во всех восточных странах, особенно в Армении и Грузии. Он положил конец беспрестанно возникавшим войнам и победил все живущие вокруг народы

С твердым намерением объединить все грузинские земли , при поддержке , Давид около 975 г. сделал своим наследником Баграта III — будущего царя объединенной Грузии , кого Давид установил в качестве правителя в Картли (с 975 года), а затем царём Абхазии (с 978 года) и помог отцу Баграта — Гургену , стать царём Картли-Иберии после смерти Баграта II в 994 году.

Отношение с Византией

Кавказ и Ближний Восток в 884—962 гг.

В годы правления Македонской династии и особенно в первой половине X века — Лев VI , Роман Лакапин и Константин VII Багрянородный — византийцы расширялись на восток, подчиняя различных арабских эмиратов. В этих походах византийские императоры просили помощи у иберийцев (грузин), которые, имея славу способных воинов внесли свой вклад в военных походах и занимали соседние крепости . Константин VII Багрянородный в своей работе « Об управлении империей » описывающий стран и народов, граничащих с империей, выделяет Херсонес , княжества Армении и Иберии среди вассалов, ориентирующихся в своей политике на интересы Византии , но абсолютно неподконтрольные во внутренних делах . Отношения с империей не выходили за рамки своеобразного «союза старших и младших царств», что нисколько не мешало грузинским политическим образованиям проводить достаточно независимую политику, которая часто противоречили интересам Византии на Востоке .

Первые споры с Византией возникли когда византийцы около 920 года пытались захватить город Артануджи , это не только втянуло императора в спор между Ашотом Кискаси и его зятем Гургеном , но и объединило Гургена с кузенами. Император был вынужден отступить, поскольку иберы пригрозили разорвать союз и вступить в союз с арабами .

Фреска Иоанна-Торникия в Иверонском монастыре на Афоне .

Очередной спор с Византией произошел из-за Феодосиополя . Иберийцы отказывались помогать византийцам, так как у них были дружеские отношения с жителями Феодосиполя, а также из за того, что, не хотели расширять византийское влияние . Хотя Феодосиополь и был в сфере интересов Византии — Роман Лакапин и Константин VII — очевидно, были готовы позволить Багратидам, в данном случае Ашоту II , завладеть им . Константин даже издал хрисовул , где он давал право Ашоту владеть «всеми местами ( греч. Ἀγαρηνοί )», которых он, и его племянник могли бы своими силами подчинить . В 949 году византийцам удалось захватить город и вдоль Аракса установить пограничную линию с Иберией . Во второй половине X в. в Византийской империи «все важнейшие военные позиции занимали армяне и грузины» . После ослабления арабов и расширения границ империи на восток, византийцев уже не устраивало усиление грузинских царств и княжеств . Недостаток силы Тао-Кларджетии для противодействия византийцам компенсировался идеологической, политической и культурной помощью объединения грузинских земель в единое царство .

Ещё один конфликт с Византией возник во время (989), в котором Давид III Куропалат участвовал на стороне восставших против императора Василия II (976—1025) . Император Василий II попросил помощь у киевского князя Владимира , обещая отдать ему в жены свою сестру Анну . Хотя Давид оказал большую помощь Василию в борьбе с другим мятежником Вардой Склиром (979), десятилетие спустя, принужденный к покорности, бездетный Давид III в 990 году завещал свои владения Византии . Согласно В. Васильевскому , грузины Варды Фоки потерпели поражение от вновь созданного русского корпуса , который заменил грузин в Византийской армии . Василий II объявил себя наследником Давида, однако с грузинской точки зрения византийцы не могли оправдать притязания на первоначальные владения Давида. В любом случае Византия рассматривала Тао-Кларджети как неотъемлемую часть своей восточной обороны, которая также могла служить плацдармом для византийских наступлений на Армению и для сдерживания восходящего Грузинского царства . После смерти Давида (1000 г.) Василий II лично встретился с Багратом и его отцом Гургеном II и достиг соглашения о разделе Тао: его южная часть позднее вошла в состав фемы Иверия , тогда как северная досталась Баграту III . Император Василий II должен был признать наследственные права картлийских царей в Тао-Кларджети, в результате чего Баграт III стал Куропалатом . В результате политический центр Грузии переместился на север, как и большая часть грузинской знати .

Формирование единого Грузинского царства

Объединение с Абхазским царством в 1000 г.

