Великое княжество Рязанское
- 1 year ago
- 0
- 0
Объект культурного наследия России
федерального значения
( ЕГРОКН ) (БД Викигида) |
Ста́рая Ряза́нь (до 1778 года — Рязань) — один из крупнейших древнерусских городов XII—XIII веков, столица Великого Рязанского княжества . Площадь одних только укреплений Старой Рязани во второй половине XII века, не считая городских посадов, достигает более 60 га, с предместьями — 75 га. К началу XIII века в городе проживало около 8 тыс. человек . У подножья городских валов располагается современное село Старая Рязань .
Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Батыя , а все его постройки, включая каменные храмы, разрушены. По одной из версий, Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась , однако крупный специалист по Рязанскому княжеству А. Л. Монгайт считал, что частичное возвращение населения и восстановление города имели место. Лишь последующие нападения татар ввиду близости Старой Рязани к степи привели в XIV веке к окончательному запустению и передаче столичных и кафедральных функций расположенному в 50 км выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому , который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани.
Городище Старая Рязань охраняется государством как археологический заповедник и историко-ландшафтный памятник федерального значения. Структурно входит в комплекс Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника . Ежегодно на городских укреплениях проводятся археологические миссии и научные лагеря.
У подножья оборонительных валов городища находится село Старая Рязань, на другом берегу Оки — город Спасск-Рязанский , ниже и выше по течению Оки — остатки сети укреплённых сторожевых форпостов.
Старая Рязань впервые упоминается в летописи под 1096 годом. Памятник расположен в 50 км от современной Рязани , на высоком обрывистом мысе при впадении речки в Оку .
Северное городище (древнейшая часть Старой Рязани) возникло в XI веке. На Северном городище и Посаде фиксируются городские слои XI—XIII веков. Старая Рязань входила в область расселения вятичей . Вначале население города составляло всего около 1500 человек, но уже тогда город населяли, помимо землепашцев, ремесленники, о чём свидетельствуют найденные остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных и костеобрабатывающих мастерских. До середины XII века население Рязани состояло из городской общины и других лично свободных людей. Власть находилась в руках князя , близких к нему людей и городского вече .
В середине XII века к небольшому городу с юга в один момент была пристроена территория в 10 раз большая, чем площадь города того времени. Большое поле на берегу Оки, где в XI — середине XII века находился городской некрополь, огородили стенами, в которых возник новый район — Южное городище .
Примерно с середины XII века, после активного переселения жителей из других областей Древней Руси , произошло обособление Рязанского княжества. Кроме того, происходило укрепление княжеской власти, упрочение позиций христианства и началось активное строительство оборонительных сооружений (поскольку Старая Рязань занимала приграничное положение на юго-востоке Руси). Площадь укреплённой части города составляла 60 га.
Основное строительство шло при Глебе Ростиславиче в конце 50 — начале 60 годов XII века. Были построены , и кафедральный Успенский соборы. Население города к началу XIII века достигло примерно 8000 жителей.
В 1185 и 1207 годах Рязань (Старая) разорялась владимирским князем Всеволодом III Большое Гнездо , а в 1208 году восставшая Рязань была им сожжена. Всех «злых» и «виновных» казнили, рязанских бояр арестовали и увели в заточение, женщин, детей и «товары» вывезли и разослали по городам Владимирского княжества. Через два года Всеволод разрешил выжившим жителям Рязани вернуться обратно.
Осенью 1236 года от беженцев из разгромленной Волжской Булгарии пришли тревожные вести о вторжении врага в Европу . Спустя год, разгромив мордву и пройдя на Дон, многочисленное монгольское войско подступило к границам Рязанской земли у реки Воронеж и стоящего на его берегах города Онузы. Его предводитель Батый потребовал отдать ему «десятую часть» от всего имущества, на что рязанцами был дан гордый ответ:
Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить.
Рязанское княжество первым на Руси подверглось нашествию. Шесть дней и ночей держалась Рязань, но силы противника были велики. Ворвавшись в город, монголы уничтожили всё, что могли, превратив крепость в пепелище.
А в шестый день рано приидоша погании ко граду, овии с огни, а ини с пороки, а инѣи со тмочислеными лѣствицами. И взяша град Резань месяца декабря 21 день. И приидоша в церковь собръную пресвятыа Богородици, и великую княгиню Агрепѣну, матерь великаго князя, и с снохами, и с прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священическый чин огню предаша — во святѣй церкве пожегоша; а инѣи мнози от оружиа падоша. А во граде многих людей и с жены, и с дѣти мечи исекоша, и иных в рѣцѣ потопиша. И ерѣи, черноризца до останка исекоша. И весь град пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское и сродник их киевское и черъниговское поимаша. А храмы Божиа разориша, и во святых олтарех много крови пролиаша.
