Interested Article - Аматус

Руины Аматуса

Амату́с ( греч. Αμαθούς ), Амафу́нта ( греч. Αμαθούντα ) или Аматунта — один из древнейших городов Кипра , находящийся на южном побережье острова в 10 км к востоку от Лимассола и в 39 км к западу от Ларнаки . Аматус, как и Пафос , был одним из важнейших мест поклонения Афродите в древности , но развалины города сохранились хуже. В русскоязычной литературе этот город чаще называется Амафунтом .

Древнейшие времена и античность

История Аматуса является смесью мифов и истории . В бронзовом веке города на его месте ещё не было, а первые следы человеческой деятельности в этой местности датируются археологами в эпоху раннего железного века около 1100 года до н. э. Легендарным основателем города считается Кинир , отец Адониса и основатель культа Афродиты на острове, который назвал город в честь своей покойной матери Аматус (Аматеи). Так же существует легенда, согласно которой Тесей бросил свою возлюбленную Ариадну в священной роще под названием Аматуса, где та умерла во время рождения ребёнка и была там же похоронена . В этой роще находилось святилище Афродиты и её священный лес , и впоследствии этим же именем стал именоваться появившийся город. Также, согласно преданиям древними жителями Аматуса были представители народа пеласгов .

Аматус был построен на прибрежной скале с естественной гаванью в непосредственной близости, и на ранних этапах своей истории был процветающим городом. В VIII веке до н. э. в городе был сооружён дворец и порт, который способствовал развитию торговли с Грецией и Левантом . Своё богатство город нажил в основном за счёт экспорта своего зерна , а также благодаря своим рудникам меди и развитому овцеводству .

Наиболее древними археологическими объектами являются гробницы раннего железного века ( 1000 - 600 годы до н. э. ) периода греко-финикийского влияния. Аматус упоминается как один из десяти городов-государств в анналах (табличках) ассирийского царя Асархаддона ( 668 год до н. э. ), где идентифицировался с городом Картихадасти (по-финикийски «Новый город») .

Население Аматуса в период X—V веков до н. э. говорило в основном на этеокипрском языке (однако греческий язык использовался и имел высокий статус), в отличие от остальной части острова, где греческий язык был разговорным. Тем не менее, признаки этнической обособленности Аматуса от остального Кипра отсутствуют, а имена местных правителей являются греческими.

Саркофаг V века до н. э. из Аматуса

На высокой скале вблизи города был построен храм Афродиты, которая стала считаться покровительницей города под именем Афродиты Аматузы. В I веке до н. э. началось сооружение ещё одного храма Афродиты в местности, где устраивались празднества в честь Адониса, на которых спортсмены соревновались в охоте на кабанов, а также в танцах и пении. Но строительство храма так и не было завершено и прекратилось на заключительном этапе.

Аматус на протяжении своей древней истории был в основном проперсидским городом, что продемонстрировано его отказом вступить в греческую лигу наместника Саламина Онесила, из-за которого вскоре на Кипре произошло восстание против империи Ахеменидов ( 500 494 годы до н. э. ) и Аматус даже подвергся вражеской осаде, хотя и неудачной. Вскоре Аматус отомстил Онесилу, и по сообщениям Геродота жители Аматуса отрезали ему голову и повесили над своими городскими воротами. За время, что она там висела, в ней поселился рой пчёл . По совету оракула жители затем сняли голову и с почестями её похоронили, а также стали устраивать в его честь ежегодные почести, как герою.

Около 385 380 годов до н. э. Аматусу противостоял Саламин под руководством Эвагора , а также Китиону и Солам . В 332 году до н. э. царь Аматуса Андрокл перешёл на сторону Александра Македонского и принял участие в осаде Тира. В то же время его политическое значение постепенно сошло на нет, но процветающие там культы Афродиты и Адониса оставались известными длительное время. Эпитет «аматуский» в римской поэзии встречался намного чаще, чем «кипрский» , что свидетельствует о большой славе города. Во времена Римской империи город стал столицей одного из четырёх административных районов Кипра.

Колонны храма в Аматусе

Средние века

С приходом на остров христианства культы древних божеств соответственно исчезли, таким образом, город утратил своё некогда религиозное значение, известное на весь античный мир. С IV века в Аматусе был христианский епископ. После смерти епископа Мемнона, епископом здесь был Тихон Амафунтский . В VII веке город всё ещё был полон жизни: в 616 году его уроженцем стал будущий александрийский патриарх Иоанн Милостивый , а в 640 Анастасий Синаит .

В 1191 году , когда Ричард I Львиное Сердце захватывал Кипр, город был почти пуст. Многие древние могилы и захоронения были разграблены, а камни от некогда красивых храмов и зданий были перевезены в соседний город Лимасол для строительства новых сооружений. В 1869 году , по прошествии многих веков, оставшиеся камни от города были использованы для строительства Суэцкого канала . Таким образом, город почти полностью стерт с лица земли, за исключением отдельных фрагментов городской стены и некоторых развалин на местном акрополе.

Современность

В 1870-х годах Луиджи Пальма ди Чеснола проводил раскопки в некрополе Аматуса, и его находки пополнили коллекции Британского музея и Метрополитена . Более современные раскопки начались в 1980 году и продолжаются до сих пор. К настоящему времени археологами обнаружены акрополь , храм Афродиты , рынок, городская стена, базилика и порт. Многие позднейшие находки были размещены в Музее Кипра в Никосии , а также в Районном археологическом музее в Лимасоле .

В настоящее время недалеко от руин древнего города находится деревня , названная в честь святого Тихона , епископа Аматуса.

Примечания

  1. Walter Burkert, Greek Religion 1985, p. 153; J. Karageorghis, La grande déesse de Chypre et son culte , 1977.
  2. Любкер. . Дата обращения: 26 июня 2018. 27 июня 2018 года.
  3. T. Petit, "Eteocypriot myth and Amathousian reality, " JMA 12 (1999:108-20
  4. Aupert, Pierre. (неопр.) // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. — 1997. — November ( т. 308 ). — С. 19—25 . — doi : . 25 марта 2016 года. ; M. Iacovou, «Amathous, an early Iron Age polity in Cyprus: the chronology of its foundation», Report of the Department of Antiquities of Cyprus (2002) pp 101-22.
  5. Plutarch, vita of Theseus (20.3-.5), citing the lost text of an obscure Amathusan mythographer, Paeon.
  6. Страбон 340, на основе данных Гиппонакта .
  7. Овидий , Метамарфозы x. 220, 227. 531.
  8. For example by E. Oberhummer, Die Insel Cypern , i., 1902, pp. 13-14.
  9. Геродот , v. 105
  10. Геродот , Истории 5.114
  11. The mytheme of bees in the carcase, familiar from the legend of Samson (Judges 14:8, a lion’s carcase) and the Greek myth of Aristaeus (a bullock carcase), and in Virgil’s Georgics , is examined by Othniel Margalith, «Samson’s Riddle and Samson’s Magic Locks» Vetus Testamentum , 36 .2 (1986:.
  12. Диодор Сицилийский xiv. 98.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • (англ.) . Архивировано из 5 апреля 2007 года.


Источник —

Same as Аматус