В начале 980-х годов Баграт III стал номинальным царем объединённой Грузии, а фактически к 1008 году . В 1008 году после смерти отца Гургена — Баграт III стал первым правителем единого грузинского царства . Столицей объединённой Грузинской монархии стал Кутаиси . Царствование Баграта, важнейший период в истории Грузии, привело к окончательной победе грузинских Багратидов в многовековой борьбе за власть. Стремясь создать более стабильную и централизованную монархию, Баграт ликвидировал или, по крайней мере, уменьшил автономию династических князей. В его глазах наиболее вероятная внутренняя опасность исходила от линии Кларджетинских Багратидов. Хотя, похоже, последние признавали суверенитет Баграта, они продолжали называться царями и суверенами Кларджети. Чтобы обеспечить преемственность своему сыну, Георгию I , Баграт заманил своих двоюродных братьев — Сумбата и — под предлогом примирительной встречи в замок Панаскерти и бросил их в тюрьму в 1011 году. Их дети — Баграт , сын Сумбата, и Деметре , сын Гургена, — бежали в Константинополь .

Территория

Закавказье в IV—VI веках по « Кембриджской истории Древнего мира »

По предположению К. Туманова, после 772 года Тао, принадлежащая тогда роду Мамиконянов , была разделена на две части։ Верхняя Тао была приобретена Багратидами; Нижняя, вместе с Асиспори, отошла к Гуарамидам .

После 772 года иберийские Багратиды овладели областями Артаани и Эрушети .

К. Туманов пишет: « Адарнасе , сын Васака — младшего брата Смбата VII, переселился в Иберию после 772 года. Там он приобрел земли Эрушети и Артани (Ардахан), а на рубеже веков унаследовал государство Гуарамидов , включавшей Кларджети , Джавахети и северный Тайк, или Тао, ранее взятые у Мамиконянов» . Тот факт, что Адарнасе прибыл в Грузию, что он просил лан у царя Арчила и стал его вассалом, показывает, что он был изгнан из Тао другими Багратидами или, возможно, князем Мамиконяном ; но, став родственником грузинского царствующего дома , его положение настолько укрепилось, что он смог вернуть свои владения в долине Чорох и проложить путь своему сыну Ашоту I к власти в Грузии .

Примерно между 786—807 годами иберийские Багратиды унаследовали княжество Гуарамидов , включавшее Кларджети, Джавахети и Тао . В результате, примерно между 786—807 годами: Нижний Тао, вместе с Арсеацпором (груз. Асиспори) в Верхнем Тао, перешла к иберийским Багратидам. Весь Тао окончательно был объединен в 813 году. С этого времени Тао переходит от армянской политической сферы в грузинскую .

Вначале в состав княжества входили Кларджети , Шавшети , Ачара по рекам Чорох — Спери (Испир) и собственно Тао , по верхнему течению рек Кур — Кола , Артаани , Самцхе и Джавахети . Границы княжества простирались не только на всю долину Чорох, но и на Восточную Грузию ( Шида Картли ), господство над которой также оспаривалось эмиром Тифлиса и правителем Кахетии .

В 952 году византийский император Константин Багрянородный в своей работе « Об управлении империей » писал, что граница между Византией и Тао-Кларджети проходила по реке Аракс (примерно с 949 года).

Согласно сообщениям исторических источников за оказанную помощь в подавлении мятежа Варда Склира Византия передала Давиду III Куропалату ряд областей. Согласно Степаноса Таронеци к ним относились Халтой Арич, «со (своей) клисурой», Чормайри, Карин, Басеан и крепости Севук в Мардали, Харк и Апахуник . В. Степаненко и К. Юзбашян полагают, что Давид в реальности получил только Карин-Феодосиополь , так как Басеан уже находился в составе Тао, Халтой Арич и Чормайри предположительно были под сюзеренитетом Давида, а Харк и Апахуник принадлежали Мерванидам , их ещё предстояло отвоевать (что и произошло в 992—993 гг.) . С. Рэпп и Р. Эдвардс напротив, утверждают, что Харк и Апахуник уже де-факто находились под контролем Давида . Между 990 и 991 Давид овладел Манцикертом . В 997—998 годах войска Давида безуспешно осаждали Хлат .

Население

Общество

В княжестве параллельно сосуществовали как объединённые в сельские общины свободные производители и частные собственники, так и закрепощенные производители — глехи (крестьяне) . В этот же период, в связи с развитием крупного феодального землевладения, к началу X века завершился процесс формирования феодального класса — азнаури — и произошло закрепощение свободных производителей . К азнаурам принадлежат — , пока ещё не выделенные в отдельное сословие и именуемые — дидебули азнаури (« вельможные азнауры») . Ниже азнауров стоят лично свободные мсахурни (служилые), находящиеся на службе у царя или вельможного азнаура. Ко времени укрепления феодальных отношений азнауры являлись одной из составных частей социально господствующего слоя . Церковная власть и духовенство имели огромный авторитет, с которым необходимо было считаться. Они стремились к независимости от светской власти и даже пытались превосходить её, стараясь взять в свои руки управление страной . Церковь объединяла территории и противодействовала фактору дробления и перегруппировки земель под властью различных политических руководителей . Монастыри богатели за счет пожертвований. Они были частью феодальной системы в том смысле, что могли иметь собственных крепостных . Национальное объединение, проводимое Багратионами, было поддержано церковью, мелким дворянством и растущим купечеством .

