Interested Article - Ди, Джон

Джон Ди , реже — Дии ( англ. John Dee ; 13 июля 1527 , , Лондон , Англия 26 марта 1609 , , Лондон, Англия) — британский натурфилософ , математик , географ , астроном , алхимик и астролог валлийского происхождения. Отец врача и фармацевта Артура Ди . Особую популярность Джон Ди получил за интерес к проблеме существования адамического (енохианского) языка , для изучения которого он привлекал медиумов и других провидцев и прорицателей (в частности, Эдварда Келли и др.).

Биография

Статьи о герметизме
Герметизм
Гермес Трисмегист
Пантеон
Главные книги
Учения и практики
Символы герметизма

Ранние годы

Родился 13 июля 1527 года в Тауэр Уарде ( Лондон ). Единственный сын Роланда Ди, торговца тканями, занимавшего также незначительный пост при дворе, и Джоанны Уайлд. Фамилия Ди происходит от валл. du — «чёрный».

С 1535 года посещал школу в Челмсфорде , Эссекс ; в ноябре 1542 года поступил в кембриджский , где изучал латынь , древнегреческий , философию , геометрию , арифметику и астрономию . По утверждению биографов, Ди отдавал занятиям по 18 часов в сутки, оставляя себе лишь 4 часа на сон и 2 часа на приём пищи . Главной его страстью была математика . Также увлекался механикой , интересовался картографией и навигацией .

В 1546 году Ди занялся астрономическими наблюдениями и составлением астрологических прогнозов. В том же году Ди получил степень бакалавра и стал членом совета колледжа. В декабре Ди вошёл в совет новосозданного Тринити Колледжа , вскоре ставшего самым крупным из колледжей Кембриджа .

Будучи недовольным научной атмосферой в Англии, Ди в 1548—1551 годах отправился в путешествие по Европе. 24 июня 1548 года он прибыл в Лёвен , где находился один из крупнейших католических университетов Европы . Там Ди работал в сотрудничестве с Геммой Фризиусом и Герардом Меркатором . Последний вскоре стал его близким другом, Меркатор и Ди вместе конструировали новые модели Вселенной . В Лёвене Ди написал два трактата по астрономии.

В 1550 году Ди совершил поездку в Брюссель для знакомства и обмена опытом с тамошними математиками. По-видимому, именно в это время он познакомился и подружился с . В том же году Ди отправился в Париж , где читал лекции по «Началам» Эвклида . Несмотря на молодой возраст, Ди показал себя блестящим лектором. Его выступления пользовались огромной популярностью. В следующем, 1551 году, Ди получил предложение занять в Париже должность профессора математики, но ответил отказом.

Вернувшись в Англию, в феврале 1552 года поступил на службу к 1-му графу Пембруку , а в конце того же года — к герцогу Нортумберленду . На службе у последнего он написал трактат о приливах . В том же году Ди познакомился в Лондоне с Джероламо Кардано : Ди и Кардано вместе занимались проблемой вечного двигателя , а также изучением драгоценного камня, якобы имевшего волшебные свойства .

В 1553 году, после прихода к власти католички Марии Тюдор , в Англии начались репрессии против протестантов . В августе был арестован отец Джона — Роланд Ди. Вскоре он был отпущен на свободу, но его финансовые сбережения были конфискованы. Значительное наследство, которое позволило бы Ди до конца жизни посвятить себя научным изысканиям, не заботясь о пропитании, было потеряно.

Несмотря на серьёзные финансовые трудности, Ди в 1554 году отказался от предложения занять должность профессора математики в Оксфордском университете . Причиной отказа послужило недовольство Ди системой образования в Англии, в которой, по его мнению, слишком большой упор делался на преподавание риторики и грамматики (вместе с логикой составлявших академический тривиум ) в ущерб более сложным искусствам квадривиума ( арифметика , геометрия , музыка и астрономия ).

28 мая 1555 года Ди был арестован «за вычисления» — в ту пору занятия математикой рассматривались обществом как нечто, близкое к колдовству . Возможно, имелись в виду гороскопы , составленные Ди для Марии Тюдор и принцессы Елизаветы. Вскоре Ди было предъявлено также обвинение в государственной измене . Ди предстал перед судом Звёздной палаты и сумел оправдаться. Однако вместо освобождения он был направлен к радикально настроенному католическому епископу Боннеру для религиозного допроса. Ди, протестант по убеждениям, сумел оправдаться и на этот раз и в августе, после трёх месяцев заключения, был освобождён. Более того, через некоторое время он стал товарищем «кровавого Боннера». После ареста Ди потерял свои источники дохода; примерно в то же время скончался его отец, не оставив сыну практически никакого наследства. К тому же, теперь Ди приходилось скрывать своё вероисповедание. Ди всячески дистанцировался от конфликта католиков и протестантов и, судя по всему, был вполне лоялен католическому режиму, подвергшему его суду. Существует однако версия, согласно которой Ди действовал как шпион протестантов при дворе. Неприятности с властью преследовали Ди всю его жизнь.

