Джамская битва
- 1 year ago
- 0
- 0
Чалдыранское сражение ( тур. Çaldıran savaşı , перс. جنگ چالدران ) — сражение, произошедшее 23 августа 1514 года между сефевидской и османской армиями на равнине Чалдыран (около города Маку на северо-западе современного Ирана) в начале турецко-персидской войны 1514—1555 годов . Окончилось победой армии Османской империи и последующим вступлением её в столицу Сефевидов, Тебриз , в которой они, однако, не смогли удержаться и вынуждены были отступить.
Как указывает Фариба Заринбаф-Шахр, Анатолия , будучи фронтиром христианства и ислама и слабо подверженная централизованной власти, представляла собой благодатную почву для развития различных неортодоксальных верований, смешивающих различные исламские и христианские течения и среднеазиатский шаманизм, принесенный сюда тюркскими ( туркоманскими ) племенами . Этому способствовал и период религиозной терпимости, связанный с Pax Mongolica .
Были популярны идеи реинкарнации, проявления Бога в человеческой форме, вера в пришествие Махди , философии Сухраварди , Ибн Араби , шаманистические практики трансцендентального полета, танцев . Бабак Рахими называет анатолийский суфизм (дервишский ислам) наиболее самобытным проявлением перемешивания степных (инструментальных) религиозных практик тюркских кочевников с универсальными ( сотериологическими ) религиями ирано-семитских и греко-византийских обществ .
Сходным образом, в соседнем Азербайджане исламская вера населения тоже была неоднозначна .
Периодически неортодоксальные ордены мобилизовали вокруг себя недовольство центральными властями, что приводило к крупным восстаниям, таким под предводительством Баба Исхага (1240) или Шейха Бедреддина (1416) . Например, вокруг Бедреддина объединились обездоленные гази , кавалерия низшего звена, ученики медресе и христианские крестьяне . Мессианические, махдистские идеи Бедреддина оставили глубокий отпечаток на туркоманском населении Анатолии .
В соседней Сирии же большую популярность среди туркоман получили мистические стихи азербайджанского поэта Насими .
Именно в этом контексте в середине XV века движимый политическими амбициями Шейх Джунейд (1447—1460) из династии Сефевидов , глава существующего в Азербайджане ( Ардебиль ) еще с конца XIII века суфийского ордена « Сафавийа », решает переформатировать его в религиозно-политическое военизированного движение , основанного на идеологии, синтезировавшей суфистские , алидские , гулатские и тюрко-монгольские ценности . Почувствовав шиитские настроения среди туркоман, он начал проявлять склонность к ранее не свойственному его ордену шиизму для их привлечения и даже сфальсифицировал свою родословную, заявив о происхождении от Али .
В определенный момент прилив радикальных туркоманских последователей из Восточной Анатолии стал настолько сильным, что ко времени главенства сына Джунейда Шейха Гейдара (1460—1488) орден Сефевийа окончательно сформировался как военно-религиозное движение, причем, больше из-за желания туркоман, нежели решения самого шейха. Туркоманские последователи, которых из-за красного тюрбана начали именовать кызылбашами , проявляли наиболее радикальные формы неортодоксального шиизма. Источники сообщают, что они провозглашали божественную сущность Шейха Гейдара, смотрели на него как на киблу , а также, отрицая воскрешение, верили в возможность перехода святого духа из тела в тело .
В 1480—1514 годах кызылбашское еретичество распространилось из Ардебиля в Анатолию с беспрецедентной быстротой и силой, что с одной стороны было следствием пропаганды сефевидских шейхов Джунейда, Гейдара и сына последнего Исмаила , а с другой общим недовольством туркоман Османской империей . Они не желали платить налоги, отказаться от кочевого образа жизни и принять централизованную власть . Хоть и Османы , как и Сефевиды, изначально возглавляли неортодоксальное военно-религиозное движение (с некоторыми, однако, различиями: например, у османских гази духовное лидерство Османов было связано с героическим этосом , а религиозные убеждения были инструментальны в борьбе с неверными), со временем они стали проводить политику замещения воинов-фанатиков профессиональной армией. Баязид I (1389—1402) начал в военном деле делать упор на солдатов-рабов, янычар , а при Мехмете I (1413—1421) и Мураде II (1421—1451) началась политика подавления неортодоксальных верований и усиления государственных институтов . Притеснение кочевых тюрок было таким сильным, что, как указывает Р. П. Линднер,«у бедных туркоман не оставалось выбора, кроме как перейти к оседлому образу жизни или восстать» . Униженные и маргинализированные, анатолийские туркоманы с большой симпатией встретили предложение Сефевидов занять достойное место в новом государстве . Венецианские и османские источники того периода фиксируют огромный поток сторонников Сефевидов из османских территорий .