Демография

Ишхани , надпись Асомтаврули (1006 г.), с грузинским и армянским летоисчислением.

Согласно , Тао-Кларджети было населено грузинами , армянами и в меньшей степени греками . Яна Чехановец считает население Тао-Кларджети смешанным армяно-грузинским .

Накануне создания княжества армяне проживали в основном в Тао , особенно в южной части области, где они составляли большинство, тогда как северная часть была в основном грузинским . Согласно Алисон Вакка, Тао традиционно являлся этнически смешанным регионом . Как отмечает , большую часть населения Тао, отошедшего от Армении к Грузии в VIII столетии , составляли армяне . Согласно В. Степаненко, в эпоху арабских завоеваний население Тао было преимущественно армянским. Арабские нашествия, однако, привели к масштабному разорению и опустошению области . В IX веке начинается приток грузинского населения, Тайк постепенно превращается в Тао . В результате, согласно В. Степаненко, демография Тао изменилась в пользу грузин, которые к концу X века уже составляли большинство, однако здесь также оставалось заметное армянское население . Как отмечает « Оксфордский словарь Византии », переселение грузин в Тао в IX веке описано в « Житии Григория Хандзтели » . Согласно С. Раппу, после захвата арабами Восточной Грузии и её столицы Тбилиси значительное количество картвелов мигрировали на юго-запад в Тао-Кларджети . С. Рапп отмечает, что в результате этой оккупации возможно тысячи представителей светской и религиозной элиты покинули регион: «в течение следующих двух столетий был создан Картли в изгнании, который я называю нео-Картли» . И. Дорфман-Лазарев уточняет, что переселение вначале шло в области севернее Тао, где преобладало грузинское население, а впоследствии миграция сместилась на юг и юго-запад, в области где проживали преимущественно армяне .

Часть армян Тао-Кларджети в религиозном отношении была халкидонитами , часть — монофизитами . После отторжения от Армении «грузинская» халкидонитская догматика распространилась среди местных армян Тао . Хотя «обращенные» продолжали использовать армянский язык в качестве языка своей литургии, они подчинялись церковной власти католикоса Грузии и считали своих соотечественников, не покинувших национальную юрисдикцию — « еретиками -монофизитами» . Н. Алексидзе отмечает, что оставаясь этническими армянами, однако выйдя из юрисдикции национальной церкви, это население приобретало особую идентичность, которая в современных исследованиях характеризуется как армяно-халкидонская . Последние осуществляли переводы агиографических произведений с армянского на грузинский язык. Эта литературная деятельность была направлена на армянские общины Тао, которые согласно Г. Чеишвили к тому времени почти утратили свою идентичность . В некоторых грузинских рукописях встречаются также армянские слова и термины. По словам В. Степаненко «Все это — свидетельства того двуязычия, которое неминуемо должно было сформироваться в Тао вследствие его грузинской колонизации.» . Грузинская рукопись X века, содержит образцы армянского диалекта области . , со ссылкой на российского историка Арутюнову-Фиданян отмечает, что армяне-халкидониты избегали слияния или их идентификации со своими грузинскими и греческими единоверцами . Средневековые византийские авторы называли всех халкидонитов Южного Кавказа, включая армян — «иверами», то есть грузинами.

Экономика

Реконструкция серебряной монеты Давида III Куропалата ( реверс ) с изображением Животворящего Креста воздвигнутым на четырёхступенчатом постаменте , посередине ветвей которого помещены четыре знака Асомтаврули — « ႩႮႲႨ » (Куропалат) .

В VIII веке территория княжества сильно пострадала от арабского нашествия и эпидемий, что повлияло на сокращение численности населения и стало причиной исчезновения городов и сел . После сформирования княжества, Ашот восстановил город Артануджи , который стал важнейшим политическим центром . Небольшие города с плотным населением существовали в регионе Тао . Независимость от Византийской и Арабской империй сильно пошла на пользу государству, так как оно означало, что не было высоких налогов . Особенно важным результатом освобождения от двух империй стало развитие Артануджи как большого торгового города . Богатея за счёт торговли по Великому шёлковому пути , Артануджи превратился в крупный торгово-ремесленный центр Грузии . Обстоятельное описание города в X веке оставил Константин VII Багрянородный в сочинении « Об управлении империей »:

Артануджская крепость очень крепка и имеет большой посад и также город. И туда прибывает товар из всех земель Трапезунда, Иберии, Абхазии, Армении и Сирии. И с этих товаров он получает большие пошлины. Артануджская земля, т.е. Арзен, велика и плодородна и является ключом Иберии, Абхазии и страны месхов

Торговля велась в основном с Византией и соседними странами, в частности с Абхазией , Арменией и с другими мусульманскими странами Ближнего востока. Город находился на важнейшем торговом пути, ведшем из Феодосиополя к Черноморскому побережью . От Чёрного моря (вблизи Хопе) торговый путь шоль через Борчху и Артвин до Ардахана, от которого одна ветвь шла на восток в восточную Грузию, находящуюся в то время в основном в руках арабов, а другая — в Карс и в остальную часть Армении . Выращивание различных сельскохозяйственных культур, способных удовлетворить потребности соседних стран, способствовало развитию интенсивного обмена . Есть основания полагать, что страна экспортировала хлеб и другие сельскохозяйственные продукты — вино, фрукты, скот, шерсть и т. д. . Также в княжестве, особенно в Месхетии , было развито скотоводство. В это время распространялись византийские монеты на территории княжества , они циркулировали вместе с арабскими монетами, которые чеканились по всей региону после арабского нашествия . Чекан местной грузинской монеты был восстановлен Давидом , что говорит о экономическом подъёме государства.

Культура

Стивен Рапп отмечает, что картвельцы, среди которых были священники и представители культурной элиты, уходя от преследования арабов, эмигрировали на юго-запад в том числе в Тао-Кларджети. Впоследствии эти области стали важным центром развития картвельской культуры и литературы. В этой «новой Картли» картвельские переселенцы столкнулись с преобладающим армянским населением. Взаимодействие и взаимопроникновение культур, наряду с сильным византийским влиянием, способствовали культурному подъёму. Эти процессы подготовили почву для последующего объединения грузинских земель под руководством «картвелизованной» ветви дома Багратидов .

Религия

Григорий Хандзтийский , Миниатюра XVIII века из Грузии.

Главной идеологической опорой княжества стала церковь, которая поддерживала патриотическое движение против арабских завоевателей. Это движение было возглавлено Григорием Хандзтийским , который стал архимандритом двенадцати монастырей в Кларджети . Эти монастыри Николай Марр характеризовал как «монашескую республику» возглавляемую Григорием Хандзтийским . Современники называли Григория «славой картвелов, светилом, озаряющим край» . Систему монастырей также называли «грузинский синай » . Консолидация картвельской церкви в Тао-Кларджети имела огромное значение. Она способствовала объединению различных грузинских народностей и земель, предшествовала политическому объединению Грузии Багратидами в первые годы XI века. С. Рапп отмечает, что именно с этого времени можно говорить об истинно грузинском царстве и грузинской церкви .

Зодчество

Если изначально древняя грузинская архитектура с одной стороны была тесно связана с Византией , в частности с Сирией и с другой стороны с Ираном , то теперь в IX—X вв. она уже становится самобытной . С VIII веке в Южной Грузии особое распространение получила монастырская жизнь , где были основаны такие крупные монастырские центры, как Опиза , Ишхани , Ошки , Бана , , Хандзта , Хахули , Шатберди , Зарзма и др . Особую ценность представляет храм Ошки X века, первый из четырёх (в настоящее время находится на территории Турции). По сей день эти церкви представляют собой апогей грузинской цивилизации в восточной Анатолии .

Искусство и литература

В разных монастырских центрах возникли местные скриптории со своими традициями. Благодаря культурному подъёму в княжестве вскоре появилась блестящая плеяда грузинских писателей, ученых, художников, мастеров по оформлению книг, резчиков по камню и дереву, чеканки. . Среди деятелей науки и литературы выделяются такие представители Грузинской церкви, как: Григорий Хандзтийский , Георгий Мерчуле , и др. Лучшие образцы грузинской агиографии и гимнографии созданные монахами Тао-Кларджети: « Житие Григория Хандзтели », « », « » , Гимны Микаэла Модрекили и других грузинских авторов включены в его « » . Из библейских книг, скопированных в Тао-Кларджети, сохранились кодексы: « » (978 г.) — первый полный перевод Библии на грузинский язык , Книга Псалмов и несколько Четвероевангелий . В этот же период были написаны « Обращение Грузии » и « Житие святой Нины » . В IX веке грузинское письмо « нусхури » (строчно-церковное) принимает вполне оформленный вид. В X веке появилась тенденция перехода с «нусхури» на « мхедрули » (гражданское письмо) .

Наряду с развитием оригинального творчества интенсивно переводились труды с греческого , сирийского , арабского , армянского языков, дабы приобщить грузинскую культуру к новейшим достижениям литературы и науки . Одним из примеров этого является « Мудрость Балавара », которая представляет собой грузинскую адаптацию восточной легенды о Будде .

