Англо-французская война (1294—1298)
- 1 year ago
- 0
- 0
Англо-французская война 1116—1120 — вторая война между Людовиком VI Толстым и Генрихом I Боклерком .
Предыдущая англо-французская война закончилась в 1113 выгодным для английского короля Жизорским договором, не снявшим, однако, всех противоречий. Генрих I по-прежнему отказывался приносить французскому королю оммаж за Нормандию.
В 1116 продолжавшаяся между Людовиком VI и Тибо IV де Блуа война привела к английскому вмешательству. Летом Генрих высадился в Нормандии. Людовик возобновил антианглийский союз с Фульком V Анжуйским и Бодуэном VII Фландрским . Военные действия, как обычно, начались в Вексене , а затем распространились на Нормандию, Пикардию , Бри, Мэн и .
Летом 1117 Людовик и Бодуэн вторглись в Нормандию, но отступили перед армией Генриха, состоявшей из англичан, нормандцев и бретонцев .
В 1118 в Нормандии началось восстание баронов в поддержку сына Роберта Куртгёза Вильгельма Клитона , претендовавшего на корону герцогства при поддержке Людовика VI. Пользуясь этим, участники коалиции атаковали Нормандию со всех сторон. Союзник Генриха Тибо Блуасский не мог помочь, так как находился в плену у Гильома II Неверского , верного королю Франции. Людовик начал наступление в Вексене, где Сен-Клер-сюр-Эпт был захвачен англичанами. Французы захватили Гуэ-Никез, овладели недавно построенным замком Маласси. Фульк Анжуйский вспомнил о принадлежавшем его семье титуле великого сенешаля королевства, формального главнокомандующего, которым его предки пренебрегали, и захотел его получить. Сенешалем Франции в то время был ; он сохранил свою должность, но принес оммаж Фульку, чтобы удовлетворить его тщеславие .
Французские войска вторглись в Нормандию через графство Эврё , а Бодуэн Фландрский, прозванный Бодуэном «С секирой» ( Baudouin à la Hache ), по характеристике Сугерия «исключительный рыцарь» , через землю Ко и Понтьё. Нормандия, «откормленная за время долгого мира», была предана огню и мечу. Генриха покинули 18 главных баронов герцогства, он был вынужден укрепиться в Руане , и даже там, опасаясь заговора приближенных, каждую ночь спал в другом месте, и клал у изголовья щит и меч. Один из его людей был изобличен в измене, и, как с иронией пишет Сугерий, «был милосердно осужден на ослепление и оскопление, хотя заслуживал петли» . Амори III де Монфор взял Эврё , Фульк Анжуйский в ноябре 1118 захватил Алансон , в следующем месяце разгромил под его стенами английское войско и овладел цитаделью. Фламандцы заняли Лез-Андели и овладели несколькими крепостями на подступах к Руану. Бодуэн с пятью сотнями всадников прорвался к самым воротам Руана и воткнул там свой боевой топор, вызывая Генриха на бой .
Ришар де Л'Эгль, у которого Генрих отобрал замок Л'Эгль, просил помощи французского короля, и тот пообещал ему 60 своих всадников и 50 людей Амори де Монфора. Король Англии согласился вернуть замок Ришару и тот расторг соглашение с французами. Это не помешало Людовику двинулься на Л'Эгль. Город был сожжен, а замок 3 сентября 1118 захвачен и передан под охрану Монфора, и Гуго де Невшато .
К несчастью для французов граф Фландрский получил тяжелое ранение при осаде замка в графстве Э : бретонский рыцарь Гуго Боттерель поразил его копьем из засады .
В конце 1118 или начале 1119 произошла безобразная история, описанная Ордериком Виталием и английскими хронистами, и послужившая для авторов XVIII—XIX веков в качестве иллюстрации средневекового варварства. Эсташ де Паси, бастард графа Гильома де Бретёя, женатый на внебрачной дочери Генриха I Юлиане, добивался графства Бретёй, так как его отец не оставил законных сыновей. Генрих, опасаясь отдавать ему эти земли, поставил в замках своих шателенов, но дал Эсташу в заложники сына шателена Иври Рауля Аренка, как гарантию от нападения с его стороны. Взамен он взял заложницами двух дочерей Эсташа и Юлианы. Эсташ с женой присоединились к восстанию баронов, и когда шателен отказался сдать Иври, Эсташ, по коварному совету Амори де Монфора, вырвал глаза у его сына и отправил их в подарок отцу .
