Политические партии Сан-Марино
- 1 year ago
- 0
- 0
Партии ипподрома , также партии цирка, цирковые партии, факции ( лат. partes, factiones , греч. δῆμοι, μοιραι ) — объединения болельщиков, жителей Римской империи , а затем Византии , вокруг команд, участвующих в различных спортивных состязаниях и боях гладиаторов и, позднее, в гонках колесниц . Возникновение партий ипподрома относится к эпохе принципата , когда они были преимущественно спортивными объединениями. В период Поздней Античности , с упадком городского самоуправления , к партиям перешли обязанности по организации зрелищ. Дальнейшее развитие партии получили в более позднюю эпоху, когда они стали одной из основных социальных сил Константинополя и других крупных городов Византии.
Традиционно партии ассоциировались с цветами, под которыми выступали их наездники. Партии «зелёных» и «голубых» были главными и осуществляли патронаж над «красными» и «белыми» соответственно. В обязанности партий входила подготовка спортсменов и организация развлекательной составляющей циркового представления. В период Римской империи императоры отдавали предпочтение «зелёным», тогда как императоры Восточной Римской империи поддерживали как правило «голубых». В контексте византийских источников более употребительно называть «голубых» венетами, и «зелёных» прасинами. Временем расцвета партий считается период с начала V до середины VI века с кульминацией в царствование императора Юстиниана I (527—565), когда при деятельном участии партий по городам империи прокатилась серия крупных беспорядков, самым значительным из которых было масштабное восстание Ника (532). К концу VII века партии утратили политическое влияние, но ещё длительное время за ними сохранялись церемониальные функции. В трактате « О церемониях » (X век) описываются разнообразные церемониальные выходы и торжественные мероприятия с участием партий. Важнейшей из таких церемоний были императорские коронации , в которых партии участвовали начиная с коронации Юстина I в 518 году.
Хотя упоминания о партиях ипподрома чрезвычайно многочисленны в византийской историографии , особенно ранней , ни в одном источнике этот предмет не рассматривается специально. Как следствие, относительно партий ипподрома в Византии на данный момент не существует общепризнанной теории, которая бы объяснила их происхождение и функционирование. Основным дискуссионным моментом является признание или отрицание за партиями политической роли, вопрос о том, являлись ли они исключительно спортивным объединением, или имели и иные общественные функции. «Спортивная» теория была выдвинута в XIX веке Альфредом Рамбо и развита современным византинистом Аланом Кэмероном . «Политическую» теорию поддерживали русские историки Ф. И. Успенский , А. П. Дьяконов и многие другие, на Западе она ассоциируются с именем Г. Манойловича. Проблемой, тесно связанной с раскрытием значения партий ипподрома, является понимание терминологии источников того времени, в особенности тех, которыми обозначались народ, цирковые партии и т. д. Значительные дискуссии в историографии посвящены понятиям др.-греч. δῆμος и др.-греч. δῆμοι , в широком смысле обозначающими «народ» или «отдельную группу людей». Согласно «факционной» теории, которую в том или ином виде разделяли Шарль Дюканж , Эдуард Гиббон , Софоклис , Г. Манойлович, , М. Я. Сюзюмов и Джон Файн , указанные понятия обозначали, в том числе, цирковые партии. Другие исследователи (Ф. И. Успенский, А. П. Дьяконов, Г. Л. Курбатов , А. Кэмерон и др.) такую связь отрицают.
Византия, рассматривая себя как продолжение Римской империи, сохранила у себя все её институты, однако смысл их часто отличался от исходного. Начиная с эпохи Возрождения господствовало представление, что византийский период истории Римской империи был периодом упадка и разложения. Этот взгляд в своей знаменитой « Истории упадка и разрушения Римской империи » отразил Эдуард Гиббон : «Константинополь усвоил не добродетели древнего Рима, а его безрассудства, и те же самые партии, которые волновали цирк, стали с удвоенной яростью свирепствовать в ипподроме» . Однако Гиббон не стал в своей работе более глубоко рассматривать этот вопрос. Некоторое внимание партиям ипподрома уделили первые византинисты , существенные замечания на эту тему сделал в 1711 году историк-бенедиктинец . Первым, кто предпринял попытку серьёзного изучения партий, был немецкий историк Фридрих Вилькен . Выполнив обширный анализ сведений о возникновении и роли партий в Римской империи и Византии, он ввёл в рассмотрение все основные источники, которые были использованы последующими поколениями учёных. Однако им были проанализированы только внешние проявления активности партий, а политической подоплёки в ней не усматривалось . Такая точка зрения являлась преобладающей до конца XIX века, и ведущие византинисты XVIII—XIX веков Людвиг Фридлендер и Альфред Рамбо («De byzantino Hippodromo et circensibus factionibus», 1870) отрицали связь партий цирка с политическими движениями и доказывали, что борьба венетов и прасинов не имела социально-политических оснований, что активность венетов и прасинов начиналась и заканчивалась на ипподроме .
Существовали и альтернативные точки зрения. Так, Иоаннис Зампелиос сопоставлял борьбу зелёной и голубой партий в Константинополе с противостоянием гвельфов и гибеллинов в Италии , полагая, что голубые — это приверженцы римского монархизма и защитники императорской власти, а зелёные — враги всякой ксенократии, истинные патриоты и поборники демократических начал. Вопрос о партиях рассматривался также с точки зрения борьбы христианских течений, и утверждалось, что голубые всегда стояли за господствующую религию, отстаивали интересы Церкви и её политическую независимость, а зелёные сочувствовали еретическим императорам, не отрешившись полностью от языческих традиций . Эту «механистичную» теорию, устанавливающую преемственность между либералами -зелёными, иконоборцами , а затем православными , подверг критике в 1880 году Ф. А. Курганов , однако своей теории он не предложил .