Грузинские общины за рубежом

Одним из первых центров грузинской культуры за рубежом была в Палестине Сабацминдская лавра . Во второй половине X века была основана грузинская монастырская колония на Синайской горе . Значительным монастырским центром был основанный Иларионом Грузином монастырь в Малой Азии . С начала IX века христианская Грузия в процессе борьбы с арабами и политического сближения с Византией постепенно меняла свою культурную ориентацию: с палестинских культурных центров она сместилась на собственно греческие . Вскоре после этого создаются первые грузинские монастырские общины в Греции. Иверский монастырь на Афоне превратился в крупнейший центр грузинской научной мысли и письменности. Блестящие представители этой школы ( Иоанн , Евфимий , Георгий , Теофилэ и др.) .

Правители

Происхождение Грузинских Багратидов

Согласно современным представлениям династия Багратионов являются ветвью армянских Багратидов , мигрировавших из Армении в Грузию после безуспешного восстания против арабов (772/775 год) .

Ряд учёных, в их числе Николай Адонц и Кирилл Туманов , родиной Багратионов считали провинцию Спери , пограничную область между Арменией и Грузией .

С. Рапп отмечает, что Багратиды после переселения в Тао-Кларджети очень скоро подверглись грузинской культурной ассимиляции . Академик Я. А. Манандян также отмечал о их происхождении:

Не говоря о Ширакской ветви Багратидов, заслуживает упоминания Кларджская или Артануджская ветвь этого дома. Дядя Ашота IV Мясоеда, Васак, бежавший после восстания 775 года в Кларджию, основал здесь Артануджское княжество. Преемникам его удалось расширить границы своих владений и завладеть Колавером и Ардаганом. Впоследствии, распространяясь на северо-восток по долине реки Куры, они завладели постепенно всей Грузией и здесь они стали основателями новой династии - грузинских Багратидов. Народные восстания в Армении против арабского владычества

После того, как грузинская ветвь обрела царскую власть в Грузии, легенда о их библейском происхождении помогла утвердить их легитимность в глазах грузинского народа и стала главной идеологической основой тысячелетнего правления династии Багратионов в Грузии .

Список правителей

830—842 — господство арабов

1001 — часть Тао отошли к Византии

Титулатура

После смерти Ашота I Куропалата княжество Тао-Кларджети разделили его наследники, и возникли две правящие ветви: Тао и Кларджети .

Ветвь Тао впоследствии также разделилась, и правление дома Багратионов характеризовалось "феодальной коллегиальностью ". Замечательно, что практически все члены этого дома назывались "царями" . Однако титул " куропалат картвелов" выделял одного из них как лидера, обладающего особыми отношениями с Византией .

В 888 году Адарнасе IV учреждает титул «царя картвелов» , таким образом заменив местный главный титул « эриставт-эристави » («князь-князей») и византийский — «куропалат» .

М. Лордкипанидзе считает — «царя картвелов» и «куропалата» — равными титулами, после чего она упоминает «эриставт-эриставов» , которые номинально признавали власть царя, в то время как «артануджско-кларджетские государи» подчинялись «эриставт-эриставам» (линия Багратионов Верхнего Тао ). Согласно И. Джавахишвили главе рода ( «куропалату» и «царю картвелов» ) подчинялись другие представители знати с титулами «эриставов» и «эриставт-эриставов» . Последние были представлены должностными лицами при царском дворе .

Гурген II , отец Баграта III , титулуется «царём царей» , что, по словам Сумбата , было обусловлено царствованием его сына Баграта в Абхазском царстве (с 978 года).

Примечания

Комментарии

  1. или Картвельское княжество-куропалатство , с конца IX в. именовалось как Грузинское царство или Картвельское царство
  2. В византийских источниках ( Константин Порфирородный , Лев Грамматик , Кедрин и др.) IX—XI вв — Тао-Кларджетское княжество именовалось как « Иберия » ( греч. Ἰβηρία ). Точно так же армянские источники не используют термин « Тао-Кларджети », а вместо этого используют « Иберия » ( арм. Վիրք , « Вирк ») .
  3. «Царь» (« мепе ») в данном случае обозначает властелина, господина, суверена

