Interested Article - Бармакиды
- 2020-03-24
- 1
Бармакиды ( араб. برامكة , перс. برمکیان ) — иранский род , из которого произошли первые иранские министры халифата . Бармакиды отличались своим величием, великолепием и гостеприимством. Они упоминаются в некоторых историях « Тысячи и одной ночи ».
Происхождение
История рода в годы Арабского халифата достаточно хорошо изучена, но вот его происхождению уделялось достаточно мало внимания . Слово «Бармак», от которого произошло название рода , вероятно было не личным именем, а саном наследственного верховного жреца в буддистском храме , то есть «Новый вихара » , который располагался к юго-востоку от Балха на территории современного Афганистана . Этот монастырь был центром буддистской науки в средневековом доисламском Афганистане . Во владении этой семьи находились и принадлежавшие храму земли, которые, согласно средневековым арабским источникам , охватывали область площадью около 1568 км² (8 фарсахов в длину, 4 фарсаха в ширину). При этом эти владения Бармакиды сохранили и после начала службы халифам : арабский историк и географ Якут сообщает, что сын Халида ибн Бармака Яхья владел «большим и богатым селением Раван к востоку от Балха» , который являлся крупнейшим городом Тохаристана . В качестве такового он описывается еще в VII веке китайским паломником Сюаньцзаном . Даже некоторые арабские географы, например Ибн-аль-Факих , считали, что Навбахар был предназначен для поклонения идолам , а не для поклонения огню, что указывает на буддизм, а не на зороастризм . Впрочем, таковым был весь регион Тохаристан до арабского завоевания Средней Азии . В дальнейшем Бармакиды превратили его в « храм огня » , благодаря чему ряд историков, например, персидский визирь сельджукского султана Мелик-шаха Низам аль-Мульк писали, что в годы Сасанидской Персии Бармакидам «от отца к сыну» переходил титул визиря. Хронист эпохи Тимуридов Хондемир и вовсе называет их потомками этих самых царей . Так или иначе, издревле они были влиятельными людьми в Бактрии .
Согласно Балазури , вскоре после 663/64 года, то есть ещё при Муавии , Омейяды разрушили Навбахар в ходе атаки на Тохаристан. Его слова опровергает ат-Табари , который заявляет, что в 708/09 году туземный князь Низак молился в этих местах. Так или иначе, отец Халида ибн Бармака был последним представителем династии с титулом «Бармак», и о нём сохранились лишь легенды. Согласно Ибн аль-Факиху его супругой и матерью Халида была дочь правителя Чаганиана . Арабам не удалось завоевать Среднюю Азию с первой попытки . В 705 году сюда состоялось новое вторжение, которое возглавил Кутейба ибн Муслим . Примерно в этом же году Бармак вместе с сыном покинул регион и перебрался ко двору халифа, но вернулся в 725/26 для восстановления Балха , когда Омейяды окончательно покорили Среднюю Азию при Хишаме ибн Абдул-Малике . В том же году арабы обнесли Балх гарнизоном, а Навбахар оставили разрушенным, хотя его структура сохранялась последующие триста лет . Здесь Бармак устроил брак сына с дочерью Язида ибн Бара . В столице Халид принял ислам, а вместе с ним и арабизированное имя Халид ибн Бармак , после чего стал мавла . Существуют противоречивые сведения о том, принял ли его отец ислам или нет. В частности информации об этом нет и у Ибн Халликана . Некоторые источники сообщают, что он так и остался буддистом , другие, например, биограф династии Умар ибн аль-Азрак сообщают, что он принял ислам вместе с сыном . Два сына Халида, приняв ислам, получили имена Сулейман и аль-Хасан . Кроме этого в арабских источниках есть упоминание о некоем Абу Убайде Муавии, который жил в Багдаде и, вероятно, был братом Халида .