15 января 1556 года Ди представил Марии Тюдор план учреждения Королевской библиотеки, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслям знания. План Ди был отвергнут, и вместо этого учёный принялся за составление личной библиотеки в своём доме в Мортлэйке ( англ. Mortlake ). Несмотря на финансовые затруднения, Ди увлечённо собирал научные труды по всей Европе. Его библиотека, уже при его жизни ставшая крупнейшей в Англии, привлекала многих учёных того времени и превратилась в крупнейший научный центр за пределами университетских стен .

В 1558 году после смерти Марии I Тюдор на престол вступила Елизавета Английская , восстановившая в Англии протестантизм. Ди быстро оказался в фаворе у новой королевы, что довольно-таки странно, учитывая его сотрудничество с прежним режимом (отсюда предположение о шпионской миссии Ди). Елизавета сделала Ди своим личным астрологом и советником в делах науки ; Ди сам назначил наиболее благоприятную дату коронации Елизаветы на основании составленного им гороскопа.

Зрелые годы

В 1561 году дополнил и расширил «Основы искусств» — знаменитую книгу по математике Роберта Рекорда . В 1564 году подтвердил свой статус «великого волшебника», издав свою самую известную и амбициозную книгу по Каббале и геометрической магии, озаглавленную Monas hieroglyphica ( Иероглифическая монада ), в том же году поселился в Мортлэйке (неподалёку от Ричмонда ), его дом превратился в неформальную академию для поклонников герметизма елизаветинских времён. Здесь были комнаты для хранения научных приборов, помещения для проживания студентов и библиотека, занимавшая около 5 комнат. Библиотека Джона Ди охватывала всё Возрождение и являлась одной из самых больших научных библиотек Англии. В 1570 году написал предисловие к английскому переводу Евклида . В 1576 году вместе с Мартином Фробишером пересёк Атлантику в поисках легендарного северного пути на Восток. В 1577 году была издана его книга «Искусство навигации», в которой выступал за создание постоянно действующего британского флота . В 1582 году Джон познакомился с Эдвардом Келли , вместе с которым занимался сеансами ясновидения, и судя по его дневникам — контактировал с некими Ангелами, от которых получал указания по созданию системы магии, которая в наше время известна под названием «Енохианской Магии». В 1583 году реформировал для Англии юлианский календарь и отправился на континент. В 1584 году жил в Праге под покровительством Рудольфа II , императора Священной Римской империи , интересовавшегося герметикой , в 1585 году посетил Краков , где объяснил принципы герметической магии королю Польши , в 1586 году вернулся в Прагу.

Последние годы жизни

Ди вернулся в Англию в 1589 году. За шесть лет его отсутствия библиотека в Мортлэйке, в создание которой Ди вложил столько сил и средств, была разворована, многие ценные книги и научные инструменты утрачены.

Вскоре после возвращения Ди познакомился с Томасом Хэрриотом . Вдвоём они обсуждали предъявленные Хэрриоту и Рэли обвинения в атеизме , а также различные вопросы математики и естественных наук. В 1590 году Хэрриот послал Ди копию одного из своих трудов с надписью «Моему дорогому другу».

В течение нескольких лет Ди пытался добиться назначения на какой-нибудь пост и компенсировать материальные потери, понесённые за время путешествий с Келли. Сперва он добивался назначения на должность Магистра Креста Св. Иоанна (?). Его прошение было одобрено Елизаветой, при условии, что своё согласие даст также архиепископ Кентерберийский . Однако тогдашний архиепископ Джон Уитгифт так и не дал своего одобрения.

В 1592 году (или 1596) Ди, наконец, был назначен ректором Колледжа Христа в Манчестере . Однако он с трудом справлялся со своими обязанностями, поскольку находившиеся под его началом коллеги не желали подчиняться «злому волшебнику». Вполне возможно, что Елизавета назначила Ди на этот пост в первую очередь для того, чтобы удалить его из Лондона.