Источники

  1. Г. Г. Литаврин . Комментарий к главам 44—53 трактата « Об управлении империей ». . 4 ноября 2011 года.
  2. Toumanoff, Cyril. The Bagratids of Iberia from the Eighth to the Eleventh Century // Le Muséon. — 1961. — № 74 .
  3. П. Х Гребельский, С. В Думин, Вл Лапин. Дворянские роды Российской империи. — 1993. — ISBN 978-5-86153-004-0 .
  4. .
  5. Н. И. Ломоури. НАЗВАНИЯ ГРУЗИ В ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ // Иностранная и грузинская терминология понятий «Грузия» и «Грузины» / Академия наук Грузинской ССР . — Тб. : «Мецниереба», 1993. — С. 89. — ISBN 978-5-520-01504-8 . .
  6. Kalistrat Salia. History of the Georgian nation. — Paris: N. Salia, 1983. — P. 129.
  7. Николай Александрович Бердзенишвили, Иван Александрович Джавахишвили, Симон Николаевич Джанашиа. . — С древнейших времен до начала ХIХ века : Часть I, 1946. — С. 152.
  8. Daim, Falko. Brill's New Pauly : history and culture of Byzantium. — Leiden – Boston, 2019. — С. 514. — ISBN 978-90-04-33933-0 .
  9. Nicholson, Oliver. The Oxford dictionary of late Antiquity. — 656 с. — ISBN 978-0-19-866277-8 .
  10. , p. 405.
  11. , p. 8.
  12. Sagona, A. G. Archaeology at the north-east Anatolian frontier, I. : an historical geography and a field survey of the Bayburt Province. — Leuven: Peeters Press, 2004. — ISBN 90-429-1390-8 .
  13. , p. 406.
  14. , p. 30—31.
  15. , p. 490—493.
  16. Stephen H. Rapp, 2003
  17. , p. 514.
  18. , p. 123.
  19. , p. 126.
  20. , p. 408.
  21. , p. 556.
  22. .
  23. , p. 71.
  24. , p. 32.
  25. D. M. Lang . A modern history of Soviet Georgia (англ.) . — Westport, Conn.: Greenwood Press, 1975. — P. 28. — ISBN 0-8371-8183-6 .
  26. , p. 3.
  27. , p. 127.
  28. .
  29. , p. 625.
  30. Toumanoff, 1966
  31. D. M. Lang . The last years of the Georgian monarchy 1658-1832. — New York: Columbia University Press, 1957. — С. 8.
  32. Antony Eastmond. Royal imagery in medieval Georgia. — University Park, Pa.: Pennsylvania State University Press, 1998. — ISBN 978-0271016283 .
  33. , p. 554.
  34. , p. 510.
  35. Stephen H Rapp, 1997
  36. .
  37. Stephen H Rapp, 1997
  38. Toumanoff, 1963
  39. (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 17 марта 2021. 3 мая 2020 года.
  40. , p. 555.
  41. , p. 31.
  42. , p. 59.
  43. , p. 515.
  44. , p. 65.
  45. , p. 512.
  46. Гургенидзе Н., М. Сургуладзе М. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 229—230. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-009-9 .
  47. .
  48. , p. 513.
  49. .
  50. , p. 488.
  51. , p. 66.
  52. , p. 30.
  53. , p. 516.
  54. , p. 63.
  55. , p. 520.
  56. , p. 490.
  57. , p. 521.
  58. , p. 388, 404.
  59. , p. 492.
  60. .
  61. , p. 61.
  62. , p. 48—49.
  63. , p. 67—68.
  64. , p. 497.
  65. Toumanoff, 1963
  66. , p. 91.
  67. , p. 6.
  68. Степаненко В. П. (PDF). Дата обращения: 5 марта 2021. 28 июля 2018 года.
  69. .
  70. Домрачев, Николай (2015). : 7. из оригинала 2 апреля 2022 . Дата обращения: 5 марта 2021 . {{ cite journal }} : Cite journal требует |journal= ( справка )
  71. EASTERN APPROACHES TO BYZANTIUM. — TAYLOR & FRANCIS, 2017. — ISBN 1-138-26343-5 .
  72. .
  73. А. Н. Слядзь. Военно-политические проблемы отношений Византии и Руси XI - начала XII веков // СПбГУ . — Санкт-Петербург, 2016.
  74. Васильевский В. Г. // Труды. — СПб. , 1908. — Т. 1 . — С. 176—377 . 27 января 2020 года.
  75. , p. 546.
  76. , p. 558.
  77. , p. 126.
  78. , p. 135.
  79. , p. 455—456.
  80. , p. 1966.
  81. , p. 23.
  82. Toumanoff, Cyril. Studies in Christian Caucasian history. — Washington : Georgetown University Press, 1963.
  83. Hewsen, 1992, p. 200
  84. Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1975. — Вып. 11 . — С. 125 . 9 июня 2016 года.