Новый взгляд на проблему появился в работе 1894 года Ф. И. Успенского «Партии цирка и димы в Константинополе», в которой было показано, что цирковые партии были не только спортивными организациями, что они имели гражданские и военные функции и были организациями народа . Так же Успенский первым выдвинул имевшее многочисленных сторонников предположение о том, что византийские демы являлись продолжателями известных с IV века до н. э. демов Афин . Главные положения Ф. И. Успенского стали исходными для статьи сербохорватского учёного Г. Манойловича, изданной в 1904 году и ставшей известной после переиздания на французском языке в 1936 году. Манойлович доказывал, что факции были настоящими народными партиями и что различия цветов имели в своей основе классовые различия . В его работе была установлена связь партий с территориальным (по кварталам) и имущественным разделением византийского общества. Партия «голубых» была связана с высшими классами — землевладельческой аристократией, «зелёные» — с торговцами, промышленниками. Существовали также различия в религиозных предпочтениях . Хотя в ходе дальнейших исследований было показано, что такое различение не было чётким и часто нарушалось, в целом такое представление о политических симпатиях партий сохранилось . Согласно французскому историку , идеи Манойловича стали основой для всех последующих исследований . В советской историографии теорию о связи цирковых партий с народными движениями в 1930—40-х годах развивали М. В. Левченко и А. П. Дьяконов . Посмертно изданная статья Дьяконова, «Византийские димы и факции (τα μέρη) в V—VII вв.» (1945), оказала значительное влияние на развитие вопроса и получила широкую известность. В СССР в середине 1950-х годов она вызвала дискуссию о роли партий в ходе политической борьбы горожан Византии. М. В. Левченко и Н. В. Пигулевская отстаивали прогрессивный характер партий, а М. Я. Сюзюмов выдвинул тезис о защите горожанами IV—VI веков рабовладельческих порядков . В последующих работах З. В. Удальцовой , Г. Л. Курбатова и М. Я. Сюзюмова была сформулирована концепция периодизации социальной-политической борьбы в ранней Византии .
Основные возражения против взглядов на димы как нечто отличное от партий цирка сформулированы в монографии британского исследователя Алана Кэмерона «Circus factions: Blues and Greens at Rome and Byzantium», вышедшей в 1976 году. Опираясь на концепцию А. Х. М. Джонса , он отринул различие в значении между понятиями др.-греч. δῆμοι и др.-греч. δῆμος , считая, что разница между ними является лингвистической и возникла вследствие развития греческого койне . Основное значение данных понятий ближе к слову «чернь», и им обозначали относительно небольшие группы населения — клубы спортивных болельщиков из нескольких сотен человек. Соответственно, по мнению исследователя, верным является взгляд на димы как на объединения спортивных болельщиков, а проявления их активности, даже такие крупные как восстание «Ника» , не более, чем акты вандализма. Таким образом, попытки социального анализа димов бессмысленны . Аргументация Кэмерона была признана многими исследователями убедительной, хотя ряд вопросов, прежде всего, причины, по которым повышенная активность партий ограничилась рамками середины V — начала VII веков, были не вполне прояснены. Надежды британского византиниста , что книга Кэмерона вызовет оживлённые дебаты, впрочем, не оправдались . В 1997 году российская исследовательница А. А. Чекалова указала, что из-за произвольного подбора источников А. Кэмерон ошибочно отождествляет димы с их наиболее активной частью — стасиотами . Взгляды Кэмерона подверг критике в своей посвящённой социальным конфликтам эпохи Юстиниана I монографии британский историк Питер Белл. По мнению Белла, филологический подход Кэмерона не позволил ему исчерпывающим образом проанализировать значение партий за пределами ипподрома. Справедливо отвергая тезис Манойловича о наличии долгосрочных симпатий у партий, Кэмерон проигнорировал их роль как выразителя народных чаяний, коммуницирующих напрямую с императором, на что в XIX веке указывал А. Рамбо .
Проблемой, тесно связанной с раскрытием значения партий ипподрома, является понимание терминологии источников того времени, в особенности тех, которыми обозначались народ, цирковые партии и т. д. Значительные дискуссии в историографии посвящены понятию др.-греч. δῆμος и его форме во множественном числе др.-греч. δῆμοι , в широком смысле обозначающими «народ» или «отдельную группу людей». Согласно пионеру византинистики Шарлю Дюканжу , δῆμοι означало лат. factiones agitatorum , а δήμαρχος — «factionum princeps», «глава партии». Его толкование подверг сомнению в конце XIX века Ф. И. Успенский , отметивший семантическую неоднородность данного термина . По Успенскому, вместе с другим встречающимся в аналогичных случаях словом, τἁ μέρη , δῆμοι следует понимать как «всё население города, организованное по димам», то есть партиям . Г. Манойлович, соглашаясь с таким отождествлением, признаёт за δῆμος в качестве узкого смысла значение цирковой партии и, в ещё более узком смысле, отряды городского ополчения . Советский историк А. П. Дьяконов отмечает, что наличие в источниках таких выражений, как οἰ δῆμοι τοῦ πρασίνου μέρρους («димы прасинской факции»), указывают на то, что данные понятия различались. Византийские димы, так же как демы Аттики и римского времени, были организациями того или иного городского квартала и района. Они выполняли в нём определённые хозяйственные и политические функции, следили за порядком и благоустройством своего квартала, объединяли обычно людей одной и той же профессии, которые обычно селились рядом. В своей совокупности они претендовали на роль городского народного собрания. Местом их сбора и выявления их желаний обычно являлся городской цирк или ипподром, который, как и в древнем Риме , являлся любимым местом увеселения для народных масс в Константинополе и других крупных городах империи . Советский византинист Н. В. Пигулевская проанализировала встречающиеся в анонимном военном трактате второй половины VI века выражения для обозначения народных масс и пришла к выводу, что слова δῆμος и δῆμοι связаны с «той новой формой организации населения, которая получила название демов». В том же источнике, рассматривая различные группы городского населения с точки зрения их полезности, рассматривает сословия ( μέρη , в единственном числе μέρος , «часть» или «доля»), выделяя среди них «театральное сословие» возниц, артистов, необходимых для празднования коронаций музыкантов. Всех их аноним называет бездельниками, которых следует занять чем-то полезным для государства. По Н. В. Пигулевской, термин μέρη указывает на деление населения по другому принципу, а именно на возглавляемые демархами сословия .
