Interested Article - Антоний (Вадковский)

Митрополи́т Анто́ний (в миру Алекса́ндр Васи́льевич Вадко́вский ; 3 [15] августа 1846 , Тамбовская губерния 2 [15] ноября 1912 , Санкт-Петербург ) — епископ Православной российской церкви ; c 25 декабря 1898 года вплоть до кончины — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ; с 9 июня 1900 года первенствующий член Святейшего Синода .

Почётный член Петербургской Академии наук (1899); почётный член Казанской, Московской и Петербургской духовных академий (1892), Императорского православного палестинского общества (1893); доктор церковной истории (1895).

Биография

Родился 3 ( 15 ) августа 1846 года в селе Царёвка (Гремячка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника Василия Иовлевича Вадковского (1816—1897) . Мать — Ольга Никифоровна (1823—1901) .

В 1848—1858 гг. семья жила в селе Матчерка Моршанского уезда , где отец был священником. Однажды приход посетил правящий архиерей епископ Феофан (Говоров) , который особо обратил внимание на Александра и благословил его, возложив руку на голову.

Учился в Тамбовском духовном училище (1858—1860) и Тамбовской духовной семинарии , которую окончил в 1866 году. В 1870 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». Специализировался Александр Вадковский по кафедре гомилетики и теории словесности, где в это время преподавал профессор И. Я. Порфирьев , и получив 14 апреля 1871 года степень магистра богословия за диссертацию «Из истории древнеболгарской церковной проповеди. Константин, епископ Болгарский, и его Учительное Евангелие» (Казань, 1885), с 1 мая был оставлен при академии в качестве доцента по кафедре церковного проповедничества. С 1875 года он работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря, переданных Казанской академии. Регулярно публиковал статьи в « Православном собеседнике », в 1874 году стал его редактором.

В 1872 году Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Пеньковской. Его жена была тяжело больна туберкулёзом . Поступок был незаурядным, так как он знал, что она обречена на смерть. У них родилось двое детей, Борис и Лидия. В 1879 году он овдовел, а в 1882 году от дифтерита умерли его дети.

4 марта 1883 года архиепископом Палладием (Раевым) он был пострижен в монашество с именем Антоний — в память об архиепископе казанском Антонии (Амфитеатрове) ; 6 марта рукоположён во иеромонаха ; 14 ноября возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырём . В начале 1884 года был утверждён экстраординарным профессором , с 8 ноября назначен инспектором Казанской духовной академии.

В 1885 году, по протекции К. П. Победоносцева , перемещён на аналогичную должность в Санкт-Петербургскую духовную академию . Спустя два года, 15 апреля 1887 года, архимандрит Антоний был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а 3 мая 1887 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии ; хиротонию возглавлял митрополит Исидор (Никольский) .

Епископ Антоний (Вадковский)

В период его ректорства в академии студенты активно «пошли в народ», положив начало устройству внебогослужебных собеседований от «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения» в духе православной церкви на рабочих окраинах столицы. Церковно-административную деятельность он совмещал с научными занятиями, регулярно публиковал статьи в церковной периодике, в 1892 году издал книгу «Из истории христианской проповеди»; 24 октября 1892 года возведён в сан архиепископа и назначен на новооткрытую Выборгско-Финляндскую кафедру . С 27 октября 1892 года — присутствующий в Святейшем синоде . По совокупности трудов 4 мая 1893 года Казанская духовная академия присудила ему степень доктора богословия. В 1895 году Святейшим синодом был утверждён в учёной степени доктора церковной истории.

По воспоминаниям Аполлинария Львова , встретившегося с ним в апреле 1893 года:

Не одобряет « Москов[ские] Ведомости] », проявляющие большой и бестолковый задор к Финляндии, могущий совершенно напрасно фанатизировать толпу. Ей, в общем совершенно спокойной и в[есьма] благодушно относящейся к православию, начинают теперь преподносить и развивать мысль о том, что русское правительство хочет насильно обратить всех в православие. Понятно, что после всего этого православному епископу трудно будет и показаться в Финляндии. Теперешняя задача Антония — строить там церкви и школы и тем действительно создать православных, имеющихся ныне номинально. Для этого необходимы средства. Дадут ли? А все-таки Антоний — один из лучших архиереев. От него не пахнет плесенью и затхлостью, не слышно запаха и деревянного масла с ладаном.