В 1605 году в Манчестере разразилась чума , унёсшая жизни жены Ди и нескольких его детей. Ди переехал в Лондон , где и умер в бедности в конце 1608 или в начале 1609 года.

Личная жизнь

Ди трижды был женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией. Джон Обри даёт следующее описание внешности Ди: «Он был высок и худощав. Он носил халат, подобный тем, что носят художники, с раскрытыми от локтя рукавами и длинным разрезом. Очень ясное, румяное лицо… длинная молочно-белая борода. Очень красивый человек».

Достижения

Джон Ди и Эдвард Келли вызывают духа

Мировоззрение

Ди был набожным христианином , но в его мировоззрении немалую роль играли философские доктрины герметизма , платонизма и пифагорейства , широко распространившиеся в эпоху Ренессанса .

Ди верил, что число есть основа и мера всех вещей во Вселенной, и что сотворение мира Господом было «актом исчисления». Из герметической философии Ди вынес представление о том, что человек потенциально способен обрести божественную силу; при этом он верил, что божественности можно достичь, в совершенстве познав математику. Для Ди упражнения в Каббале и вызывании ангелов (которые были основаны на нумерологии ) и углублённые занятия навигацией и другими приложениями математики нисколько не противоречили друг другу, как мы можем полагать сегодня; напротив, они представляли собой два взаимосвязанных аспекта одной и той же деятельности.

Своей целью Джон считал преодоление раскола между протестантской и католической церквями путём обращения к незамутнённой теологии первых веков христианства и создание таким образом всеобщей мировой религии.

Наследие

Енохианская Магия Джона Ди и Эдварда Келли использовалась как один из элементов Посвятительных Ритуалов, и секретных Инструкций в Ордене Золотой Зари . В наше время, Енохианская магия используется многими [ источник не указан 3274 дня ] практиками оккультизма. В настоящее время в Западных странах Енохианская магия достаточно широко распространена в кругах людей, увлекающихся эзотерикой , и является внушительным наследием, оставленным Джоном Ди миру. По мотивам [ источник не указан 3274 дня ] дневников Джона Ди, описывающих получение системы Енохианской магии, Густав Майринк написал художественный роман « Ангел западного окна ». Некоторые авторы приписывают Джону Ди авторство мистификации, известной как рукопись Войнича .

Публикации на русском языке

  • Иероглифическая монада / Ди, Джон // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. / Пер. Ю. А. Данилова. М.: Канон+, 1999, С. 168—216.
  • от 25 сентября 2019 на Wayback Machine / Ди, Джон // Герметическая космогония / Пер. Г. А. Бутузова. СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001, С. 273—341.

Библиография

  • Calder, I.R.F. (1952). «John Dee Studied as an English Neo-Platonist.» University of London Dissertation. от 19 декабря 2019 на Wayback Machine
  • Fell Smith, Charlotte (1909). John Dee: 1527—1608. London: Constable and Company. от 26 марта 2009 на Wayback Machine
  • French, Peter J. (1972). John Dee: The World of an Elizabethan Magus. London: Routledge & Kegan Paul.
  • Woolley, Benjamin (2001). The Queen’s Conjuror: The Science and Magic of Dr. John Dee, Adviser to Queen Elizabeth I. New York: Henry Holt and Company.
  • Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. М.: Алетейа; Энигма, 1999 (по Указателю)
  • Акройд, Питер (2009). Дом доктора Ди . М.: АСТ, Астрель, Corpus.

Примечания

  1. (англ.) — 2003.
  2. Розмари Эллен Гуили. Энциклопедия магии и алхимии = The Encyclopedia of Magic and Alchemy . — Санкт-Петербург: Азбука , Азбука-Аттикус, 2013. — С. 178. — 608 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-389-05695-4 .
  3. Gerolamo Cardano (trans. by Jean Stoner). De Vita Propria (The Book of My Life). — New York: New York Review of Books, 2002. — С. viii.
  4. . Дата обращения: 18 января 2016. 18 января 2016 года.
  5. . Дата обращения: 3 февраля 2023. 18 февраля 2023 года.

Ссылки

  • от 24 апреля 2021 на Wayback Machine из Twilit Grotto: Archives of Western Esoterica
  • от 22 января 2021 на Wayback Machine Проект, посвящённый электронной публикации первичных источников по оккультным занятиям Джона Ди и Эдварда Келли, в первую очередь Quinti Libri Mysteriorum Ди.
  • на сайте Школы Математики и Статистики Университета Сент-Эндрю.
Источник —

Same as Ди, Джон