Согласно А. Кэмерону, латинское слово factio и его производные относились к профессиональным участникам скачек, а не к болельщикам. Переходя к Византии, историк отмечает, что прямого аналога «партийным» терминам в греческом языке не было, и сделанное в ранней историографии отождествление с μέρος не корректно, поскольку греческое слово относится как к профессионалам, так и к зрителям. Более того, смешение реалий, стоящих за латинским словом с точным техническим значением с достаточно неопределённым греческим термином приводит к семантической путанице . В дальнейшем было предпринято несколько попыток выявить точное значение рассматриваемой группы слов на примере фрагментов отдельных текстов. Так, канадский историк Афанасий Фотиу ( Athanasios Fotiou ) проанализировал датируемый первой половиной VI века анонимный диалог «О политической науке» («Περί πολιτικῆς ἐπιςτήμης»). В одной из его глав обсуждается вопрос о разрушительной роли, которую играет в городах борьба между сторонниками разных цветов. В диалоге δῆμος характеризуется как многочисленная общественная страта ( тагма , τάγμα ), состоящая преимущественно из молодёжи. Автор утверждает, что разделённый на μέρη демос борется друг против друга и против остальной части полиса . По мнению Фотиу, данный источник подтверждает выводы А. Кэмерона . Ряд историков склоняются к выводу, что употребление терминов, обозначающих народ говорит не об объективной социально-исторической категориальности а, скорее, отражает субъективное отношение отдельных авторов. Так, Т. Грегори на материале историка Зосима не увидел возможности отождествить упоминаемых в связи с волнениями в Константинополе в первые годы V века «димотов» ( δημοτικοί ) с представителями цирковых партий .
Ещё одним понятием, употреблявшимся античными авторами в контексте активности партий, являются стасиоты ( др.-греч. στασιῶται ). А. Кэмерон полагает несомненным, что они представляли собой некоторую своеобразную часть городской молодёжи. Об их вызывающих причёсках и одежде писал в « Тайной истории » Прокопий Кесарийский . Согласно А. Кэмерону, стасиоты не имели особых партийных симпатий, и выделялись из прочих болельщиков исключительно своим возрастом . А. А. Чекалова, напротив, видит в стасиотах наиболее активную, военизированную, часть партий .
Первенства пальму не раз и по смерти Нерона «зелёный»
Брал, и победных наград выпало больше ему.
Скажешь, что ты уступал, завистник злобный, Нерону?
Но ведь «зелёный» пришёл первым, — совсем не Нерон.
В ранний период принципата уже существовали люди, называемые лат. domini factiotum , которые выполняли для устроителей гонок услуги по найму лошадей, подбору персонала и необходимого оборудования. Фактически без них агонофеты не могли устраивать игры. После того, как Нерон увеличил количество призов и, соответственно, заездов, domini стали отказываться нанимать команды меньше, чем на целый день . При таких условиях содержать команды, не выигрывающие императорские призы, стало невыгодно, и мелкие предприниматели прекратили свою деятельность. Domini , а не гонщики, являлись главной силой в своих объединениях. Именно они могли разрешить конфликтные ситуации. Светоний рассказывает, что когда Гней Домиций Агенобарб , отец Нерона, отказался платить победителю, только жалоба, принесённая хозяевами колесниц, заставила его уступить . К IV веку организация игр была отобрана у частных лиц и стала прерогативой императоров, как и гладиаторские бои . В провинциях, где император сам не мог организовать игры, празднества связывались с так, что никто не мог получить благодарность народа, кроме императора. Рядом законов закреплялась императорская монополия на лучших лошадей. Адресованный префекту Рима закон 381 года постановлял передавать всех лошадей-победителей в распоряжение горожан, что окончательно подорвало финансовую заинтересованность частных агонофетов . В 401 году сенатор Квинт Аврелий Симмах только в Испании смог отыскать лошадей для устраиваемых его сыном игр . Хотя domini и утратили коммерческую заинтересованность в проведении игр, на них осталась обязанность надзирать за конюшнями и тренировать команды, включавшие, помимо собственно наездников, большое количество обслуживающего персонала. В этом качестве они назывались лат. factionarius .
Происхождение названий партий точно не известно. Первое упоминание о партиях цирка относится к 70 году н. э. и принадлежит Плинию Старшему . Раннехристианский апологет Тертуллиан в своём трактате утверждает что, первоначально команд было две, «белые» и «красные», посвящённые зиме и лету соответственно. Однако затем, «в связи с возросшей роскошью и распространением суеверий», «красные» стали посвящать себя Марсу , а «белые» — Зефиру . Также он упоминает о «зелёных», посвящённых Матери Земле или весне, и «синих» — морю и небесам или осени . Император Домициан , инициировавший много недолговечных реформ, создал две новые команды, «пурпурные» и «золотые» . Источники VI века, хроника Иоанна Малалы и зависящая от неё « Пасхальная хроника » предлагают версию, похожую на взгляд Тертуллиана. Согласно им, части цирка воспроизводят Солнечную систему и соответствуют четырём стихиям, то есть земле, воде, огню и воздуху. В свою очередь, названным стихиям метафорически сопоставлены четыре партии цирка .
Крупнейшие гоночные клубы начали формироваться при Нероне, который был страстным поклонником колесничных гонок. Император умел править колесницей и даже выиграл гонку на Олимпийских играх , выступая за партию «зелёных» . Поклонником той же партии был Калигула , один раз подаривший вознице 2 миллиона сестерциев . Известны пристрастия и других правителей Рима — Вителлий выступал за «голубых», а Гелиогабал и Луций Вер отдавали предпочтение «зелёным». Многочисленные упоминания о поддержке цирковых партий императорами есть у Диона Кассия . В Греции явления, аналогичного римским цирковым партиям, не известно, но склонность эллинов к междоусобицам неоднократно отмечалась римскими историками. Так, Геродиан , рассказывая о вспыхнувших распрях в малоазийских провинциях, последовавших после победы Септимия Севера над Песценнием Нигером , делает следующее обобщение: «… и это не вследствие какой-либо вражды или, напротив, расположения к воюющим государям, но из ревности, зависти, ненависти друг к другу и желания уничтожить своих же соплеменников. Это — старинная болезнь эллинов, которые, постоянно находясь в раздорах и стремясь истребить тех, кто казался выделяющимся из других, погубили Элладу» .