  85. , p. 24.
  86. Валери Силогава и Каха Шенгелия. Тао-Кларджети. — Tbilisi: კავკასიის უნივერსიტეტის გამომცმემლობა, 2006. — 891 pages с. — ISBN 99940-861-7-0 , 978-99940-861-7-7.
  87. Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. — 1973. — Вып. 10 . — С. 221 . 23 апреля 2021 года.
  88. maxima-library.org . Дата обращения: 16 февраля 2021. 20 апреля 2021 года.
  89. Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. — 1973. — Вып. 10 . — С. 223 . 23 апреля 2021 года.
  90. Rapp, Stephen H (1997). Imagining history at the crossroads: Persia, Byzantium, and the architects of the written Georgian past (Thesis) (англ.) .
  91. , p. 136.
  92. , p. 407.
  93. , p. 34.
  94. , p. 35.
  95. Stephen H. Rapp Jr. . — Ashgate Publishing, Ltd., 2014. — P. 4. 23 апреля 2017 года.
  96. Yana Tchekhanovets. The Caucasian Archaeology of the Holy Land. — BRILL, 2010. — P. 39.
  97. , p. 205.
  98. Alison Vacca. . — Cambridge University Press, 2017. — P. 59.
  99. Krzysztof Stopka. Armenia Christiana: Armenian Religious Identity and the Churches of Constantinople and Rome (4th–15th Century). — Wydawnictwo UJ, 2016. — P. 92.
  100. Степаненко В. П. Михаил Катафлор, императорский куратор Манцикерта и Внутренней Иверии / В. П. Степаненко // Античная древность и средние века. — Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1998. — [Вып. 29]. — С. 176—192.
  101. В. П. Степаненко / Античная древность и средние века: Том 30 / Изд-во Уральс-го гос. университета, 1999 г. с. 133—134
  102. , p. 2018—2019.
  103. , p. 2.
  104. Stephen H. Rapp. // The Blackwell Companion to Eastern Christianity. — Ames, Iowa, USA: Blackwell Publishing Ltd, 2008-02-25. — С. 137–155 . — ISBN 978-0-470-69020-8 , 978-0-631-23423-4 .
  105. Byzantine orthodoxies: papers from the Thirty-sixth Spring Symposium of Byzantine Studies, University of Durham, 23-25 March 2002 / Spring Symposium of Byzantine Studies, Augustine Casiday, Andrew Louth. — Aldershot (Reino Unido); Burlington (Estados Unidos): Ashgate-Variorum, 2006. — ISBN 978-0-7546-5496-4 .
  106. Nikoloz Aleksidze. The Narrative of the Caucasian Schism: Memory and Forgetting in Medieval Caucasia // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. — Louvain. — Peeters, 2018. — Vol. 137. — P. 155.
  107. George Tcheishvili. . — 2007. — С. 61. 6 августа 2020 года.
  108. Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. — 1999. — Вып. 30 . — С. 134—135 . 23 апреля 2021 года.
  109. И. Абуладзе. // Вестник Матенадарана. — Ер. , 1958. — № 4 . — С. 35 . 4 марта 2016 года.
  110. A. E. Redgate. . — Oxford: Blackwell, 2000. — P. .
  111. , p. 21.
  112. . Online English-Georgian Catalogue of Georgian Numismatics . Дата обращения: 15 января 2022. 15 января 2022 года.
  113. , p. 564.
  114. , p. 134.
  115. D. M. Lang . . — Crestwood, N.Y.: St. Vladimir's Seminary Press, 1976. — С. . — ISBN 0-913836-29-X .
  116. Д. Хоштария. (груз.) . — Тбилиси: Артануджи, 2005. — С. 52. — ISBN 978-99940-11-94-0 . 31 октября 2020 года.
  117. J. A. McGuckin. The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity. — Hoboken: Wiley, 2010. — ISBN 1-78402-016-8 .
  118. , p. 13.
  119. , p. 528.
  120. : [ 16 апреля 2021 ] / З. Д. Абашидзе, М. Г. Андриадзе // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 49. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5 .
  121. .
  122. Н. С. Джанашиа, Е. М. Мачавариани, М. К. Сургуладзе. Грузинская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. — М. : Наука, 1987. — Т. I. — С. 176—200.
  123. , p. 527.
  124. , p. 244.
  125. Stephen H. Rapp, 2003, с. 337
  126. , p. 234.
  127. Бахтадзе, Михеил. Институт эриставов в Грузии (груз.) / ТГУ . — Тб. , 2004.