Поэтому усиление Сефевидов (см. Сефевидское государство#Война с Ширваншахами и Ак-Коюнлу ) не могло не беспокоить Османскую империю. Баязид II выражал свою антипатию к кызылбашам еще в 1488 году, в своем письме по случаю смерти Шейха Гейдара. А в своем письме 1501 года (перед Шарурской битвой Ак-Коюнлу и Сефевидов) Алванду Ак-Коюнлу и позже в письме курдскому эмиру Амир Хаджи Рустаму Баязид использовал выражения «кызылбашские орды» и «деспотичная кызылбашская группировка, да разгромит их Бог». Туркоманское восстание в 1500 году под предводительством представителя Караманогуллары лишь усилили подозрительность Османов и побудили Баязида II переселить 30 тысяч радикальных шиитов из Анатолии в недавно завоеванную Морею . На отрицательное отношение Османской империи к Сефевидам также влияло притеснение суннитов кызылбашами в Иране .
Баязид II, поняв, что мощь Сефевидов питается за счет потока недовольных туркоман из османских территорий, приказал усилить охрану границ и убивать каждого, кто хочет присоединиться к Исмаилу , правда, указ султана в значительной степени игнорировался наместниками, которые вместо казни штрафовали кызылбашей, — либо, чтобы заработать, либо из симпатий к ним . Тогда Исмаил послал два письма к Баязиду с просьбой разрешить кызылбашам переходить границу; Баязид, хоть и воспринял письмо как знак дружественного отношения между государствами, почтительно отказал Исмаилу .
Исмаил Сефеви, молодой предводитель кызылбашей, в 1501 году захватил Тебриз, провозгласив себя шахом и создав Сефевидское государство . Как указывает Риза Йылдырым, политику Исмаила по отношению к Османам в те годы сложно как-либо трактовать
Cогласно Аделю Аллушу, Исмаил сразу принял антиосманскую позицию. Он не только не отправил посла к османскому султану с извещением о вступлении на престол, но и унизил османского посла, которого Баязид II послал с требованием прекратить притеснение суннитов . Тем не менее Баязид II не решился на открытую конфронтацию с Исмаилом I, возможно, опасаясь реакции сторонников Исмаила среди собственных подданных . Этому также способствовало противостояние османских принцев, в том числе и по вопросу политики по отношению к кызылбашам. Принц Селим , наместник Трапезунда , был недоволен соглашательской политикой отца, и в 1507/1508 годах провел несколько набегов на сефевидские Эрзинджан и Байбурт в ответ на нарушение сефевидскими войсками османской границы в ходе кампании против Алауддевле Бозкурт Дулкадира .
Р. Йылдырым описывает динамику сефевидско-османских отношений иначе. По нему, политика Исмаила была контекстуальной и прагматичной: переписка с Баязидом была в уважительном и дружеском тоне, и Исмаил избегал открытого противостояния с таким гегемоном, как Османская империя, хоть и часто сознательно подрывал свой миролюбивый нарратив, например, однажды унизил османского посла . А. Аллуш воспринимает дулькадирский поход 1507 года Исмаила, который должен был пересечь османскую территорию, как вызов против Османской империи, а согласие Баязида на это пересечение в ответ на уведомление от Исмаила как принятие fait accompli . Некоторые историки также считают, что не предотврати Османы войском Принца Ахмеда присоединение новых волн османских кызылбашей к Исмаилу во время дулкадирского похода, Исмаил атаковал бы Осман . По Йылдырыму же, Исмаил действительно проследил за тем, чтобы во время его похода не пострадали османские подданные и их имущество, а также, скорее всего, действительно не собирался нападать на Осман под предлогом прохода через их территорию . Что касается набегов Селима на сефевидские территории, то он атаковал Эрзинджан еще в период между 1502 и 1505 году, сославшись на то, что когда-то этот город принадлежал его предку Баязиду I Йылдырыму . После, сефевидские войска вернули город, но в 1507/1508 году Селим I вновь атаковал Эрзинджан и захватил сефевидские артиллерию и драгоценности . В обоих случаях сефевидские послы выразили протест османскому двору, и Порта после второго похода запретила Селиму атаковывать сефевидские владения .
Принц Селим в целом был воинственным и агрессивным и еще в бытность наместником Трапезунда основывал свою политику на ведениях священных войн (газаватов) и вражде против кызылбашей . Так Селим завоевывал популярность у воинского класса, акынджы , янычаров и тимариотов , которые были недовольны коррупцией бюрократов и отсутствием завоевательных войн .
