1999 год в Уэльсе
- 1 year ago
- 0
- 0
Католическая Церковь в Англии и Уэльсе является частью всемирной римско-католической церкви , находится в подчинении папе римскому (в настоящий момент Франциску ).
Христианство появилось на территории Англии и Уэльса в первом веке нашей эры. В 597 году по распоряжению папы Григория I Великого в Королевство Кент прибыла первая официальная апостольская миссия, которая установила связи с Римом . В 598 году Августин Кентерберийский , монах-бенедиктинец , стал первым католическим Архиепископом Кентерберийским.
В 1534 году по инициативе короля Генриха VIII была проведена Реформация церкви , в результате которой католическая церковь Англии отделилась от всемирной католической церкви и образовала новую Церковь Англии во главе которой встал король. Во время правления сына Генриха VIII, Эдуарда VI , церковь Англии начала все более подвергаться влиянию Протестантизма . После смерти молодого короля, к власти пришла его сестра, Королева Мария I , воспитанная на традициях католицизма, она вернула церковь Англии в лоно всемирной католической церкви в 1555 году. Однако период воссоединения продлился недолго, так как следующая королева Англии, Елизавета I , разорвала связь церкви Англии и Рима.
В первое десятилетие правления Елизаветы католики оказывали ей лишь пассивное сопротивление. Поворотным моментом стало Северное восстание 1569 года. После его подавления римский папа Пий V 25 февраля 1570 года издал буллу под названием « Regnans in Excelsis », в которой объявлял « Елизавету, мнимую королеву Англии и служительницу преступления» отлучённой от церкви и еретиком, освободив всех её подданных от любой верности ей . Католикам, подчинявшимся ее приказам, также угрожали отлучением от церкви . Эта булла послужила предлогом для принятия репрессивных мер против католиков , которые вели борьбу против Елизаветы, не раз выражавшуюся в форме заговоров ( заговор Бабингтона , заговор Ридольфи ) .
Наследник Елизаветы Яков I привлекал католиков на важные государственные должности, требуя лишь, чтобы они внешне были лояльны к церкви Англии. В первые десятилетия XVII века в Англии численность католиков увеличивалась, они превращались в энергичное религиозное меньшинство .
В целом Католическая церковь сохранила своё присутствие в Англии и Уэльсе, но фактически ушла в подполье вплоть до 1829 года , когда был принят Акт о cвободе католиков , который значительно ослабил или вовсе отменил многие ограничения, наложенные на католическую церковь в Англии. Папа римский Пий IX восстановил католическую иерархию в Англии и Уэльсе в 1850 году, и основал 13 новых диоцезов вместо викарных областей, существовавших ранее.
В настоящий момент на территории Англии и Уэльса существует пять провинций: Бирмингема, Кардиффа, Ливерпуля и Саутворка, включающие 22 диоцеза, и экзархат греко-католической церкви Украины в Великобритании . В соответствии с последней переписью населения ( 2001 год ) 4.2 млн человек определяют себя как католики, что соответствует 8 % всего населения Великобритании. Интересно, что в 1901 году процент католиков в стране был всего 4,8 %, а при переписи 1981 года был зафиксирован максимум — 8,7 %. По оценкам на 2009 год , в Англии и Уэльсе насчитывается около 5.2 млн католиков, что составляет 9,6 % населения. Самый большой процент горожан, исповедующих католицизм, 46 %, зафиксирован в Ливерпуле . Это объясняется тем, что именно там сконцентрировалась католическая община Великобритании в период гонений.
В настоящее время развитие католической общины Великобритании связано прежде всего с интеллектуальной элитой страны и выходцами из Ирландии , где традиция католической церкви не прерывалась. Число прихожан остаётся на высоком уровне, в противоположность положению в англиканской и протестантской церквях. Количество молодых людей, избирающих карьеру священника также велико, по сравнению с другими ведущими христианскими деноминациями Великобритании.
В течение всей истории сосуществования католической и англиканской церквей зафиксировано множество случаев перехода из англиканской в католическую церковь, в частности:
в соответствии с Актом о Престолонаследии 1701 года члены королевской семьи, исповедующие католицизм, лишаются права престолонаследия
В 2009 году объявлено о переходе группы англиканских епископов вместе со своими прихожанами в католицизм , с правом сохранения англиканской формы службы, а также правом женатых священников сохранить сан (католические священники не имеют права жениться, принимая обет целибата ). В связи со сложившейся ситуации массового перехода англикан в Католическую Церковь Римский папа Бенедикт XVI издал 4 ноября 2009 года специальную апостольскую конституцию « Anglicanorum Coetibus », которая установила канонические и административные условия перехода. Переход связан с интенсивной либерализацией англиканской церкви, которая одобряет рукоположение открытых гомосексуалистов , женщин, а также благословляет однополые браки, неприемлемые для консервативно-направленных англикан.
15 января 2011 года Конгрегация доктрины веры учредила для бывших англикан, перешедших в католицизм и проживающих в Англии и Уэльсе, Персональный Ординариат Уолшинхемской Девы Марии .
Впервые поляки-католики начали переезжать в Великобританию в XIX веке . После окончания Второй мировой войны около 250,000 поляков переехали жить в Англию и влились в местные католические общины. С 1948 года на территории Англии существует специальная польская католическая миссия, которая на 2004 год насчитывает 219 приходов и 114 священников . Польская миссия подчиняется конференции католических епископов Польши. В 2007 году архиепископ Вестминстера кардинал Кормак Мёрфи О’Коннор высказал опасения, что «польская община отделяется от католической церкви Англии», и озвучил надежду на то, что «глава польской миссии и сами поляки поймут, что нужно вливаться в местные католические общины, как только они освоили язык».
Несмотря на массовые случаи перехода англикан в католицизм, конфессии поддерживают прекрасные отношения и находятся в постоянном экуменистическом диалоге.
Католические епископы Англии и Уэльса объединены в организацию — Конференция католических епископов Англии и Уэльса . Председателем конференции обычно избирают архиепископа Вестминстера , поэтому архиепископа Вестминстера называют также примасом католической церкви Англии и Уэльса, хотя этот термин юридически не корректен, так как примасом Англии официально называют англиканского архиепископа Кентерберийского . Несмотря на то, должность председателя конференции выборная, исторически сложилось, что архиепископ Вестминстера имеет некоторые привилегии, так как до образования митрополий Ливерпуля и Бирмингема в 1911 году , Вестминстер был единственной католической митрополией в Англии и Уэльсе. Кроме того, исторически сложилось, что именно архиепископов Вестминстера производят в кардиналы . Архиепископы Вестминстера считаются продолжателями до-реформационной линии католических архиепископов Кентерберийских. В настоящий момент место 11-го архиепископа Вестминстера занимает Винсент Николс .