Рауль в гневе прибыл к королю и потребовал отдать ему дочерей негодяя, чтобы свершить над ними возмездие по закону талиона . Король передал ему своих внучек, и шателен вдобавок к ослеплению еще отрезал им носы. Эсташ укрепил свои замки Лир, Глос, Пон-Сен-Пьер и Паси, а жену послал занять Бретёй . Генрих выступил против них и в феврале 1119 осадил Юлиану в Бретёе. Жители города не захотели её поддерживать, и Юлиане пришлось бежать. По словам Ордерика Виталия, прыгая со стены, «она с позором упала голым задом в крепостной ров», после чего пробралась к мужу в Паси. После подавления восстания Генрих простил обоих, но Юлиане пришлось уйти в монастырь, а Эсташ так и не получил Бретёйского наследства .
В мае 1119 Генрих I сумел расколоть враждебную коалицию, заключив с Фульком Анжуйским соглашение о браке его дочери со своим наследником Вильгельмом Аделином . Людовик летом осадил замок Данжю; управлявший там шателен сжег замок и отступил. Затем король обложил , где храбро оборонялся Готье Риблар. На пятнадцатый день осады Монфор известил Людовика о том, что Генрих I сжег Эврё и движется на помощь осажденным. Людовик отступил от Шатонефа, под которым получил смертельную рану Ангерран де Три .
17 июня 1119 Бодуэн Фландрский умер от последствий прошлогоднего ранения .
Оставшись без основных союзников, Людовик в августе поставил гарнизон в Лез-Андели и отправился в Этамп , но затем вернулся в Нормандию с намерением дать сражение Генриху, стоявшему в Нуайон-сюр-Л'Анделе. Несмотря на попытки Бушара де Монморанси отговорить его, король 20 августа вступил в бой с англичанами на равнине Бремюль, между Экуи и Флёри-сюр-Андель. По словам Ордерика Виталия, у Генриха I было 500 рыцарей, а у Людовика 400. У англичан только сотня сражалась верхом, а сам король Генрих с остальными держал оборону в пешем строю. Авангард из 80 французских рыцарей, под командованием Вильгельма Клитона, атаковал противника, но вскоре все лошади под ними были убиты, а сами они взяты в плен. Гильом Криспен добрался до короля Генриха и дважды поразил его мечом в голову, но не смог пробить хауберк , и король сбросил его с коня. Затем вексенцы под командованием Жоффруа де Серрана, Бушара де Монморанси и Осмонда де Шомона потеснили англичан, но вскоре те контратаковали и обратили французов в бегство .
Ордерик Виталий сообщает, что битва была почти бескровной, так как погибло всего три рыцаря, зато в плен было взято 140 французов . Король Людовик потерял боевого коня и знамя, во время бегства заблудился в лесу, откуда был выведен неким крестьянином, проводившим монарха в Лез-Андели .
В сентябре Амори де Монфор прибыл в Париж и убедил короля захватить Бретёй, чтобы использовать его как базу для нового вторжения в Нормандию. По словам Ордерика Виталия, Людовик поднял феодальное ополчение Бургундии, Оверни, Иль-де-Франса, Орлеане, Вермандуа, Бовези, Этампа и отряды епископов Нуайона и Лана, 17 сентября вторгся в Нормандию, сжег Иври и осадил Бретёй. Гарнизон под командованием Рауля Ле Бретона упорно оборонялся, и французам пришлось отступить. Людовик намеревался сорвать гнев на владениях Тибо де Блуа, двинулся на Шартр и приказал его сжечь. Уступив просьбам священников и горожан, он послал Карлу Доброму , шедшему в авангарде, распоряжение об отмене предыдущего приказа, но часть города войска уже успели поджечь .
Не добившись успеха военными средствами, Людовик пытался использовать против Генриха авторитет церкви, устроив в Реймсе собор с участием папы Каликста II . Понтифик не имел никакого желания выступать против короля Англии, и согласился только на роль посредника в переговорах. Новый граф Фландрский Карл Добрый отошел от союза с Францией, стоившего жизни двум его предшественникам, и занял нейтральную позицию. В ноябре 1119 папа и Генрих встретились в Жизоре , и в начале следующего года был заключен мир. По его условиям наследник Генриха Вильгельм Аделин должен был принести оммаж за Нормандию; все замки и пленные, захваченные обеими сторонами, возвращались .
Людовику не удалось отделить Нормандию от Англии, но он добился признания своего сюзеренитета над герцогством. После принесения присяги Вильгельм Аделин на обратном пути в Англию погиб при крушении Белого корабля . Эта трагедия, от которой его отец так и не смог оправиться, имела своим конечным результатом жестокую гражданскую войну и смену королевской династии, а в ближайшей перспективе открывала для Людовика и Вильгельма Клитона возможность начать новую войну за Нормандию.