В 1893—1898 годах возглавлял образованную в связи со стремлением старокатоликов к соединению с православием Синодальную комиссию по старокатолическому вопросу .

Архиепископ Антоний был первым русским иерархом, посетившим Англию , где представлял Святейший Синод на торжествах по случаю празднования 60-летнего юбилея (Бриллиантового Юбилея) Королевы Виктории (5—22 июня 1897 года), имея при том и более широкое поручение интенсифицировать сношения с Англиканской церковью ; миссия была успешно им выполнена; владыка вернулся на родину обладателем почётных степеней доктора богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов.

За время правления епископа Антония (Вадковского) были построены новые храмы, число приходов возросло с 23 до 37, основан Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь и развернуло свою деятельность , основанное в 1885 году ; c 1898 года издавался журнал на финском языке (фин.) («Утренняя заря»), на русском — Рождественские и Пасхальные листки, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык .

25 декабря 1898 года возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским , священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; пожалован белым клобуком и крестом из драгоценных камней; член Святейшего Синода.

9 июня 1900 года по смерти митрополита Киевского Иоанникия (Руднева) становится первенствующим членом Святейшего Синода.

16 января 1906 года по повелению Николая II стал во главе , которое закончило свою работу 15 декабря того же года .

22 апреля 1906 года избран членом Государственного совета ; 27 июня освобождён по собственному прошению.

С мая 1910 года по болезни не совершал богослужений.

Скончался в 4 часа 35 минут утра 2 ноября 1912 ; в 9 часов его тело было перенесено в Крестовую церковь Александро-Невской лавры ; 3 ноября его тело было перенесено в Троицкий собор Лавры . В отпевании 5 ноября участвовал 21 архиерей (случай, ранее не бывалый), его возглавил митрополит Московский Владимир (Богоявленский) ; старшие члены императорской семьи не присутствовали (император и императрица в то время были в дороге из имения Спалы ( Царство Польское ) в Царское Село ), присутствовали Председатель Совета министров В. Н. Коковцов , обер-прокурор В. К. Саблер и другие официальные лица . Похоронен на братском участке Никольского кладбища Лавры.

Внешнецерковная и общественная деятельность

Глубоко чтил Константинопольского Патриарха Иоакима III , чьим планам созыва Вселенского Собора сочувствовал и содействовал.

Настаивал на исключении из законодательства формулировки «господствующая Церковь», ибо полалагал, что господство — не христианская идея.

Разрабатывая проекты церковных преобразований в России, митрополит Антоний сообразовывался с аналогичными проектами, над которыми работали тогда иерархи Константинопольского и Александрийского Патриархатов.

Под его руководством было предпринято всестороннее исследование вопросов, разделявших православных с англиканами и старокатоликами ; к последним испытывал особую симпатию, каноничность же англиканской иерархии вызывала у него некоторое сомнение. На Западе труды петербургских богословов вызвали большой резонанс в церковно-богословской среде, имя архиепископа Антония стало широко известно. Труды сторонников церковного единения не привели, однако, к конкретным результатам, прежде всего ввиду косности бюрократического аппарата Российской Церкви, недопонимания западными христианами позиции православной стороны, а также последовавшего после 1917 вынужденного разрыва.

Пользовался благоволением и покровительством Императрицы Марии Феодоровны .

Благословил основание и деятельно заботился об Александро-Невском обществе трезвости, почин которого имел огромный успех по всей России.

Поставил свою подпись, как первенствующий член, под определением Святейшего Синода об отпадении от Церкви графа Л. Н. Толстого , после чего написал два письма графине С. А. Толстой : от 16 марта 1901 и 11 февраля 1902 , в которых пытался объяснить ей смысл данного деяния Синода.

Был принципиальным противником вмешательству духовенства в политическую деятельность: так, он был против избрания архиереев в Государственную Думу.

Многолетним помощником митрополита, близким к нему по духу и убеждениям, был будущий свщмч. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) .

До 1904 года Антоний покровительствовал о. Георгию Гапону , однако порвал с ним отношения после того, как Гапон занялся открытой политической деятельностью .