Возвышение
Халид ибн Бармак
По Ибн аль-Факиху, Халид был сыном этого Бармака и одной из дочерей князя Чаганиана . Мухаммад ат-Табари сообщает о походе Кутейбы ибн Муслима против восставшего Балха в 705 году. Жена верховного жреца находилась якобы среди пленных и провела одну ночь с братом Кутейбы Абдаллахом, в эту ночь забеременела от него Халидом и на следующий день была отпущена на свободу вместе с прочими пленными. То, что ат-Табари добавляет о происхождении этого рассказа, показывает, что он был выдуман сыновьями Абдаллаха не для того чтобы, как обычно полагали, оказать персам честь арабской генеалогией, а для того, чтобы арабская семья могла приобрести выгоды родства с влиятельным любимцем халифа. Однако вполне возможно, что при создании этой легенды год рождения Халида был вычислен приблизительно верно. В качестве года его смерти приводится 165/781-782 г., следовательно, ему должно было быть около 75 лет.
О годах юности и учения Халида известно мало. Ничего не сообщается даже о том, когда и чем заслужил он благосклонность халифа Абу-ль-Аббаса ( 749 — 754 ). Он был так близок к халифу, что дочь Халида была вскормлена супругой халифа, а дочь халифа — женой Халида. С 132/749-750 г. он стоял во главе хараджа . В некоторых источниках он называется также визирем ( Масуди ). Халид был, по-видимому, первым «писцом» ( катиб ), при котором эта должность приравнивалась по рангу к министру. , первый «везир дома Мухаммеда », не упоминается среди «писцов» и был, пожалуй, скорее «везиром» в том значении, в котором это слово употребляется в Коране (XX, 30 и сл.) и в исторических известиях вкладывается, например, в уста халифа Абу Бакра . Даже Халид не был ещё «везиром» в позднейшем смысле этого слова и отличался не только умелым управлением и мудрыми советами, но и воинскими подвигами. Под начальством Абу Муслима и его полководца Кахтабы ибн Шебиба он принимал участие в сражениях за дом пророка против Омейядов . Между 765 и 769 годами он в качестве наместника Табаристана покончил с княжеством Масмуган у горы Демавенд . После этой победы жители Табаристана, согласно Ибн аль-Факиху, изображали на своих щитах Халида и применённые им осадные орудия . Даже в преклонном возрасте, в 163/779-780 г., он отличился при взятии греческой крепости Самалу.
Как советник халифа аль-Мансура (754— 775 ) Халид впервые упоминается в рассказах об основании Багдада (146/763—764 г.) и о мнимом отречении наследника престола Исы ибн Мусы (147/764—765 г.) . Помимо нескольких построек в Багдаде ему приписывается основание во время его наместничества города Мансуры в Табаристане. Незадолго до смерти халифа аль-Мансура, после того как халиф потребовал у него 2 700 000 дирхемов , он был назначен наместником Маусила ( Мосула ), а его сын Яхья — наместником Азербайджана. Сообщается, что жители Маусила ни к одному наместнику не относились с таким уважением, как к Халиду, причём ему не пришлось их запугивать суровыми наказаниями. Согласно Мас’уди, по выдающимся качествам ни один из его потомков не сравнялся с ним.
Яхья ибн Халид
Его сын Яхья родился в 738 году или несколькими годами ранее, так как, по Ибн Халликану, он умер 3 мухаррема 190 г. х./ 29 ноября 805 года в возрасте 70 или 74 лет. В противоположность своему отцу, он отличился только как наместник и министр. О каких-либо его воинских подвигах ничего не сообщается. Из его многочисленных общественно полезных сооружений особенно отмечается канал Сихан около Басры . При аль-Махди его попечению был поручен в 161/777-78 г. молодой принц Харун. С 163/779-80 г. Яхья стоял во главе канцелярии ( диван ар-раса’ил ) принца, который в то время был назначен наместником запада (всех провинций к западу от Евфрата ) с Арменией и Азербайджаном. Во время короткого правления халифа аль-Хади ( 785 — 786 ) жизнь Яхьи как приверженца принца, которого хотели заставить отречься от наследования престола, была в опасности. После вступления на престол Харун ар-Рашида Бармакид, которого халиф и позднее всегда называл «отцом», был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786— 803 ) правил державой с помощью своих сыновей Фадла и Джа’фара (реже упоминаются два других его сына, и Мухаммед).