Расходы на цирковые зрелища несли в провинции курии , богатые, президы; в Константинополе — консулы , преторы , представители знати и сам император . Но устроители зрелищ не могли каждый раз заново обзаводиться необходимым сложным оборудованием. Для этого, так же как в Риме, существовали специальные организации, бравшие подряды на устройство игр; каждая из них имела свои кассы, зверинцы, постоянные штаты возниц и актёров. Эти организации также назывались димами и различались по условным цветам одежды цирковых возниц, как венеты («голубые»), прасины («зелёные»), левки («белые») и русии («красные»). Каждая из них старалась превзойти соперников постановками и одержать победу в конских состязаниях. Они-то и составили организационные ячейки, вокруг которых, сообразно своим симпатиям, собирались димы, и в таком расширенном виде превратились в более обширные самоуправляющиеся организации — гражданские и военные, своеобразные политические партии. В Константинополе, куда в 330 году была перенесена столица Римской империи, сохранилось поквартальное разделение партий: венеты селились в кварталах на главной улице Месе и районе Питтакий, а прасины жили в квартале Мезентиола .
В период Поздней Античности , с прекращением атлетических игр и гладиаторских боёв, развлекательные мероприятия утратили прежний размах и разнообразие. Театральные представления и гонки колесниц сохранились и стали основным развлечением населения крупнейших городов. С упадком местного самоуправления в городах обязанности по организации представлений перешли от декурионов к партиям, превратившимся в крупные организации, предоставлявшие необходимые для зрелищ персонал, животных и оборудование. Оплата деятельности партий осуществлялась преимущественно за счёт собранных налогов, то есть, фактически, императором . В результате, по выражению британского антиковеда , организация представлений «империализировалась» . К V веку сохранили влияние только команды «синих» и «зелёных» . «Белые» и «красные» не исчезли, и известно, что они участвовали в состязаниях как минимум до XII века . Они также упоминаются в детальном описании связанных с ипподромом церемоний в трактате Константина Багрянородного « О церемониях » . Также с V века традиционные цвета команд распространились на устроителей зрелищ в театрах и амфитеатрах . Так, из рассказа Прокопия Кесарийского известно, что отец будущей императрицы Феодоры был медвежатником у прасинов . Тогда же административные обязанности по устроению игр перешли в ведение специальных императорских чиновников, получивших наименование actuarii thymelae et equorum currilium , а с X века одного из доместиков казначейства .
Согласно А. П. Дьяконову , народ в ранней Византии, являясь наряду с сенатом и армией одной из основных общественных сил, обладал значительными возможностями принимать участие в разрешении важнейших политических вопросов не только посредством восстаний, но и в «конституционных формах», «эвфимии», «просьбы» или «мольбы» . Данный тезис вызвал значительную дискуссию; одни византинисты его резко критиковали (Н. В. Пигулевская, Г. Зайдлер, С. Вингклер), другие исследования его подтверждали и развивали ( Г.-Г. Бек , Ж. Дагрон , ). Многочисленные примеры в источниках показывают важность выраженного народом посредством аккламаций согласия или не согласия. Такое положение возникло в ходе социальных изменений IV века, когда родовитая муниципальная аристократия, являвшаяся одновременно и культурной элитой общества, была оттеснена на второй план новой военно-чиновной знатью. В ходе борьбы между этими группировками, развёртывавшейся по традиции в местах общественных собраний, в частности в театре и на ипподроме, и принимавшей нередко весьма острые формы, каждая из сторон стремилась привлечь на свою сторону и использовать в своих интересах народные массы. Для этого подкупались клакёры , которые при огромном стечении народа начинали выкрикивать те или иные требования политического характера, порицания или восхваления в адрес должностных лиц. Как правило, подобные возгласы готовились заранее и облекались в краткие ритмические фразы, которые легко можно было подхватить и которые народ действительно подхватывал, если он одобрял их. Именно в такой форме, пример которой дошёл до нас в так называемых « » , народ общался с императором перед восстанием Ника в 532 году. Для регулирования этого вида политической борьбы император Константин Великий в 331 году издал эдикт об аккламациях, допускающий возможность прославлять справедливых и осуждать несправедливых правителей с тем, чтобы император мог им воздать по заслугам. С другой стороны, на префектов претория возлагалась обязанность контролировать, чтобы эти восклицания не были инспирированными возгласами клиентов . Группы клакёров включали не только безработных и бродяг, но и обеспеченных молодых людей из знатных семей .
Начиная с Ф. И. Успенского , затем в работах Г. Манойловича и А. П. Дьяконова и далее в марксистской историографии развивалось представление о социальных причинах антагонизма партий. Согласно сложившейся в советской историографии схеме, антагонизм между муниципальной и военно-чиновной знатью утратил свою остроту когда к V веку служилая знать и родовитая аристократия слились в один слой. Далее на первый план вышли противоречия между аристократией и торгово-ростовщической верхушкой, проявляющиеся в экономической, политической и религиозной плоскостях . Также существовала оппозиция центральному правительству со стороны провинциальных крупных собственников, вызванная административным и налоговым давлением со стороны Константинополя. В условиях возрастания в крупных и малых городах роли церковных звеньев и торгово-ремесленных корпораций, разложения полисных политических форм и развития аккламаций , формой выражения недовольства, согласно А. С. Козлову, становится борьба за «чистоту веры» и цирковые партий . С помощью аккламаций народ мог апеллировать к чиновникам и правителям против курии , а чиновно-административный аппарат, порождённый реформами Диоклетиана и Константина, получил возможность использовать противоречия между курией и демосом в своих интересах. Политическая жизнь, которая в IV веке всё более активно развёртывалась вокруг зрелищ, не ограничивалась только спортивными аренами. Личная дискредитация противников, сбор сведений, порочащих своих политических противников, и связанный с этим политический шпионаж, роспуск клеветнических слухов, доносы об оскорблении величества, занятиях магией и т. д. стали наиболее распространёнными приёмами борьбы . Г. Л. Курбатов отмечал важность закона 426 года, предоставившего постоянным жителям города право участия в общественно-политической жизни, реализовавшееся в борьбе партий .