По свидетельству современников, Антоний имел натянутые отношения с о. Иоанном Кронштадтским (в дневниках последний взывает: «Господи, убери М. Антония»).

Своеобразные [ уточнить ] отношения сложились у него с Григорием Распутиным .

Отношение к правым партиям

В среде крайне правых Антоний имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах Союза русского народа , в особенности со стороны председателя Союза А. И. Дубровина . Последний обвинял митрополита в сочувствии к революции. Поводом для нападок послужил отказ освятить знамя Союза , а также покровительство Антония некоторым клирикам вроде епископа Антонина (Грановского) , священника Григория Петрова и студентам духовных школ, замешанных в революционном движении. Впрочем, уже в 1907 году Дубровин и Антоний примирились. 11 февраля 1908 г. иерарх даже отслужил молебен перед открытием всероссийского съезда Союза русского народа , в котором в том же году произошёл раскол.

Впоследствии лидеры обновленчества ссылались на Антония как на иерарха, якобы сочувствовавшего их идеям. Однако, скорее всего, Антоний был противником любых политических партий. Он заявил — «правым вашим партиям я не сочувствую и считаю вас террористами: террористы левые бросают бомбы, а правые партии вместо бомб забрасывают камнями всех с ними несогласных» .

Примечания

  1. Тамбовские епархиальные ведомости. — 1897. — № 7. — С. 140.
  2. Памяти Ольги Никифоровны Вадковской // Тамбовские епархиальные ведомости. — 1902. — № 8 . — С. 173 .
  3. Необходимо отметить, что в начале 1880-х годов в Казанской духовной академии не было ни одного монаха ни среди преподавателей, ни среди студентов.
  4. Шевченко Т. И. // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2008. — № 26 . — С. 43 . 4 ноября 2021 года.
  5. Журналы и Протоколы Предсоборного Присутствия в 4 тт. опубликованы: СПБ, 1906−1907
  6. «Правительственный Вѣстникъ». 3 ноября 1912, № 241, стр. 2, 3 (некролог).
  7. «Правительственный Вѣстникъ». 4 ноября 1912, № 242, стр. 2.
  8. «Правительственный Вѣстникъ». 6 ноября 1912, № 243, стр. 2.
  9. (недоступная ссылка)
  10. Мошненко А. В. Православное духовенство и Союз Русского народа: проблемы взаимоотношений // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2014. — № 4. — С. 19
  11. Мошненко А. В. Православное духовенство и Союз Русского народа: проблемы взаимоотношений // Вестник Волгоградского государственного университета . Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2014. — № 4. — С. 18

Литература

  • Прот. Владислав Цыпин . // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 621—623. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-007-2 .
  • // Православная богословская энциклопедия . — Петроград, 1900. — Т. I. А — Архелая. — Стб. 893—904.
  • Ореханов Г. , свящ. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. История и юридические науки. — 2011. — № 2 (5) . — С. 77—80 .
  • Елдашев А. М. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2013. — № 1 . — С. 150—162 .
  • Карпук Д. А. Священноархимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской лавры митрополит Антоний (Вадковский) (1898—1912 гг.). К 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (1713—2013) и 100-летию со дня кончины митрополита Антония (Вадковского) (1846—1912) // История Петербурга. 2013. — № 1 (68). — С. 74-84.
  • Карпук Д. А. «Начальник благостный, великодушный, деликатный, добрый-предобрый…» К 100-летию со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) // Православный Собеседник . Альманах Казанской духовной семинарии. 2013. — № 2 (23). — С. 71-80.
  • , // Финно-угорский мир. — 2015. — № 1 (22) . — С. 70—75 .
  • // Социально-политические науки. — 2016. — № 4 . — С. 86—88 .
  • , // Социально-политические науки. — 2016. — № 1 . — С. 99—102 .

Ссылки

  • на сайте «Русское Православие»
  • Соловьев И. В. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  • в Библиотеке Якова Кротова
  • // Православный Санкт-Петербург
  • // Энциклопедия «Санкт-Петербург»
  • Протоиерей Георгий Митрофанов
  • На сайте Слово пастыря
Источник —

Same as Антоний (Вадковский)