Тем временем социальное напряжение, связанное с религиозным полотном Анатолии и изменением характера Османской империи (см. раздел ), усилилось из-за череды природных катаклизмов (например, Стамбульское землетрясение 1509 года ), а также болезни султана Баязида II, на фоне которого усилилась коррупция бюрократов до катастрофических масштабов . К 1510 году Османы столкнулись с угрозой потери Анатолии. Туркоманы говорили: «Пусть Румелия останется у Османов, этот берег [ Дарданелл ] будет сефевидским» .
В 1511 году, на фоне усиливающегося противостояния принцев Селима и Ахмеда в борьбе за власть, в провинции Текке поднялось восстание кызылбашей и недовольных сипахов под предводительством Шахкулу Текели , чей отец служил Шейху Джунейду и Шейху Гейдару Сефеви. Восставшим удалось убить бейлербея Анатолии и даже подступить к бывшей османской столице Бурсе . Восстание удалось подавить с большим трудом и ценой гибели Великого Визиря Хадим Али-паши .
Адель Аллуш связывает восстание с политикой умиротворения Баязида II, которая позволила Исмаилу I укрепить свои позиции распространением шиизма в Иране и подготовкой антиосманских восстаний в Анатолии , а также с противостоянием османских принцев в борьбе за престол на фоне ухудшающегося здоровья отца . С этим не согласны некоторые историки. Айфер Каракая-Стамп пишет, что, хоть и Шахкулу был халифе (представителем) Шаха Исмаила и вдохновлялся им, он сам претендовал на светскую и религиозную власть и восстание было следствием экономических факторов и природных катаклизмов, нежели проектом Исмаила. То, что Исмаил плохо обошелся с теми повстанцами, которые после подавления восстания бежали к нему, по мнению Каракая-Стамп, показывает, что Исмаил не одобрял восстание, по крайней мере его форму и время . На последнем акцентирует внимание и Риза Йылдырым, считая, что хоть и восстание началось во имя Шаха Исмаила, в дальнейшем Шахкулу подпал под влияние сипахов-некызылбашей и начал претендовать на власть .
Вне зависимости от характера, восстание оказало огромное влияние на последующие события. Гибель Хадим Али-паши, союзника принца Ахмеда в борьбе против Селима, а также нерешительность самого Ахмеда во время подавления восстания ослабили его позиции . Противостояние Ахмеда и Селима перешло в финальную стадию, в которой Селим, поддерживаемый янычарами и капы-кулу (султанская гвардия) , победил Ахмеда, поддерживаемого племенами караман, тургут, рамазан и варсак, давними врагами османского режима . Третьей силой в этой борьбе был сын Ахмеда принц Мурад , который, несмотря на запрет отца , начал сотрудничать с кызылбашами и надел кызылбашский тадж . Исмаил послал в Анатолию своего агента Нур Али Халифу, который спровоцировал еще одно антиосманское восстание вокруг Токата , Амасьи и Чорума . Восставшие захватили Токат, объединились с Мурадом, а потом войска Нур Али Халифы и Мурада отступили в Иран .
Селим I, давний враг кызылбашей, наконец взяв власть в руки, начал беспрецедентную по жестокости и размаху кампанию по преследованию кызылбашей в османских территориях, вырезав до 40 тысяч человек . Затем, в 1514 году, он собрал армию и отправился в поход против Шаха Исмаила . В походе он послал четыре письма Исмаилу, два на персидском и два на турецком, причем, письма на турецком были написаны не в дипломатическом стиле и были полны оскорблений. Так Селим пытался спровоцировать Исмаила на скорую битву, так как османская армия страдала от нехватки продвольствия. Исмаил пытался избежать конфронтации, однако агенты Селима убедили шаха, что в османской армии полно сторонников Сефевидов, которые только и ждут, чтобы перейти на сторону Сефевидов. Тогда Исмаил выступил с войском, чтобы сразиться с Селимом в Чалдыране . Интересно, что, когда 22 августа 1514 года османская армия расположила свой лагерь в Чалдыранской долине, один из дефтердаров Селима дал султану совет вступить в бой с Сефевидами без однодневного отдыха для уставшей армии, который предлагали визири. Дефтердар аргументировал это тем, что среди акынджы много сторонников Сефевидов и нельзя им дать время наладить контакты с шахом. Селиму понравилась идея дефтердара и он последовал ей .
