Interested Article - Солимена, Франческо
- 2021-07-24
- 2
Франче́ско Солиме́на ( итал. Francesco Solimena ; 4 октября 1657 , Канале-ди-Серино , Кампания — 5 апреля 1747 , ( ) близ Неаполя ) — итальянский живописец и архитектор неаполитанской школы эпохи позднего барокко . Известен под прозванием «Аббат Чиччо» ( итал. Abate Ciccio — Аббат Толстяк) .
Биография
Франческо Солимена родился в семье художника Анджело Солимена (ок. 1630—ок. 1716) и Марты Резиньяно в Ночера-деи-Пагани (ныне Ночерино-Cерино), где проживала его семья. Он получил раннее обучение у отца, вместе с которым он выполнил росписи «Рай» для собора Ночера и «Видение святого Кирилла Александрийского» для церкви Сан-Доменико в Солофре . Обратившись сначала к творчеству живописца Франческо Гуарино, впоследствии, переехав в 1674 году в Неаполь, он стал с интересом изучать искусство Луки Джордано , Джованни Ланфранко и тенебристскую живопись Маттиа Прети .
В Неаполе художник прожил большую часть своей жизни. В 1702 году провёл год в Монтекассино , а в 1700 и в 1707 годах жил и работал в Риме . В Неаполе Солимена вначале работал вместе с художником . Кардинал Винченцо Орсини (впоследствии папа Бенедикт XIII ) с самого начала покровительствовал художнику, разглядев в нём особый талант. Солимена написал множество фресок в Неаполе, алтарных картин и портретов . Его живописные композиции характерны типично барочной обстановкой — ступенями, арками, балюстрадами, колоннами, пышными драпировками фигур в лучах света . В подготовительных рисунках он часто использовал смешанные материалы и технические приёмы: перо и тушь, мел, уголь и акварель . Период с 1723 по 1728 год Солимена провёл в Вене , где работал по заказам принца Евгения Савойского . Франческо Солимена накопил состояние и жил в полном достатке. Он скончался в Барре, недалеко от Неаполя, в 1747 году в возрасте восьмидесяти девяти лет. Его учеником и преемником был племянник Орацио.
Иногда Солимена выполнял архитектурные проекты — например, дворец «Palazzo Via San Potito», он является автором фасада неаполитанской церкви .
Несмотря на то, что после 1674 года художник редко выезжал из Неаполя, он был одним из влиятельных мастеров живописи своего времени. Среди его учеников следует назвать Гаспаре Травести , Себастьяно Конка , Франческо де Мура , Крещенцо делла Гамба и австрийских художников барокко Даниеля Грана и Пауля Трогера . Популярность художника в Австрии не была чем-то необычным, так как Неаполь после войны за Испанское наследство в течение некоторого времени принадлежал империи Габсбургов . Среди покровителей и заказчиков Солимены были французский король Людовик XIV и великий полководец, австрийский фельдмаршал Евгений Савойский.
Франческо Солимена оказал значительное влияние на художников молодого и будущих поколений Неаполя, а также всей Центральной Европы. Его картины служили примерами для подрастающего поколения, особенно для Жана-Оноре Фрагонара , Франсиско Гойи и Франсуа Буше , которого вдохновляли многие работы Солимены. Благодаря искусству Солимены эффектная « светотень » Караваджо и Джованни Баттиста Караччоло , которая характеризовала неаполитанскую живопись предыдущего столетия, сделала Неаполь одним из важных центров европейского постренессансного искусства.
Картины Франческо Солимены хранятся в крупнейших музеях мира: в Национальной галерее в Лондоне, в санкт-петербургском Эрмитаже (пять картин), Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в парижском Лувре , в Музее Гетти (Лос-Анджелес), в венском Музее Истории искусств и других.
Галерея
-
Резня на Хиосе. Холст, масло. Музей Каподимонте, Неаполь
-
Изгнание Гелиодора из храма. 1723–1725. Фреска церкви Иль Джезу Нуово, Неаполь
-
Аллегория царствования. 1690. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Венера и Вулкан. 1704. Холст, масло. Центр Гетти, Лос-Анджелес
-
Борей похищает Орифию. 1729. Холст, масло. Национальный музей искусств Азербайджана , Баку
-
Диана и Эндимион. Между 1705 и 1710. Холст, масло. Галерея искусств Уолкера, Ливерпуль
-
Похищение Орифии (копия картины Ф. Солимены 1701 г.). 1730. Холст, масло. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
-
Вознесение Девы. 1690. Холст, масло. Музей Жироде, Монтаржи, Франция
-
Сон Иакова. Музей Тома-Анри, Шербур-Октевиль
Примечания
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Pavone M. A. Solimena family. Grove Art Online (2003, January 1)
Литература
- Власов В. Г. Солимена Франческо // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 332. — 655 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-010-6 . — OCLC .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXXa. — С. 755.
- // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 648. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5 .
- Bologna, Ferdinando: Francesco Solimena . (Pubbl. in occasione del 3° centenario dalla nascita di Francesco Solimena: 1657—1957.) — Napoli: L’Arte tipografica (1958)
- R. Kultzen, Artikel in Kindlers Malereilexikon
- W. Vitzthum in den Katalogen der Ausstellungen Cento disegni napolitani. Secolo XVI—XVII , Uffizien 1967 und Nationalgalerie Neapel 1966
- 2021-07-24
- 2