По легенде, рязанский воевода Евпатий Коловрат , увидев по приезде в родной город «токмо пепел и пыль» собрал небольшой отряд воинов и, последовав за захватчиками, вступил с ними в неравный бой. Батый бросал на дружину Коловрата лучшие силы своего войска, затем, изумившись, своего богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские» . Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но был разрублен надвое топором Коловрата. Согласно легенде, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений.
Жители Рязани в большинстве своём были истреблены, их дома и храмы — сожжены. Три каменных собора Рязани — Борисоглебский (кафедральный), Спасский и Успенский — были полностью разрушены. Монголы превратили Рязань в гигантскую братскую могилу, куда даже немногие уцелевшие жители боялись возвращаться . Однако жизнь в Старой Рязани теплилась и после нашествия: в центральной части городища фрагменты сосудов второй половины XIII — XIV веков составляют половину из числа всех находок керамики. Археологами было выявлено и углубленное в землю жилище (« полуземлянка ») конца XIV века .
При раскопках одной из землянок, в её центре был обнаружен столб, к верхушке которого была прикреплена бронзовая литая полая статуэтка, изображающая . У основания столба, к которому было прикреплено изображение идола, найдены остатки жертвоприношений. Языческое славянское святилище просуществовало в Старой Рязани до XII века . Идол был обнаружен в 1878 году на месте Спасского собора экспедицией Рязанской учёной архивной комиссии, которую возглавлял известный археолог А. В. Селиванов . Рязанский идол хранится в музее Рязанский кремль .
На двух пряслицах из Старой Рязани по данным Н. Порфиридова читаются надписи: «Княжее есть» и «Молодило». При раскопках Успенского собора на нескольких кирпичах в зеркальном отображении были обнаружены надписи-оттиски однотипного содержания от клейма мастера с деревянной формы для кирпичей: «Яков тв[орил]». На Северном городище был найден фрагмент корчаги с надписью: «Новое вино добрило послал князю Богунка». Несколько эпиграфических памятников были найдены при раскопках Борисоглебского собора на фрагментах фресковой штукатурки, (граффити «Игорь», надпись с упоминанием « половника » и др.), рисунок «пасхальной руки» с календарными расчётами .
В погребениях № 3, 5 и 6 в области шейных позвонков найдены фрагменты ткани зеленоватого цвета с золотым шитьëм и шитьём цветными нитками с растительным орнаментом. На узкой полоске ткани изображены две птицы, полуобëрнутые к стоящему между ними дереву .
Вся керамика в Старой Рязани сделана на ручном круге. Ряд встреченных керамических типов тождественен находкам из Верхнего Салтова и из селищ Прикубанья .
На городище известны находки более позднего времени, в том числе восточных монет XIV века . У подножья города на Посаде, там где сегодня находится деревня, на раскопе «Мокрый» нашли фрагмент берестяной грамоты , который хранится в музее Рязанского кремля .
Раскопы 40 и 42 расположены на Северном городище (XI — XIII века), раскопы 45 и 46 — на посаде (XI — XIII века). Раскоп 40 включает укрепления XI — начала XIII века. В 2016 году в слое начала XIII века была найдена булава с четырьмя большими центральными и восемью малыми крайними шипами, которая, скорее всего, попала в слой во время штурма города войсками Батыя в 1237 году .
В районе старорязанского городища на протяжении средневекового оптимума растительный покров приближался к луговым степям. В середине XII века отмечена термогигротическая стадия с подъёмом воды в реке, за которой к концу XII века произошло некоторое похолодание климата .
В северо-западной части Южного городища Старой Рязани на мысу, образованном двумя отвершками оврага, выявлены остатки раннего городского некрополя XI — XII веков и городские жилые слои XIII — начала XIV века. На раскопе 47 в слоях жилой застройки XII — XIII веков было найдено 48 ювелирных матриц. Это вторая зона концентрации этих предметов на территории Старой Рязани после участка клада № 17 (раскоп 40). Также в раскопе 48 нашли дно глиняного горшка с клеймом в форме трезубца . На усадьбах двух ювелиров нашли каменные литейные формы, детали весов, гирьки, ювелирные пинцеты, матрицы-формы для тиснения серебряных украшений с рисунком кентавра и с изображением пары птиц, шлаки и выплески серебра, обломки глиняных игрушек, покрытых зелёной поливой , подвески из византийских медных монет, шахматные фигурки, игральные кости, глиняные шашечки, половинку костяного кубика для игры в зернь . 4 шахматные фигурки были найдены на раскопе № 47 в южной части города в слое XIII века .
Череп из погребения 48 послужил для создания скульптурной реконструкции женщины из Старой Рязани, жившей на рубеже XI — XII веков .