Сефевидская армия прибыла на поле битвы первой . Из сефевидских военачальников Нур Али Халифа и Мухаммед-хан Устаджлу, уже знакомые с османской тактикой, предложили немедленно напасть на османскую армию, прежде чем они смогут построиться . Нур Али Халифа указывал, что как только османы выстроят свою артиллерию и соединят пушки цепями, османский фронт станет непробиваемым . Также Нур Али Халифа и Мухаммед-хан предостерегли шаха от лобовой атаки кавалерии, считая, что османская артиллерия перебьет её . Против выступил другой военачальник, Дурмуш-хан Шамлу, который счел, что нужно подождать, пока османы выстроятся в боевые порядки, чтобы сефевидские войска могли продемонстрировать свою храбрость в бою. Шах поддержал эту точку зрения . Сообщается, что он сказал: «Я не разбойник, нападающий на караваны; пусть будет то, что предначертал Аллах» .
Армия Османской империи, помимо иррегулярных частей тяжелой кавалерии ( сипахи ), и иррегулярной пехоты (яя и мюселлем), а также добровольческих подразделений дели и войнуков (добровольцы из балканских областей) включала части регулярной гвардии султана Капы-гулу (Дворцовая стража), составной часть которого был корпус янычар (пехота), капы-гулу сипахилери (тяжелая кавалерия) и артиллерия .
Боевой порядок османской армии был следующим. В центре располагалась артиллерия, всего 300 пушек, связанных цепями, а также усиленные линией верблюдов и мулов, также сцепленных вместе . За артиллерией расположился корпус янычар (20 тысяч человек), имевших огнестрельное оружие, и Селим I вместе со своими министрами . Войска из Румелии во главе с бейлербеем Хасан-пашой были на левом фланге, в то время как анатолийские войска во главе с бейлербеем Синан-пашой заняли правый фланг ; в каждом из флангов было по 40 тысяч человек . Из флангов были выделены ударные войска под предводительством Али-бека Дулькадира, Атак-бека и Адмирала Маджал-оглы .
Сефевидская армия не имела ни пехоты, ни артиллерии и была представлена конными лучниками кызылбашского происхождения . Исмаил разделил свою армию на два крыла: на правом фланге 20 тысяч кызылбашей под командованием самого Исмаила, а на левом фланге — 15 тысяч бойцов под предводительством Мухаммед-хана Устаджлу. 10 тысяч человек под командованием великого визиря Сеида Абдулбаки и его казаскера Сеида Шерифа было выделено для защиты знамени . Согласно другому источнику, Исмаил командовал резервом, Сеид Абдулбаки, Сеид Шериф и Мухаммед Камуна — центром, Дурмуш-хан Шамлу — правым флангом, а Мухаммед-хан Устаджлу — левым флангом .
Таким образом османская армия имела явное численное превосходство, так, только согласно турецкому очевидцу Хакимуддину Идрису Битлиси, 40-тысячной сефевидской армии противостояла 100-тысячная армия Селима I . Согласно сефевидским источникам, неравенство было ещё большим — 12 или 20 тысяч со стороны кызылбашей против 120 или даже 200 тысяч со стороны османов .
Битва произошла 23 августа 1514 года .
Сражение началось утром конной атакой сефевидской армии под руководством одного из военачальников Сару Пира на османский авангард, но османам, несмотря на большие потери, удалось отбить атаку . Тогда Исмаил повел войска на левый фланг османов, разгромив его. 14 османских военачальников с левого фланга, включая Атак-бека, двух наместников, двух представителей рода Малкочоглу и самого румелийского бейлербея Хасан-пашу, были убиты в сефевидской атаке . Однако на правом (анатолийском) фланге османам удалось разбить сефевидские силы под командованием Мухаммед-хана Устаджлу . Османская артиллерия открыла огонь, убив Мухаммед-хана Устаджлу, Сеида Абдулбаки, Сеида Шерифа и Мухаммеда Камуну . Обозленный гибелью соратников Исмаил повел войска против османского центра, но его атака захлебнулась под огнем османской артиллерии . Источники дают противоречивые данные о ходе битвы : есть также версия, что Исмаил сперва повел атаку на османский центр, но она была отбита янычарами-аркебузирами; и лишь затем он повел успешную атаку против османского левого (румелийского) фланга, но в конце концов был разбит подоспевшими из центра янычарами-аркебузирами . Так или иначе к вечеру битва была проиграна Сефевидами и раненому Исмаилу пришлось бежать вместе с остатками своего войска . Селим, вероятно, приняв отступление Исмаила за тактичесую хитрость, не стал его преследовать .
