Interested Article - Меркурий (мифология)

Меркурий (Mercurius, Mircurius, Mirquurius) — в древнеримской мифологии бог-покровитель торговли , прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера. К его атрибутам относятся жезл кадуцей , крылатые шлем и сандалии, а также часто денежный мешочек.

Фреска Меркурия из Помпей

По имени быстроногого бога римлянами была названа первая от Солнца и наименьшая планета Солнечной системы Меркурий , так как она движется по небу быстрее других планет. Открыв ртуть , средневековые алхимики назвали новое вещество именем бога Меркурия. В древнегреческом пантеоне Меркурию соответствует Гермес .

Культ

Торговые отношения древних римлян с греческими колониями на юге Италии принесли к ним не только промышленные товары, но и новые религиозные представления. В городе возникло представление о боге торговли Меркурии (от лат. merx — товар и лат. merco — торгую) .

Культ Меркурия был официально принят в Древнем Риме в начале V века до н. э. В майские иды 495 года до н. э. у Большого цирка был освящён храм в его честь . Его открытию предшествовал скандал. Каждый из консулов хотел освящать храм лично. Сенат решил передать решение вопроса народу. Предполагалось, что тот, кто освятит храм, станет ведать хлебным снабжением и учредит коллегию торговцев. Народ избрал некоего центуриона Марка Летория « не столько ради того, чтобы его почтить … — сколько ради посрамления консулов » .

Одновременно была учреждена коллегия купцов, получивших название mercatores или mercuriales . Также, практически одновременно с культом Меркурия ввели культы Сатурна «подателя хлеба» и Цереры . С течением времени из бога хлебного дела Меркурий сделался богом торговли вообще, богом розничной продажи, всех лавочников и разносчиков .

Существует несколько версий о возникновении культа Меркурия в Риме. По одной, так как торговцы были преимущественно плебеями , то открытие храма их богу покровителю стало своеобразной уступкой патрициев . Впоследствии Меркурия отождествили с древнегреческим богом Гермесом . Мифы классического периода истории Эллады о Гермесе экстраполировали на Меркурия. Их образы сблизились и переплелись настолько тесно, что стали неотличимыми . По другой версии — Меркурий был изначально заимствованным из древнегреческой мифологии Гермесом. Инкорпорирование культа Гермеса было связано с развитием товарообмена в Древнем Риме. Бог-посредник, каковым являлся Гермес, идеально подходил на роль бога-покровителя обмена и торговли . Как бы то ни было в императорскую эпоху образ греческого Гермеса и римского Меркурия слился настолько, что стал неотличимым .

Если связь и соответствие Меркурия Гермесу очевидно, то образ матери Меркурия Майи в Риме получил отличные черты от своего древнегреческого аналога. Образ греческой Майи слился с таковым богини плодородия Майи или Майесты , культ которой существовал в античной Италии. Римляне стали почитать Майю как мать Меркурия и супругу Вулкана , римского аналога Гефеста ( Maia Vulcani ) . Луций Цинций Алимент , согласно Макробию , считал, что Майя стала эпонимом месяца мая; как аргумент он использовал, в частности, тот факт, что именно фламин Вулкана на майские календы (1 мая) совершал жертвоприношения Майе . , по словам Макробия, идентифицировал Майю как Благую богиню . Культ этой богини в Риме имел целый ряд существенных отличий от других культов. В её храмы и в посвящённые ей мистерии допускали исключительно женщин , а настоящее имя Благой богини было табуировано.

В майские иды (15 мая) в Риме отмечали меркуралии . Детальное описание мероприятий в этот день приведено в « Фастах » Овидия . Торговцы приходили к священному источнику Меркурия у Капенских ворот . После жертвоприношений они черпали из источника воду, которой после окропляли свои товары. Одновременно они просили прощения у бога за свои прегрешения, обманы и ложные клятвы, а также просили успеха в торговле . В этот день также совершали особые торжественные жертвоприношения Меркурию и его матери Майе в посвящённом богу торговли храме .

Символом мирных намерений бога был кадуцей . Позднее, вместе с торговыми отношениями, культ Меркурия распространился по всей Италии и по провинциям, особенно в Галлии и Германии , где находят много его изображений.

Примечания

  1. : [ 3 января 2023 ] // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 27. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
  2. .
  3. , II. 21. 7.
  4. , II. 27. 5—6.
  5. .
  6. , с. 140.
  7. , с. 87—88.
  8. , kol. 2819—2822.
  9. .
  10. , I, 12, 18.
  11. , p. 279—282.
  12. , p. 85.
  13. , p. 26.
  14. , Фасты V. 663—692.
  15. , s. 2236—2237.

Литература

  • Амвросий Феодосий Макробий . Сатурналии / Перевод с латинского и древнегреческого Витольда Т. Звиревича. — М. : Кругъ, 2013. — 810 с. — ISBN 978-5-7396-0257-2 .
  • Овидий . Фасты . Книга V // Элегии и малые поэмы / сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. М. Гаспарова и С. Ошерова . — М. : Художественная литература, 1973. — 526 с. — (Библиотека античной литературы. Рим).
  • Тит Ливий. История Рима от основания города / Пер. В. М. Смирина . Комм. Н. Е. Боданской. Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе . Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова . — М. : Наука , 1989.
  • Козовик І. Я., Пономарів О. Д. Словник античної міфології (англ.) . — 2-е. — К. : Наукова думка, 1989. — ISBN 5-12-001101-2 .
  • Обнорский В. Меркурий // Энциклопедия классической греко-римской мифологии. — Остеон-Групп, 2014. — 2400 с. — ISBN 978-5-85689-024-1 .
  • Майя // Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 618—619.
  • / Штаерман Е. М. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 140.
  • Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима / отв. ред. д. и. н. Е. С. Голубцова . — М. : Наука, 1987. — 22 000 экз.
  • Юнг К. Г. Дух Меркурий // Дух Меркурий. — М. : Канон, 1996. — С. 7—70. — 384 с. — (История психологии в памятниках). — 15,000 экз. ISBN 5-88373-068-X .
  • Brouwer H. H. J. . — Leiden • New York • København • Köln: E. J. Brill , 1989. — ISBN 90-04-08606-4 .
  • Harlan Michael. Roman Republican Moneyers and Their Coins, 63 B.C.-49 B.C (англ.) . — Trafalgar Square Publishing, 1995. — ISBN 0713476729 .
  • Peter R. // (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1894—1897. — Bd. II.
  • . // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby . — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 85. — ISBN 978-1-108-08324-9 .
  • Stending. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1894—1897. — Bd. II, 2. — Kol. 2802—2831.
Источник —

Same as Меркурий (мифология)