Советские историки отмечали важность как религиозных, так и экономических факторов в динамике симпатий народных масс. В серии опубликованных в 1980-х годах статей А. С. Козлова императоры V века связываются в различными околовластными группировками. Так, руководство поддерживаемых Феодосием II (408—450) прасинов, согласно анализу Козлова отражало интересы торгово-промышленных кругов и «проегипетской» группировки столичной знати. В правление покровительствовавшего венетам Маркиана (450—457), на избрание которого, возможно, оказали влияние партии, произошло сокращение налогов, лежавших на крупном сенаторском землевладении, и снижение расходов аристократии, связанных с выполнением дорогостоящей функции претора . С другой стороны, отмечает историк, нельзя переоценивать влияние партийных симпатий императоров, поскольку изменение налоговой политики при Маркиане произошло на фоне изменившегося внешнеполитического фона и снижения накала религиозной борьбы. Гуннская угроза на границах уменьшилась, в связи с чем правительство ослабило налоговый нажим на сенаторов, отменив лат. follis senatorius , ежегодный налог с сенаторов, введённый ещё Константином .
Значительные усилия для опровержения теорий о религиозных, социальных или региональных факторов предпринял Алан Кэмерон , на обширном историческом материале показывая исключительно спортивный характер причин столкновений партий . Согласно А. Фотиу, сведения Прокопия Кесарийского и Иоанна Малалы подтверждают теорию Кэмерона . Как следствие, в современной литературе распространённой аналогией является сравнение партий ипподрома с современными футбольными хулиганами .
С экономической точки зрения участие партий в городских беспорядках проанализировала . В своей работе «Pauvreté économique et pauvreté sociale à Byzance 4e-7e siècles», появившейся практически одновременно с книгой А. Кэмерона, она отвергла восходящую к Альфреду Рамбо интерпретацию партий в терминах «вульгарных спортивных состязаний» в пользу социальной теории Г. Манойловича .
С середины V века до начала VII века крупные города империи регулярно страдали от вспышек насилия, спровоцированного связанными с устроением развлечений групп. Относительно причин, по которым происходили такие события, существуют различные мнения. Одной из первых инициатив Юстиниана I после его назначения соимператором 1 апреля 527 года был запрет на устроение беспорядков с киданием камнями и убийств. Как сообщает « Пасхальная хроника », результатом стал «страх и мир во всех провинциях», что, однако, не помешало произойти в столице мощному восстанию Ника в январе 532 года и серии волнений в 550-х и 560-х годах. Антиохиец Евагрий Схоластик , живший в те годы в Константинополе, связывал причины беспорядков с благосклонностью императора к партии голубых, представители которой «среди белого дня и в самом городе убивал[и] принадлежавших к партии противной, и убийцы не только не боялись наказаний, но ещё получали награду, от чего явилось их множество. Они могли и нападать на дома, и грабить находившиеся в них драгоценности, и за известную плату продавать людям их спасение» . Автор сохранившегося фрагментарно диалога «О гражданском устройстве» ( др.-греч. Περί πολιτικῆς καταστάσεως ) затруднился указать причину, по которой «получившая власть группа людей» направляет свою энергию в разрушительных целях, но не считает таковой цветовые различия. Корни зла, предполагает автор диалога, в плохом воспитании и безделье. По его мнению, борьба димов это нечто вроде природной катастрофы, которая прекратится в более благоприятную эпоху .
В смутное время правления Исаврийской династии число волнений с участием партий цирка увеличилось. Димоты оказали поддержку узурпатору Василиску (475—476) в начале его недолгого правления, борьба между «синими» и «зелёными» упоминается историками при описании событий восстания самаритян в 480-х годах . Годы правления сторонника «красных» Анастасия I (591—518) ознаменовались борьбой «голубых» и «зелёных» . В 491 году в Константинополе произошли крупные волнения, названные Марцеллином Комитом «плебейской войной», начавшиеся на ипподроме в присутствии императора. Спровоцированное отменой зрелищ в столице, восстание имело более глубокие причины — напряжённая политическая обстановка при избрании нового императора, склонного идти на уступки монофизитам , осложнённая недовольством лишившейся привилегий исаврийской знати. В 498 году прасины инициировали новые волнения, которые, хотя и были жестоко подавлены, привели к отмене основной торгово-ремесленной подати — хрисаргира . Часто волнения начинались по относительно незначительному поводу — драки между двумя сторонниками разных партий или отказа властей выпустить арестованного за неподобающее поведений члена одной из партий. Следовавшие далее попытки наказать зачинщиков приводили к эскалации конфликта и вовлечению в него прочих граждан .
В историографии достаточно распространённым является связывание партийного разделения с разделением религиозным. Оно сложилось достаточно естественным образом — старая аристократия, проживая в основном на Западе и в столице, придерживалась в основном христианской ортодоксии , а торгово-промышленная группа, в которой преобладали восточные элементы, придерживалась монофизитства и других неортодоксальных учений. Данное разделение, разумеется, не было строгим. Например, Иоанн Малала сообщает, что в 533 году толпа, собравшаяся на форуме Константина, требовала предать сожжению акты Халкидонского собора . В правление Юстина I (518—527) произошло выделение активной части партий, так называемых стасиотов ( греч. στασιώται ). Прокопий Кесарийский в своей « Тайной истории » рассказывает, что Юстиниан, открыто приняв сторону венетов и поощряя их, вызвал значительные изменения в их традиционном поведении. Стасиоты венетов ввели новую моду в причёсках и одежде, и не только особенно активно поддерживали свои команды на ипподроме, но и стали нападать по ночам на прохожих, занимаясь грабежами и убийствами. Ощущая полную безнаказанность, они не боялись судей, которые опасались за свою жизнь, и заставляли заимодавцев возвращать долговые расписки . Супруга Юстиниана, Феодора , как считается, симпатизировала прасинам и монофизитам, уравновешивая тем самым баланс партий . Именно в правление Юстиниана произошло крупнейшее восстание Ника , начавшееся как волнения на ипподроме.