Как сефевидские, так и османские источники отмечают личное участие Исмаила в битве. Один османский историк писал со слов своего деда, участника битвы, что Исмаил семь раз лично бросался в бой, каждый раз на новой лошади. Один раз он упал с лошади, оставшись уязвимым для османских ударов. Однако один из кызылбашей отвлек османских солдат, крича «Я шах! Я шах!». Так он спас Исмаила ценой своей жизни. В дальнейшем Исмаил построил надгробие над могилой этого воина .
Многими современными авторами (Тарди , Йылдырым , Сейвори , Сарвар ) отмечается решающая роль в битве артиллерии и ручного огнестрельного оружия, которые были только у османов. Дэвид Морган писал, что Чалдыранская битва была прежде всего победой современного оружия против устаревшего степного способа ведения войны . Дэвид Аялон писал, что без огнестрельного оружия, если бы даже Османы победили, их победа была бы не такой решающей: они бы захватили меньше территорий и сефевидское войско ушло бы из битвы с меньшими потерями с потенциалом для реванша . Современники битвы также отмечали решающую роль огнестрельного оружия. Так, венецианский автор Катерино Зено писал:
«Монарх [ Селим ], видя резню, начал отступать и разворачиваться и был близок к тому, чтобы бежать с поля боя, когда Синан, придя на спасение в момент нужды, приказал подтянуть артиллерию и открыл огонь и по янычарам, и по персиянам. Кони персиян, никогда ранее не слышавшие грохота этих адских машин, рассыпались и перемешались по равнине, уже не повинуясь ни удилам, ни шпорам своих наездников….Как утверждается, не будь артиллерии, которая ужаснула в упомянутой манере коней персиян, никогда ранее не слышавших такого грохота, то несомненно, что вся его армия была бы разбита и предана мечу; и, если бы турок был разбит, власть Исмаила была бы больше, чем у Тамерлана , ведь одна слава от этой битвы превратила бы его в абсолютного повелителя Востока» .
Среди других факторов, приведших к победе осман отмечают их численное превосходство , хорошую логистику и то, что Сефевиды атаковали не сразу, дав время османской армии расположиться в боевые порядки .
Как указывает историк Гулам Сарвар, в то время, когда Османская империя наводила ужас на всю Европу, Исмаил Сефеви принял на себя всю ее мощь . Потери обеих сторон были значительные. С обеих сторон погибло большое количество наместников и высокопоставленных сановников. Селим I, кроме обычных пехотинцев, «потерял значительную часть своей иллирийской, македонской, сервской, эпиротской, фессалийской, фракийской конницы, безусловно цвет и силу своей армии, которая была вырезана или тяжело ранена в ходе битвы» .
Все пленные воины, доставшиеся османам, были казнены . Жена Исмаила Сефеви Таджлу-бегум также попала в плен. По одним данным она была выдана замуж за османского сановника (эта позиция исходит из османских источников) . Однако турецкий историк, изучив османские и сефевидские источники, всё же пришел к выводу, что ей удалось откупиться и вернуться к Исмаилу .
5 cентября 1514 года Селим захватил столицу Сефевидского государства Тебриз. Он планировал провести здесь зиму, однако недовольство янычаров из-за голода, жажды и ранней зимы вынудило его вернуться в Анатолию . Кроме того, янычары не сильно хотели воевать с шахом Исмаилом, к которому они испытывали смутное чувство симпатии . Тебриз был возвращен Сефевидами . Память о Чалдыранской кампании оставила сильный отпечаток на армии Селима; как он ни пытался, его армия так и не пошла в повторный поход в Азербайджан . Тем не менее итогом Чалдыранской битвы была аннексия Селимом Диярбакира в 1516/1517 году . Также Селим положил конец государству Дулькадир , которое ранее отказалось поддержать его в походе против Исмаила .
После Чалдыранской битвы Шах Исмаил принял решение оснастить сефевидскую армию огнестрельным оружием. Хоть и оно имело более низкое качество, чем османское огнестрельное оружие, оно имело значительный психологический эффект. Новости о наличии у сефевидской армии огнестрельного оружия вылились в страх янычаров, что заставило Селима отказаться от повторного вторжения в Сефевидскую империю по возвращении из Египетского похода в 1518 году . Лишь в 1533 году османская армия выдвинулась в поход против Сефевидского государства, которое к тому времени было намного менее уязвимым, чем в 1518 году .
Османский автор Кешфи посвятил Чалдыранской битве стихотворение-хронограмму :
Ya ilahi Hazret-i Sultan Selim'in haşrederek
Ruh-i hasmi sehm-i sehmile ola zir-i kavsde
Kim Kızılbaş içre düşen ceyşine tarihdür
Yareb ol ervah-i pakın cay ola firdevsde.