Литература

Первичные источники

Исследования

на английском языке

  • E. Taqaishvili , edit. W. E. D. Allen. Georgian chronology and the beginning of Bagratid rule in Georgia // / Georgian historical society. — London: Published by S. Austin & sons, ltd., 1935. — С. 9—27.
  • Toumanoff, Cyril . Medieval Georgian historical literature. — Cosmopolitan Science & art Service Co., 1943.
  • Toumanoff, Cyril . Studies in Christian Caucasian history (англ.) . — Georgetown University Press, 1963.
  • Toumanoff, Cyril . Armenia and Georgia (англ.) // The Byzantine Empire. 1. Byzantium and Its Neighbours. — 1966.
  • Toumanoff, Cyril . // Traditio. — 1971. — Т. 27 . — С. 111–158 . — ISSN .
  • Robert W. Edwards. The Vale of Kola: A Final Preliminary Report on the Marchlands of Northeast Turkey (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 1988. — Vol. 42 . — ISSN .
  • T. A. Sinclair. Eastern Turkey : an architectural and archaeological survey. Vol. II (англ.) . — London, 1989. — ISBN 978-1-904597-73-5 .
  • Nina G. Garsoian . The Oxford Dictionary of Byzantium (англ.) / Editor in chief Alexander P. Kazhan. — Oxford University Press, 1991. — Vol. 3.
  • Robert H. Hewsen . The geography of Ananias of Sirak = ( Ашхарацуйц ). — Wiesbaden: Reichert Verlag, 1992. — ISBN 978-3-88226-485-2 .
  • Ronald Grigor Suny . The making of the Georgian nation (англ.) . — 2nd ed. — Bloomington: Indiana University Press, 1994. — ISBN 0-253-35579-6 .
  • Stephen H Rapp. Imagining history at the crossroads: Persia, Byzantium, and the architects of the written Georgian past (англ.) . — 1997.
  • Donald Rayfield . The literature of Georgia : a history (англ.) . — 2nd rev. ed. — Surrey: Curzon Press, 2000. — ISBN 0-7007-1163-5 .
  • Vassiliki Nerantzi-Varmazi. (англ.) // PHASIS. — 2000. — Iss. 2—3 . — P. 307–310 . — ISSN . 4 марта 2021 года.
  • Stephen H. Rapp. Studies in medieval Georgian historiography : early texts and Eurasian contexts (англ.) . — Lovanii: Peeters, 2003. — ISBN 90-429-1318-5 .
  • Donald Rayfield . Edge of empires : a history of Georgia (англ.) . — London: Reaktion Books, 2012. — ISBN 978-1-299-19101-3 .
  • Stephen H. Rapp, Jr. // An NCEEER Working Paper. — 2012. — С. 2 .
  • Stephen H. Rapp. The Sasanian world through Georgian eyes : Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian literature. — Surrey: Ashgate, 2014. — ISBN 978-1-4724-3935-2 .
  • Alexander Mikaberidze. Historical dictionary of Georgia. — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2007. — ISBN 978-0-8108-5580-9 .

на грузинском языке

на русском языке

  • Б. Д. Греков . Очерки истории СССР: Период феодализма, IX-XV вв. / Институт истории (Академия наук СССР). — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1953.
  • Б. А. Рыбаков , СССР . Институт истории материальной культуры . Глава пятая Закавказье в период арабского владычества в VII—IX вв. // Очерки истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. — Москва : Академия наук СССР , 1958.
  • С. А. Плетнёва , Б. А. Рыбаков. Первобытнообщинный строй, Древнейшие государства Закавказья и средней Азии, Древняя Русь (до начала ХІІІв) // История СССР: с древнейших времён до наших дней : В двух сериях в двенадцати томах, / Академия наук СССР , Институт археологии. — М. : Издательство Наука, 1966.
  • Тао-Кларджетское княжество // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Тао-Кларджетское княжество. Тао-Кларджетское княжество // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова . — М. : Советская энциклопедия , 1973. — Т. 14 : Таанах — Фелео. — 1040 стб.
  • Николай Бердзенишвили . . — Тб. : Цодна, 1962.
  • М. Лордкипанидзе , Д. Мусхелишвили. Грузия в IV—X веках // . — Тб. : Мецниереба, 1988. — Т. 2.
  • Степаненко В. П. // Античная древность и средние века. — 1973. — Вып. 10 . — С. 221 . 5 марта 2021 года.
  • Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. А. / ТГУ . — Тб. , 1993.
  • В. Силогава. Тао-Кларджети. — Тб. : Изд-во Кавказского университета, 2006. — 891 с. — ISBN 99940-861-7-0 . — ISBN 978-99940-861-7-7 .
  • Папаскири Зураб. // Кавказ и глобализация. — 2011. — № 3—4 .
  • // Исторический журнал: научные исследования. — 2013. — Т. 6 , вып. 6 . — С. 541–549 . — ISSN . — doi : .
  • Д. А. Косоуров. // Античная древность и средние века. Вып. 46. — 2018. — С. 90–101 . — ISSN .
  • А. Ю. Виноградов, Д. А. Косоуров. // Античная древность и средние века. — 2019. — Т. 47 . — С. 29–49 . — doi : .

на французском языке

Источник —

Same as Тао-Кларджети