К середине VI века относится большое количество сообщений о волнениях демов. В 547 и 549 годах произошли крупные столкновения между венетами и прасинами, а в голодном 556 году обе фракции требовали у императора хлеба. В том и других случаях димоты действовали совместно . Активность партий была высока и после смерти Юстиниана. При его преемнике Юстине II враждебные выступления приняли такой размах, что император был вынужден выступить со специальным обращением к партиям. Венетам было приказано сказать: «царь Юстиниан для вас умер»; а прасинам: «царь Юстиниан для вас жив». Это успокоило партии на некоторое время, и волнения прекратились . В дальнейшем императоры стремились поддерживать равновесие между партиями .
Как было сказано выше, наличие военной составляющей у партий ипподрома признают не все исследователи. Впрочем, аргументация их оппонентов основывается на достаточно многочисленных свидетельствах источниках. Ф. И. Успенский полагал, что военный характер появился у организации демов после того, как Юстиниан зачислил в них беженцев от вторжения славян и аваров во Фракию в 564 году; беженцы были приставлены к защите Длинных стен . Однако известно, что во время восстания Ника в 532 году 250 прасинов явились в полном вооружении, намереваясь захватить дворец, что даёт возможность предположить более раннюю милитаризацию партий . относит начало военной службе димотов к ещё более ранней эпохе, когда при Константине Великом была организованна городская стража, ό της πόλεως στρατός . В правление Феодосия II списочный состав «зелёных» (вероятно, вместе с «красными») насчитывал 8000 человек. Для 602 года источники называют число 1500 бойцов, тогда как для «голубых» вместе с «белыми» — 900 .
Основой подобных отрядов, создававшихся для охраны городов, являлись, по-видимому, стасиоты. В 540 году стасиоты приняли активное участие в обороне Антиохии . Согласно Г. Манойловичу, в конце царствования Юстиниана I регулярных войск было не достаточно для защиты городов от вторжений варваров. Опираясь на свидетельства Агафия Миринейского о нападении кутригуров на Константинополь, историк отводит значительную роль в обороне столицы ополчению партий ипподрома, способных выставить на поле боя даже свою кавалерию . В дальнейшем, особенно в правление Маврикия , отряды стасиотов также использовались для охраны стен Константинополя. В конце VI века впервые упоминается должность главы военной организации партий — димарха , что может свидетельствовать о дальнейшем организационном оформлении партий .
С некоторого момента, установить который не представляется возможным, основные партии стали ассоциироваться с главными тагмами императорской армии , схолами и экскувитами . Вероятно, реформа, по которой первых возглавлял димарх венетов, а вторых — димарх прасинов, завершилась в IX веке. О церемониях димархов в таком качестве сообщает Константин Багрянородный в X веке, а о том, что такая связь сохранилась и в следующем столетии пишет в своей «Истории» Михаил Атталиат . А. Кэмерон, отрицающий общественное значение димов, утверждает, что было бы ошибкой считать обширные церемониальные функции димов отражением более ранних событий, когда лидеры партий вели своих однопартийцев в бой на врага. Ведь экскувиты, наиболее доверенные войска императора, как минимум пять раз участвовали в подавлении выступлений партий между 498 и 601 годами, и странно, что руководство ими было доверено оппозиционным «зелёным». С другой стороны, схолы, утратившие военное значение уже в конце V века, едва ли могли быть подходящим военным институтом для «голубых» .
Своего расцвета, как считается, партии достигли в конце VI века, когда поддержка хотя бы одной из партий была необходима тем, кто претендовал на императорский престол. Благоволение «зелёным», выраженное префектом Иоанном Каппадокийским , было истолковано как наличие у него императорских амбиций. Император Маврикий , как сообщают позднейшие схолии к «Истории» Феофилакта Симокатты назвал своего первенца Феодосием по требованию «зелёных», желавших таким образом почтить память Феодосия II , тогда как венеты настаивали на имени Юстиниана . Роль димов в свержении Маврикия узурпатором Фокой в 602 году подробно показана у Симокатты. Когда патрикий заявил о своём желании освободить империю от власти поддерживаемого «голубыми» Фоки, он предложил деньги «зелёным» . Мятежи с участием партий происходили по всей империи кроме Фессалоник что, согласно , произошло благодаря заступничеству святого покровителя города . В правление Ираклия (610—641) упоминаний партий в источниках не много: в связи с церемониями по поводу коронации его старшего сына Константина и всеобщим осуждением его второго брака на собственной племяннице . Свержение Юстиниана II в 694 году произошло потому, что он хотел истребить дим венетов, утверждает хронист рубежа VIII—IX веков Феофан Исповедник . В борьбе за власть, начавшейся после первого свержения Юстиниана II, Леонтия , вероятно, поддерживали «голубые», а его противника Апсимара — «зелёные» . , однако, считает, что в данных событиях, как и в течение всего VII века, значение имела позиция не партий, а народа . Исчезновение партий он связывает с прекращением скачек в XIII веке .
Исследователи по-разному датируют период, когда влияние партий ипподрома сошло на нет, относя его ко времени правления либо императора Ираклия , либо Льва III (717—741) . С учётом значения партий в борьбе между Леонтием и Апсимаром, А. Кэмерон считает второй вариант более вероятным. Тем не менее, на протяжении почти всего VII века, за исключением свержений императоров в его начале и конце, о партиях в источниках почти не упоминается. Фёдор Успенский считает упадок партий следствием их встраивания в государственную систему, что было результатом целенаправленных усилий императоров. В том же ряду историк называет выделения в демах военной и гражданской частей. Фактически, поступив под начало доместика схол , вооружённые демоты стали частью византийской армии . Румынский историк поставил утрату партиями политического влияния в один ряд с утратой африканских и ближневосточных территорий, следствием чего стало ухудшение снабжения столицы хлебом, повышением налогов и усилившимся антисемитизмом . А. Кэмерон предполагает, что кодификация и расширение церемониального значения партий в царствование Ираклия не сочеталось с продолжением враждебных столкновений. Таким образом, имеет смысл говорить не об утрате политического значения, которого и не было, а о снижении агрессивности партий .