Сыновья Яхьи
Из сыновей Халида Фадл, родившийся в 148/765-66 г., был старшим и, очевидно, более выдающимся. Со 176/792-93 по 180/796-97 г. он стоял во главе наместничества, которое охватывало провинции Джибаль , Табаристан , Дунбавенд и Кумис, а некоторое время также Армению и Азербайджан; со 178/794-95 по 179/795-96 г. он был, кроме того, наместником Хорасана . В Армении (собственно, в Дагестане ) он, согласно Я’куби , сражался неудачно. В Хорасане, напротив, ему приписываются такие подвиги, которые он вряд ли мог совершить за короткое время своего наместничества. Из местного населения он якобы образовал для халифа войско в 500 000 человек, из которых 20 000 было послано в Багдад, а остальные оставлены в Хорасане; одержал несколько больших побед, кроме того, построил много мечетей и рибатов . В Балхе он приказал провести новый канал, в Бухаре — построить новую пятничную мечеть . Он якобы был первый, кто приказал ввести лампы в мечетях во время рамазана . Вместе с тем, ещё Мас’уди сообщает, что Фадл в первое время своего наместничества занимался только охотой и легкомысленными развлечениями и исправился только после получения письма от своего отца.
Джа’фар, родившийся около 150/767 г., восхваляется источниками только за свой красивый почерк, за своё красноречие и познания в астрологии. Кроме того, он упоминается как законодатель мод; из-за того, что у него самого была длинная шея, он якобы ввел в употребление высокие воротники. Его близость с халифом, которая совсем не нравилась самому старому Яхье, объясняется, очевидно, известным восточным пороком ( ат-Табари ). Не считая краткой поездки в 180/796-97 г. в Сирию, где он, как за четыре года до этого его брат Муса, должен был водворить спокойствие среди боровшихся друг с другом арабских племен, он, по-видимому, никогда не расставался с халифом, и даже во время этой кратковременной разлуки он, как сообщают, выражал свою печаль и жажду новой встречи в преувеличенных выражениях. Его царственный покровитель еще несколько раз назначал его наместником больших провинций, которые, однако, всегда управлялись его помощниками. Из источников не видно, чтобы он когда-либо управлял делами в качестве министра, осуществлял какие-нибудь постройки или другие работы. О его влиянии говорит только тот факт, что его имя упоминается на монетах халифа.
Даже его отец, по-видимому, в течение 17 лет не был таким всемогущим, как это утверждают. В первые годы он должен был представлять доклады о своем управлении матери халифа, Хайзуран (ум. в 173/789 г.). Сразу же после смерти своей матери халиф приказал отнять у молодого Джа’фара принадлежавшую ему печать и передал значительную часть дел позднейшему противнику и преемнику Бармакидов, Фадлу ибн Раби'. Тот же Фадл в 179/795-96 г. был назначен главным камергером ( хаджиб ) вместо Бармакида Мухаммеда ибн Халида. Назначение Али ибн Исы ибн Махана наместником Хорасана в 180/796-97 г. также, по ат-Табари , последовало против воли министра. Во время паломничества 181 г. х. (начала 798 года ) Яхья испросил себе отставку и позволение остаться в Мекке , однако уже в следующем году вернулся в Багдад и, по-видимому, снова взял управление в свои руки.
