Interested Article - Диакон

Диакон, возглашающий ектению . Андрей Рябушкин . 1888. Этюд. Государственный Русский музей

Диа́кон (через церк.-слав. диꙗконъ , от м. р. и ж. р. др.-греч. διάκονος — «слуга »), также разг. дьяк, дья́кон , уменьш.-ласк. дьячо́к (через диꙗкъ , от διάκος, διάκων , укр. дя́кон ) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства . Ниже их по чину — иподиаконы .

Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении , но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут. Совершение литургии и богослужений суточного круга возможно осуществлять без диакона, поскольку епископ (или священник) может возглавлять богослужения в одиночку.

Диакона из монашествующих называют « иеродиаконом ». Первого диакона, служащего при епископе , называют « протодиаконом » (или « архидиаконом », если он из монашествующих).

История

Иудаизм

Ещё до разрушения второго Храма в Иерусалиме при каждой синагоге состояло три служителя, называемых «парнасин» ( פרנסין ‎ — «раздаватели милостыни») или « габай -цдака» ( גבאי габай — «собирающий налоги» и צְדָקָה цдака — « милостыня »), чьей обязанностью была забота о бедных. Габай-цдака должен был также хорошо знать Тору . Организационная структура ранней христианской церкви, перенявшая структуру синагоги, включила в себя, по всей видимости, и должность габай-цдака, ставшую прототипом христианского диаконского служения (на это может указывать и созвучие диаконос и цдака ) [ источник не указан 4324 дня ] .

Раннее христианство

Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов ( Деян. ), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы , обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц (см. Святые диаконы ). В тексте книги Деяний сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись ( др.-греч. διακονεῖν , диа́конин ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение ( διακονία , диакони́а ) слова». Таким образом, в тексте Деяний семеро не названы диаконами, в отличие от текстов Посланий апостола Павла. Впервые слово «диакон», как обозначение определённого церковного служения, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам ( Фил. ), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею ( 1Тим. ).

Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам . Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн .

Начиная с IV века прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции. В VII веке, согласно 16 правилу Трулльского собора (692), служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Позднее христианство

Диакон Католической Церкви римского обряда
Свидетельство о рукоположении в дьяконы, данное Гидеону Боствику Ричардом Терриком, епископом Лондона, 24 февраля 1770

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности. Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу . По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями. Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа. По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов. Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров , возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. В протестантских общинах диаконство имеет значение в делах христианской благотворительности и вообще во внутренней миссии.

Современность

Диаконы РПЦ возжигают кадила

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы , диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали в России для увеличения содержания священников . В бытность графа Д. А. Толстого обер-прокурором Святейшего Синода было определено, чтобы диаконы были поставляемы из псаломщиков, по просьбе прихожан, лишь в том случае, если приход изъявит желание взять на себя содержание диакона. Вследствие этого число диаконов значительно сократилось.

В Русской церкви принято в официальных или торжественных случаях обращаться к диакону: «Ваше благовестие», «Ваше громогласие» (хотя в Церковном протоколе РПЦ такие обращения не указаны ).

Диаконы в Католической Церкви римского обряда делятся на просто диаконов (на практике, почти все они становятся пресвитерами ) и постоянных диаконов (институт которых был восстановлен во второй половине XX века). Постоянным диаконом может стать и мужчина, состоящий в браке; но путь в священники для таких диаконов закрыт из-за обязательного целибата священников в латинской церкви и самой сущности постоянного диаконата. Таким образом, если мужчина, никогда не состоявший в браке, изъявляет желание стать постоянным диаконом, он также может впоследствии получить пресвитерскую хиротонию. Институт постоянного диаконата был восстановлен в конституции Lumen Gentium Второго Ватиканского собора , согласно ей он «… может быть восстановлен в качестве особой и постоянной ступени иерархии… С согласия Римского Понтифика в эту диаконскую степень можно будет возводить мужчин зрелого возраста, даже живущих во браке, а также достойных молодых людей, для которых, однако, закон безбрачия должен оставаться в силе» . Оформлено восстановление постоянного диаконата было в 1967 году папой Павлом VI в motu proprio Sacrum Diaconatus Ordinem . Согласно канону 236 Кодекса канонического права для постоянных диаконов обязательна, как минимум, трёхлетняя подготовка . На конец 2014 года в мире насчитывалось 44,5 тысячи постоянных диаконов .

Женщины и диаконство

В православии и католичестве

В послании римлянам Фива, христианка, служившая в собрании верующих Кенхреи , названа «диакониссой» (διάκονος с показателем жен. рода в виде артикля ἡ) . В древней церкви I—VIII веков существовал чин женщин-служителей, называвшихся « диаконисами » (дьяконе́ссами ). Они поставлялись через посвящение, которое должно отличать от священнического рукоположения . Диакониссы обучали женщин основам веры, несли социальное служение, нацеленное на сбор материальной помощи христианским вдовам и сиротам, участия же в совершении таинств не принимали . Институт диаконис существовал недолго и исчез после распространения женского монашества . Вопрос о восстановлении института диаконис обсуждался на Поместном соборе Православной российской церкви (1917—1918) , но определённого решения так и не было принято .

В протестантизме

Посвящение женщин в сан диакона широко практикуется в лютеранстве .

См. также

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. Деяния. "Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись ( διακονεῖν — „прислуживать“) о столах»"
  3. Рим. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакона ( διακονον — „служанку“) общины кенхрейской »
  4. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  5. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  6. в православии , католичестве и древних восточных церквях
  7. Апостольский церковный устав. Гл. IV, VI
  8. Св. Ипполит Римский . Апостольское предание. ХХХ
  9. (Головков) Марк, еп. Егорьевский. . archive.is (18 февраля 2013). Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 18 февраля 2013 года.
  10. . archive.is (7 сентября 2012). Дата обращения: 12 апреля 2019. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  11. . Дата обращения: 3 марта 2017. 6 февраля 2015 года.
  12. . Благовест-инфо . Дата обращения: 12 апреля 2019. 3 октября 2018 года.
  13. Римлянам. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакона (διακονον) церкви кенхрейской»
  14. Желтов М. , диак. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 580-587. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-024-0 .
  15. Толковый словарь Ожегова С. И.
  16. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 9 сентября 2023.
  17. Белякова Е. В., Белякова Н. А. // Церковно-исторический вестник : журнал. — М. , 2001. — № 8 . — С. 139–161 . (недоступная ссылка)

Ссылки

  • Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Заозёрский Н. А. // Богословский вестник МДА. — 1892. — Сентябрь.
  • Петровский А. В. Диакон // Православная богословская энциклопедия . — СПб. : Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 1062.
  • (недоступная ссылка) .
Источник —

Same as Диакон