Бурные события VIII—X веков — иконоборческое движение , воцарение и падение Исаврийской , Аморийской и Македонской династий — прошли без участия партий. Не обладая влиянием на общественную жизнь, они продолжали свою спортивную деятельность. Какая-то из партий по-прежнему пользовалась большей поддержкой императоров, и в IX—X предпочтение чаще всего доставалось «голубым». На ипподроме Константинополя они первыми приветствовали императора, и в ходе церемоний имели предпочтение перед «зелёными». В отличие от прошлых столетий, такое положение дел больше не вызывало недовольства и не приводило к столкновениям . При императоре Василии I (867—886) были ликвидированы построенные при Юстиниане II фиалы (площадки с фонтанами) факций в Большом дворце , что сделало различие между партиями ещё менее заметным .
Стоял как то Михаил на колеснице, вот-вот готовый оторваться от барьера (он выступал за голубых, за зеленых — логофет Константин, отец Фомы, патрикия и бывшего логофета дрома, за белых — Хила, за красных — Крас. Не оставались без дела ни протасикрит, ни протонотарий дрома, но первый был комбинографом голубых, второй - зеленых), и вот, когда стояли они уже на колесницах, облаченные в платье возничих, пришла весть, что неудержимо движется Амр, что разоряет он Фракисий, приближается к Малагине и грозят нам ни с чем не сравнимые беды, и, когда опечаленный этим протонатарий сообщил об ответе доместика схол и из своих рук показал его письмо, царь сказал: «Что за наглость заговаривать со мной о таких вещах во время столь важного состязания, нет у меня другой заботы, только бы оттеснить среднюю колесницу на левый край. В этом только и состязаюсь.»
Первоначально простая и функциональная структура партий с течением времени усложнялась. Должность factionarius' а, ранее являвшегося лидером факции, достаточно быстро лишилась административных полномочий и стала почётным титулом лучшего колесничего. После 275 года известно только два факционария, непревзойдённый в начале VI века и император Феофил в первой половине IX века. Трактат « О церемониях » называет факционариями только колесничих голубых и зелёных, тогда как красным и белым приходилось довольствоваться только званиями микропанитов ( др.-греч. μικροπανίτης , «[те кто] с малым флагом») — слившись с главными партиями организационно, «малые» партии продолжали выступать под своими флагами .
Смысл существовавшего с раннего периода разделения партий на две части, ператическую ( греч. περατικοί ) и политическую ( греч. πολιτικοί ), не вполне ясен. Вероятно, представители первой жили в загородных районах на северном берегу бухты Золотой Рог и имели преимущество перед членами другой. Было ли это деление обусловлено цветовой дифференциацией, так что «голубые» и «зелёные» были ператическими партиями, а «белые» и «красные» — политическими, не известно, однако указания в трактате «О церемониях» дают основание предположить такую возможность . А. П. Дьяконов предполагал, что «ператические» части партий состояли из военных отрядов, а «политические» из привилегированной невоенной верхушки .
Основной материал о сложившейся к X веку организации партий содержится в трактате «О церемониях». В трактате димы появляются как важный элемент организации парадных выходов и торжественных приёмов византийских императоров , вместе со своими певцами и музыкантами . Поскольку должноси руководства партий входили в общую систему византийской бюрократии , дополнительная информация содержится в сохранившихся табелях о рангах , составленном около 900 года « Клиторологий Филофея » и более позднем тактиконе Икономилиса .
Помимо руководящих должностей, в каждой партии существовал многочисленный штат прочих служителей сцены и смотрителей зверинцев . «Димоты» ( др.-греч. δημώται ) на Ипподроме, видимо, не имели никаких обязанностей и являлись просто зрителями .
Участие в торжественных церемониях было одной из немногих причин, по которой простой византиец мог попасть в императорский дворец . Мероприятия происходили в различных форматах — многолюдные собрания на открытом воздухе, шествия, праздничные перфомансы с аккламациями , песнями и танцами, императорские приёмы . В этих публичных событиях, а также разнообразных коронационных торжествах ( императоров , императриц и соправителей) и свадьбах, принимали участие представители партий. Вероятно, говоря о присутствии «всех виднейших граждан» ( др.-греч. τοὺς ἐπισημοτέρους τοῦ δῆμου ) на церемонии провозглашения Маврикия императором, Феофилакт Симокатта имел в виду именно их. Согласно трактату «О церемониях», общей чертой таких церемоний было то, что они проводились в Зале девятнадцати лож Большого дворца , в присутствии стоящих на ступенях террасы членов Сената . Предводители партий находились ниже, во дворе, вместе с офицерами тагм , напротив выставленных символов власти и императорских регалий. При появлении императора глашатаи выкрикивали ряд аккламаций, которые за ними повторял «весь народ». Также партии участвовали в императорских свадебных церемониях, проводившихся в Магнавре . После обряда венчания в церкви святого Стефана императорская чета следовала в зал Магнавры через Триклиний Кандидатов, и на всём пути их приветствовали димы звуками органов и аккламациями. Далее церемония продолжалась аккламациями в брачных покоях. Судя по схолиям, в более поздний период венчание происходило в церкви Фароса, а приветствия димов — в Хрисотриклинии . «Голубые» и «зелёные» сопровождали своими приветствиями и музыкальным исполнением ритуальный выход августы в баню в течение первых трёх дней после свадьбы .