Падение Бармакидов
Из этих известий следует, что падение Бармакидов подготовливалось уже в течение длительного времени и никак не может быть объяснено внезапным решением халифа. В первую ночь сафара 187 г. х./1—2 февраля 803 года н. э. Джа’фар был убит по приказу халифа. Вскоре после этого Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы. Внуки министра были оставлены на свободе, брат Яхьи Мухаммед ибн Халид и его семья совсем не были потревожены. Харун приказал выставить голову убитого Джа’фара на «среднем мосту» Багдада, а обе половины его туловища поместить на двух других мостах. Министр и его сыновья остались в тюрьме в городе Ракка . Как Яхья, так и Фадл умерли раньше халифа. Мухаммед и Муса были освобождены аль-Амином ; впоследствии оба стали сторонниками аль-Мамуна и занимали видные должности в армии и государстве. Из внуков министра, по-видимому, выдвинулся только Имран ибн Муса. В 196/811-812 г. он упоминается как защитник древнего сасанидского города ал-Мадаин от войска Мамуна, в 216/831 г. — как помощник наместника провинции Синд . В качестве одного из последних визирей Саманидов называют Абу-ль-Касима Аббаса ибн Мухаммеда Бармаки. Неизвестно, происходил ли этот «Бармакид» из той же семьи. Ещё в V/ XI в. упоминается некий данишменд Хасан Бармаки, который несколько раз приезжал ко двору халифа как посол Газневидов ( Бейхаки ). Известный переводчик Мухаммед ибн Джахм аль-Бармаки, был, очевидно, только клиентом этой семьи, так же как и астролог, упомянутый у ат-Табари в рассказе о событиях 163/779-780 г.
Историческое значение
Дать полную оценку деятельности Бармакидов, их достоинств и недостатков едва ли возможно. В исторической традиции они всегда изображаются как благочестивые и набожные мусульмане, их восхваляют также за паломничества и постройки. С другой стороны, противники упрекали их в равнодушии к исламу и его доктринам. В одном стихотворении, которое Джахиз цитирует анонимно, а Ибн Кутайба приписывает филологу аль-Асмаи , говорится: «Когда в каком-либо собрании говорится что-нибудь безбожное, то лица Бармакидов сияют; если при них читают стих Корана, то они рассказывают истории из книги Марвака» . Другой поэт говорит сам о себе, что он строит мечети только для времяпрепровождения, в душе он заботится о таких вещах так же мало, как Яхья ибн Халид . Уже аль-Мансур , по ат-Табари , упрекал своего министра Халида в национально-персидских настроениях. Яхья был при аль-Хади якобы обвинён в неверии ( куфр ). Возможно, что и Харун оправдывал своё решение такими обвинениями, хотя источники ничего об этом не сообщают. То, что падение Бармакидов должно было связываться с возвращением к традициям истинного ислама, подтверждается уже тем, что с 803 года монеты чеканились снова без упоминания имён халифов или наследников их престола, как было принято со времени аль-Махди ( 775 — 785 ).
То, что Бармакиды обогащали не только государство, но и себя самих и членов своего дома, не оспаривают и их приверженцы. По понятным причинам историческая традиция на Востоке всегда была расположена в пользу «людей пера» ( ахл аль-калам ); поэтому также и о Бармакидах, которые часто рассматриваются как основатели этого класса, история, даже не считая рассказов с национально-персидской тенденцией, распространяет несколько преувеличенные похвалы, а некоторые их преступления замалчивает. Поэтому не следовало бы придавать большого значения тому, что в истории царствование Харуна ар-Рашида считалось лучшим временем халифата и что при этом некоторые историки прибавляют, будто Харун правил хорошо только до тех пор, пока при нём были Бармакиды. Однако в обоих случаях приговор историка подтверждается народной легендой. Важным свидетельством в пользу выдающихся качеств этих персов является также то, что они прославляются даже таким арабским патриотом старого склада, как автор , и смогли установить порядок даже в такой арабской провинции, как Сирия .
Генеалогическое древо
Примечания
- Barthold, W. & Sourdel, D. (1960). "al-Barāmika". In Gibb, H. A. R.; Kramers, J. H.; Lévi-Provençal, E.; Schacht, J.; Lewis, B. & Pellat, Ch. (eds.). The Encyclopaedia of Islam, New Edition, Volume I: A–B. Leiden: E. J. Brill. pp. 1033–1036.
- , p. 45.
- ↑ , с. 669.
- , p. 147.
- , p. 148.
- , с. 669; .
- , p. 47.
- , p. 46.
- , с. 669; ; , p. 38.
- , с. 669; , с. 32, комм. b..
- , с. 32.
- ↑ , с. 670.
