Бисерово (Ярославский район)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бисер ( бусины ) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением . Бисер используется также в вышивке , мозаике и вязании .
Стеклярус | Трубочки из цветного стекла разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и гранёный). Главный размер стекляруса — его длина. Чаще стеклярус имеет острые края (хотя есть и с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку (если позволяет схема изделия). Более короткий бисер цилиндрической формы называется рубленым, рубкой. |
Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») | Бисер из прозрачного стекла. Роверхность отверстия покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, благодаря чему бисер выглядит гранёным. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется серебряным, а из жёлтого — золотым. |
«Хамелеон» (с цветной нитью) | Бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения. |
Обливной (мокрый) бисер | Слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием |
Перламутровый (цейлонский) | Чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белёсым покрытием, напоминающим жемчуг. |
Непрозрачный натуральный бисер (естественный, обычный), матовый, глухой | Бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска. |
Металлический бисер (металлик) |
Стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное, и при работе или в процессе носки стирается.
В 20-30 годы был популярен металлический бисер (гранёный и рубка) |
Блестящий (люстровый) | Бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов, лакированный. |
Прокрашенный внутри | Бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска). |
Костинский | Выпускаемый на фабрике в Костино, похож на Клинский, но ровнее его. |
Клинский | Крупный прозрачный бисер, выпускаемый на лыжной фабрике в городе Клин. Это бисер низкого качества, ярких цветов, с большими отверстиями. По размеру близок к рубленому бисеру № 7/0, 8/0. |
Асфальтовый (графитовый) | Темно-серый, почти чёрный бисер с металлическим блеском. |
Тертый | Полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска. При встряхивании пакетика и потирании издаёт характерное шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз». |
Полосатый | Бисер из стекла, в которое вплавлены цветные полосы |
Радужный | Бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием. |
Бензиновый (переливчатый) | Бисер с блестящим, переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой плёнки на воде. |
Прозрачный натуральный (естественный, обычный) | Бисер из прозрачного стекла без покрытия. |
Мраморный (меланжевый) | бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном. |
С золотой нитью | Бисер из прозрачного бесцветного стекла. Поверхность отверстия покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной) краской. |
Волокнистый (снежок, соломка) | Рубленый бисер или стеклярус, как бы склеенный из продольных трубочек (волокон). |
Валентина Никандрова. . (Полная версия статьи). Дата обращения: 5 апреля 2009. Архивировано из 5 сентября 2011 года.
Легенда о возникновении стеклоделия рассказывает: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костёр большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Первым её приводит античный историк Плиний Старший в I в., в период расцвета стеклоделия в Риме.
История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом , основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования . Долгое время подтверждением возникновения стеклоделия в Египте считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джосера (середина III тысячелетия до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, т. е. стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Исследования в Древней Месопотамии , в особенности в зоне Шумера и Аккада , показали, что найденная в районе Ашнунака цилиндрическая печать из прозрачного стекла датируется периодом династии Аккада, то есть ей около четырёх с половиной тысяч лет. Но бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее , найденная египтологом Флиндерсом Питри около Фив , может иметь возраст в пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечал, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. По словам учёного, есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет» .
Таким образом, почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии бусы становились все мельче. Так появился бисер — мелкие, круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания.
В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях , которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».
Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введённого в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причём толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянуту Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Co временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в I в. до н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю . В I веке до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажнённой шлифовальной смесью из толчёного угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнёво-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягчённые стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.
Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии , в Греции , Галлии — территория нынешней Франции , Испании , Португалии , Германии . После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, названную Византией , во главе с Константинополем , центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В X—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы .
На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано , расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии ( Падуе , Ферраре , Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдаёт производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нём требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта практика зверской расправы над мастерами-перебежчиками продолжалась до XVIII в.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад , где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шёл в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI—XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах , Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании , Европу и Азию .
В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии . Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора . Их экспортировали в Россию , Азию и Африку. В начале XVIII в. в Тюрингии было основано производство лёгких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство ёлочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путём особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии ( Чехия ), где издавна существовало производство стекла .
Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре мастера в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твёрдости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в посёлке , неподалёку от Яблонца. В 1548 г. в деревне Мшено-над-Нисой (сейчас часть города Яблонец-над-Нисоу ) был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-над-Нисой прибыли первые иностранные купцы.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию, введя в состав стекла вместо соды древесную золу — поташ . Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно твёрже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своём знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в X—XI вв. чешские стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника .
Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.
Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890 г. пришёл вырубной пресс в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавшим во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
Родиной бисера из золота, серебра, стадии других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер производили также в Англии…
Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чём свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определённой категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол». [ источник не указан 210 дней ]
На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Чёрного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии.
Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.
Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зелёные, синие, желтые, фиолетовые, чёрные, серебряные и золочёные; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усечённых конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм ещё наряднее и красочнее.
В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6) говорится: «Не мечите бисер перед свиньями», что иносказательно означает: «не стоит говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом». Слово «бисер» (так раньше на Руси назывался жемчуг) вошло в современную русскую речь из церковнославянского текста Библии
.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I . Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
В XVIII—XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.
С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.
В 1752 году М. В. Ломоносов , строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».
Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушённые цветные стёкла для мозаики и т. п.
Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан
Стеклярусный кабинет
Китайского дворца в Ораниенбауме.
В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В своём стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…
Новый этап в истории бисероплетения начался с основания производства бисера в Японии. В 1949 году основана компания Miyuki, а в 1951 году появилась компания TOHO. Оба производителя выпускают бисер высшего качества и постоянно пополняют свой ассортимент новыми формами и оттенками. В 1982 году компания Miyuki выпустила революционный цилиндрический бисер, названный Delica. TOHO не отстает от своего основного конкурента, в их линии бисера также есть цилиндрический бисер, который называется Treasures. Новейшие технологии и непрерывный контроль за производством позволяют японцам выпускать поразительно ровный бисер с покрытием, гораздо более устойчивым ко внешним воздействиям, чем у других компаний. В 2000 году TOHO запустили линию бисера под названием Aiko, который заслужил право называться самым ровным бисером в мире. Помимо обычного круглого бисера и стекляруса японские фирмы выпускают бисер сложных форм: капли, магатамы, треугольный, кубический и шестигранный бисер, а также бисер Шарлотта (круглый бисер с одной плоской гранью размера 15/0, традиционно производимый в Чехии).
Среди японских производителей также есть компания Matsuno, но по качеству бисера она значительно уступает соперничающим TOHO и Miyuki, которые заслуженно считаются лидерами рынка японского бисера.
Стандарты бисера в Японии отличаются от европейских стандартов. Размер японского бисера принято обозначать цифрами вида 11/0, где первая цифра показывает, сколько бисеринок поместится в некоторый заданный отрезок (а именно отрезок длиной в дюйм, то есть примерно 2,5 см). Так, в один и тот же отрезок уместится 11 бисеринок размера 11/0, 8 бисеринок размера 8/0 или 15 бисеринок размера 15/0. Таким образом, бисер 15/0 самый маленький, а 3/0 — самый крупный. Размеры японского бисера в миллиметрах:
Размер бисера | Размер в мм |
---|---|
15/0 | 1.5 мм |
11/0 | 2.2 мм |
8/0 | 3.0 мм |
6/0 | 4.0 мм |
3/0 | 5.5 мм |