Помимо церемоний коронации и бракосочетания императорских особ, димы привлекались к организации разнообразных императорских выходов и приёмов, которые, по классификации Д. Ф. Беляева , бывали большими, средними и малыми. Все они совершались по различным церковным праздникам из дворца в храм Святой Софии . Димархов заблаговременно извещали о предстоящем событии, чтобы они явились со своими димами в назначенные места — пять или шесть при движении в сторону собора, и пять мест на обратном пути. Первая часть пути проходила из Триклина Экскувитов через зал Лихны, названный так из-за висевших там ламп, и Трибунал. В Лихнах, вмести с димами, сопровождаемого синклитом и свитой императора встречали находившиеся во время события в Константинополе послы и знатные иностранцы, эпарх со своими подчинёнными, городские чиновники и представители ремесленных цехов ( др.-греч. συστῆματα ) . С течением времени, по мере сокращения границ империи, великолепие устраиваемых во дворце приёмов уменьшалось, и уже не в полной мере соответствовало описанию Константина Багрянородного. В ходе первого приёма, когда в Трибунал входили шедшие впереди императора знаменосцы и члены синклита, а сам правитель ещё не занял своего места в арке Лихны, певчие ператического дима венетов запевали подходящее празднику песнопение. Затем, когда император занимал своё место, церемониарий торжественно подводил к нему доместика схол , по своей должности занимавшего пост димократа венетов. Доместик кланялся императору в ноги и подносил ему ливелларий, книжечку или свиток, с записанными приличествующими празднику поздравлениями и пожеланиями. Царь принимал ливелларий, передавал его , а тот, в свою очередь, кубикуларию . В это время певчие, венеты и прочий народ начинали петь «многая лета», а доместик трижды осенял императора крестным знамением . Далее процессия двигалась через Трибунал в Триклиний схол, к которому примыкала церковь Апостолов . После того, как император молился и совершал троекратный поклон с зажжёнными свечами в руках, начинался второй приём, похожий на первый, но только в исполнении прасинов и возглавляющего их доместика экскувитов . Третий приём проходил под куполом с пением ператического дима венетов, а четвёртый — у выхода из Халки, с участием городского дима венетов, то есть левкиев. За решёткой Халки к императору подводили димарха венетов, и тот тоже подносил ливелларий. Пятый приём начинался со вступлением правителя на площадь Августейон , отделявшую Большой дворец от собора Святой Софии. Здесь царя встречал димарх прасинов со своим городским димом, то есть красными. Шестой, и последний на пути в храм, приём, начинался, когда император шёл от портика Милия к орологию храма под приветственные аккламации народа и пение венетов. На этом приёмы димов завершались, и император вступал в храм Святой Софии . На обратном пути преобладание голубых сохранялось, и в самом полном варианте на них приходись 7 из 11 приёмов .
Состязания на ипподромах продолжались устраиваться в Риме и после падения Западной Римской империи в 476 году. Король остготов Теодорих Великий , завершивший завоевание Италии в 493 году, прикладывал значительные усилия, чтобы заручиться симпатиями римлян, и потому финансировал устроение общественных развлечений. Партии в Риме к тому времени назывались по греческому образцу, pars prasina и pars veneta . Панегирист Теодориха Магн Аврелий Кассиодор в одном из писем сообщает, что король принял под свою защиту притесняемую партию «зелёных», которой покровительствовал ещё его отец, а также оплачивал их мимов . О судьбе партий в Риме при преемниках Теодориха ничего не известно .
Из восточных городов империи наиболее заметна была роль партий в Антиохии . Согласно теории, выдвинутой А. П. Дьяконовым , партии цирка зародились именно в Антиохии, и даже сами названия основных партий происходят из сирийского языка . Так, слово венеты , по его мнению, означало benai etta , «сыны церкви», а прасины , perišin , — «раскольники» . Хотя теория Дьяконова вызвала многочисленные возражения и не получила развития, примеров проявления активности со стороны партий в Антиохии действительно немало . Иоанн Малала сообщает, что на третьем году царствования Калигулы , то есть в 40 году, «голубые» начали притеснять «зелёных» и в ходе вспыхнувших беспорядков язычники напали на евреев и разрушили их синагоги . В ответ иерусалимский первосвященник осуществил карательную экспедицию и убил многих горожан . В 175 году, во время своего пребывания в столице Сирии , опасаясь заговоров и мятежей со стороны партий, император Марк Аврелий запретил проведение в городе всех общественных мероприятий . Аналогичными соображениями руководствовался в 196 году Септимий Север . Партии ипподрома были одними из важнейших участников восстания 387 года . Известно об участии партий в мятеже против патриарха Григория Антиохийского в 588 году .
Существовали партии и в африканских провинциях — известно, что в Карфагене , даже после завоевания вандалами , продолжали функционировать цирк и амфитеатр, а «голубые» и «зелёные» организовывали представления мимов и скачки . В правление Маврикия , сообщает хронист Иоанн Никиусский , партии конфликтовали на севере Египта . Многочисленные надписи и папирусы содержат упоминания названий партий венетов и прасинов .
Хотя евреи в эпоху Римской империи осуждали цирки, мидраши более позднего периода содержат много упоминаний ο великолепном цирке и огромном ипподроме при дворце царя Соломона в Иерусалиме . В одном из них рассказывается о том, как Соломон восседает на своём троне посреди цирка, похожего на византийский. Его окружают четыре группы — царские слуги, учёные, священники и левиты , одетые в голубое; жители Иерусалима, одетые в белое; жители предместий, одетые в красное; послы из дальних стран, привёзшие дань и подарки, одетые в зелёное . Эпиграфические источники, обнаруженные во второй половине XX века показывают, что отношение византийских евреев к партиям было сложнее, чем представлялось ранее. Так, в цирке карийского Афродисия , в зоне «голубых», были найдены надписи τόπος Έβρέων («еврейское место») и τόπος Βενετών Έβρέων των παλειών («место старого еврея-венета»). Аналогичные надписи в Милете и Тире указывают на неслучайность связи евреев с партией «голубых». Поскольку в рамках теории А. Кэмерона отрицаются стабильные религиозные предпочтения партий, современными исследователями симпатии венетов к иудеям отрицаются, и в качестве обоснования выдвигаются психологические гипотезы. А. Кэмерон обращает внимание на то, что в тексте середины VII века « Учение новокрещённого Иакова » обе партии преследовали евреев в равной степени, и потому предполагает, что «голубые», разрешая евреям садиться в своей зоне ипподрома, хотели таким образом позлить «зелёных» . В рамках религиозной парадигмы, британский историк , в контексте рассмотрения «Актов по поводу Каллоподия», отмечает, что «голубые» и иудеи были, каждые в своём роде, ортодоксами , и на этой почве могли сближаться . По мнению , связь «голубых» и евреев образовалась достаточно случайно, в силу того, что издавна, ещё во времена Римской империи , евреи рассаживались в тех местах, которые позднее стали считать своими венеты .
Источники отмечают противостояние партий в восточных провинциях империи в последние десятилетия под властью Византии. Они активно участвовали в мятежах в городах дельты Нила 590-х годов; в 614 году, когда персы осадили Иерусалим , партии объединились против решения патриарха Захарии сдать город; во время завоевания Египта арабами двух враждовавших византийских полководцев, Мину и Доменциана, поддерживали разные партии .