- ↑ .
- , pp. 806—807.
- , с. 670; .
- ↑ , p. 176.
- , p. 806.
- , p. 597.
- А.А. Игнатенко. . Сайт Института религии и политики. Дата обращения: 16 мая 2014. Архивировано из 20 сентября 2012 года.
Источники и литература
Первичные источники
- Ibn Isfandiyar Muhammad ibn al-Hasan . / trans. from Persian and ed. by Edward G. Browne . — Leiden: E.J. Brill, 1905. — xiv, 356 p.
- Ibn Khallikān. (англ.) = أبو أيوب سليمان بن وهب // Ibn Khallikan's Biographical Dictionary (англ.) = Kitāb Wafayāt Al-aʿyān (ар.) / translated from Arabic and ed. by . — L. : Oriental Translation Fund of Great Britain and Ireland , 1842. — Vol. 1 . — P. 596—600 .
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Бартольд В. В. = al-Barāmika (англ.) : In Enciclopedia of Islam / ed. by M. Th. Hautsma , T. W. Arnold , . — First ed. — Leiden: E.J. Brill, 1921—1932 // : в 7 т. / В. В. Бартольд; подг. к изд. А. Б. Халидовым ; отв. ред. И. Н. Винников . Редакционная коллегия: А. М. Беленицкий , А. Н. Болдырев , Ю. Э. Брегель , И. Н. Винников, Б. Г. Гафуров , А. Н. Кононов , М. Е. Массон , И. П. Петрушевский , А. С. Тверитинова , И. И. Умняков . — М. : Наука , 1965. — Т. III: Работы по истории ислама и Арабского халифата. — С. 669—674. — 784 с.
- Кеннеди Хью . Двор халифов. = The Court of the Caliphs (англ.) . / перевод с англ. Н. Я. Тартаковской. — М. : АСТ, Астрель, Хранитель , 2007. — 412 [4] с. — (Историческая библиотека). — 4000 экз. — ISBN 978-5-17-039643-6 (АСТ). — ISBN 978-5-9713-5632-5 (Астрель). — ISBN 978-5-9762-2313-4 (Хранитель). .
- . Харун ар-Рашид и времена «Тысячи и одной ночи». = Haroun Al-Rachid et le temps des Mille et Une Nuit. : P. : Fayard , 1986 : [пер. с фр. ] / Перевод А.П. Саниной. — СПб. : , 2012. — 384 с. — (Clio). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91852-017-8 . — ISBN 59-185-2017-1 .
- / Barthold W.; Sourdel D. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by H. A. R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern (pp. 1—330), C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321—1359). — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 1. — P. 1033—1036. (платн.)
- / Abbas I. // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1988. — Vol. III, Fasc. 8. — P. 806—809.
- / // Encyclopaedia of Islam . THREE : [ англ. ] . — Leiden : Koninklijke Brill , 2012. — ISSN . (платн.)
- (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 14 января 2010. 15 апреля 2012 года.
- The Plan of the City of Peace: Central asian Iranian Factors in Early Abbasid Design (англ.) // . — Budapest: Akadémiai Kiadó , 1984. — Vol. 38 , no. 1/2 . — P. 143—164 . — ISSN . — .
- van Bladel Kevin. The Bactrian Background of the Barmakids // Islam and Tibet – Interactions along the Musk Routes (англ.) / ed. by , Charles Burnett, Ronit Yoeli-Tlalim. — Milton Park, Abingdon, Oxon ; N. Y. : Routledge , 2016. — P. 43—88. — XIV, 406 p. — ISBN 978-1-315-25177-6 . — doi : .
- Crone Patricia . (англ.) . — 2nd edition, first published in 1980. — Cambr. • L. • N. Y. • New Rochelle • Melbourne • Sydney: Cambridge University Press , 2003. — 302 p. — ISBN 0-521-52940-9 .
- Kennedy Hugh N. . — Cambridge, MA: Da Capo , 2005. — XXV, 326 p. — ISBN 0-306-81435-8 . (англ.)
- 2020-03-24
- 1