Interested Article - Апостасия

Апостаси́я ( греч. Αποστασία отступничество ) — отступничество от христианства, вероотступничество .

Вероотступничество представляет собой полный отказ человека от прежней своей христианской веры , отрицание её догматов , сопровождающееся отпадением от Церкви , либо отказ клирика от своих обязанностей или подчинения церковной иерархии. В отличие от ереси , характеризующейся частичным отрицанием церковного учения, апостасия представляет собой полное его отрицание — атеизм либо переход в нехристианскую веру.

В христианскую литературу слово «апостасия» вошло из античной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя — измену ему или мятеж против него. В греческом переводе Ветхого Завета Септуагинте — слово «апостасия» приобрело религиозную окраску — отпадение от небесного Правителя — от Бога , либо измену закону Моисея , данному Богом ( Нав. ; 2Пар. ; 1Мак. ; Иер. ; Деян. ; 2Фес. ).

Вопрос об отпавших от церкви, которые после отречения под угрозой мучений и смерти каялись и просили принять их, возник в первые века существования христианства. С начала III века церковь признавала возможность «второго покаяния», хотя первоначально такие случаи были немногочисленны. После гонения Декия , которое привело к массовому отступничеству, весной 251 года на соборе в Карфагене были изменены условия принятия кающихся отступников в церковное общение. Собор смягчил покаянную дисциплину, он разделил отступников на две категории в зависимости от степени отпадения. Одних принимали только на смертном одре, других – после более или менее продолжительного покаяния .

Католицизм

В современном католицизме различают три типа отступничества ( Бенедикт XIV , De Synodo diocesana, XIII, xi, 9 ):

  • Отступничество от веры (apostasia a fide или perfidiae): полный и добровольный отказ от христианства , сопровождающийся принятием другой религии ( иудаизма , ислама и т. п.) либо отказом от любой религии вообще.
  • Отступничество (отказ) от церковного сана (apostasia ab ordine): отказ священнослужителя от сана и связанных с саном обязанностей. Первоначально распространялось и на церковнослужителей . Халкидонский собор в 451 году постановил извергать отступников из священного сана независимо от их положения в церковной иерархии, этот принцип ( лат. Ne quis monachus vel clericus a suo gradu apostataret ), сформулированный в декреталии Льва IX в 1049 году неоднократно подтверждался на протяжении Средневековья. В настоящее время отступничество от сана не карается церковными законами, однако епископы сохраняют право отлучения упорствующих отступников от сана.
  • Отступничество (отказ) от монашеского сана (apostasia a religione или monachatus): отказ монаха от сана, уход из монастырской общины и отказ исполнения своих обязательств перед монастырской общиной или орденом . На Халкидонском соборе было принято решение об отлучении монахов, вернувшихся в мир.

В 2010 году папа Бенедикт XVI включил преступления против веры ( лат. delicta contra fidem ), в том числе и апостасию, в список тягчайших преступлений ( лат. Normae de gravioribus delictis ) .

В декреталиях Григория IX упоминаются ещё два вида отступничества: apostasia inobedientiae, то есть неподчинение приказу церковных властей и iteratio baptismatis — повторное крещение или перекрещивание .

Православие

В отличие от католицизма, в православии ситуации и признаки апостасии строго не кодифицированы.

В Российской империи апостасия квалифицировалась как религиозное преступление (посягательство). «Устав о предупреждении и пресечении преступлений» категорически воспрещал переход православных в иную веру, за что полагалась смертная казнь . 22-я глава Соборного уложения 1649 года предусматривала сожжение только за переход в ислам . Тем не менее на практике такая казнь применялась и для обвиняемых в переходе в другие религии .

  • В 1605 году казнён стрелецкий голова Смирной-Маматов, перебежавший в Персию и принявший там ислам. Возвращённый в пределы России, Смирной-Маматов по особому царскому указу был подвергнут пыткам, облит нефтью и сожжён заживо .
  • 15 ( 26 ) июля 1738 года публично при участии императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге был сожжён отставной капитан-поручик А. А. Возницын по обвинению в переходе в иудаизм, вместе с его «совратителем» евреем Борухом Лейбовым .
  • Всего в 1738 году в России состоялось 6 казней через сожжение ; казнены были также две женщины (сожжены в срубе за то, что во время литургии выплюнули Святые Тайны — суд сослался на Соборное уложение 1649 года) и протопоп Иван Федосьев за богохульство .
  • 20 апреля ( 1 мая ) 1738 года башкир Тойгильда Жуляков за возвращение из православия в ислам был сожжён в Екатеринбурге . Смертный приговор был вынесен Василием Татищевым , бывшим тогда начальником Главной Горной канцелярии: «за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон — на страх другим, при собрании всех крещенных татар сжечь…»

17 ( 30 ) апреля 1905 года был издан , после чего отпавшие от православия в России перестали подвергаться уголовному преследованию.

Примечания

  1. Шмеман А. Д. от 13 ноября 2017 на Wayback Machine
  2. Van Hove, A. от 16 июля 2008 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . Vol. 1. New York: Robert Appleton Company, 1907.
  3. . Дата обращения: 24 ноября 2011. 5 ноября 2011 года.
  4. .
  5. Бердников Л. // Новая Юность. — 2010. — № 2(95) . 24 февраля 2017 года.
  6. Вихнович В. Иудаизм. — СПб. , 2006. — С. 176, 215.
  7. . — М. - Н. Новгород : ИД «Медина». — С. 54 . 23 ноября 2018 года.
  8. , с. 28.

Литература

Источник —

Same as Апостасия