Interested Article - Екатеринбургская гранильная фабрика

Екатеринбургская гранильная фабрика — старейшая русская фабрика художественной обработки камня. Находилась в Екатеринбурге , состояла в ведении Императорского кабинета .

История

Была пущена в действие 8 декабря (19 декабря по новому стилю) 1751 года , в день празднования святителя Николая Чудотворца , как камнерезно-гранильная фабрика.

Располагалась на месте нынешней площади Труда , на месте современного памятника Татищеву и де Геннину .

Небольшие камнерезные мастерские открывались в городе и его окрестностях начиная с 1726 года. Первая шлифовальная мастерская по обработке мрамора , давшая начало будущей камнерезно-гранильной фабрике, была построена в Екатеринбурге в 1738 году. В 1750 году на территории шлифовальной мастерской была выстроена мельница, приводимая в движение водой. При помощи новой мельницы с 1751 года уральские камнерезы получили возможность обрабатывать яшму, гранить драгоценные и ювелирно-поделочные камни.

С 1782 года Екатеринбургская гранильная фабрика специализировалась на изготовлении ваз и чаш из твёрдого камня. В январе 1800 года предприятие было передано в ведение президента Академии художеств графа А. С. Строганова . Под патронажем Академии художеств в Екатеринбурге за короткое время была создана подлинно творческая камнерезная школа. В 1804 году два уральских предприятия по обработке камня получили единое название «Екатеринбургская гранильная и шлифовальная фабрика и ». С 1806 года фабрика и завод находились в ведении горного департамента министерства финансов и подчинялись екатеринбургскому горному начальству, а в 1811 году оба производства переданы в ведение Кабинета императорского двора .

Во времена правления Александра I Екатеринбургская гранильная фабрика периодически получала заказы на изготовление постаментов для изделий Императорского фарфорового завода .

Начиная с 1860-х годов уральские мастера-камнерезы работали над выполнением нескольких огромных заказов Царского дома. В числе императорских заказов были малахитовые вазы; чаши из малахита , яшмы и лазурита ; отделка уникального . В 1913 году специально для выполнения этих заказов проектировалась коренная перестройка фабричного здания, замена обветшавшего оборудования, электрификация трудоёмких процессов черновой обработки камня.

Предпоследний пермский губернатор Иван Кошко писал о фабрике как о крайне отсталом в техническом отношении предприятии, которое выпускает одни и те же модели :

Казенная гранильная в мое время являлась учреждением крайне отсталым… застой мертвящий… Из работ этой фабрики общеизвестны… чудесная сень из орлеца и змеевика над местом убиения Александра II в Воскресенском соборе в Петрограде . Сень эта до сих пор ещё, кажется, не готова , а в мое время я сам видел выделку орнаментов для неё из орлеца, что производится крайне медленно: рабочий не в состоянии сделать в день крошечного завитка… такая медленность свидетельствует вместе с тем об убожестве оборудования фабрики. Обычная её работа, ради которой она, кажется, и существует, это выделка для Императорского двора пасхальных яичек из разных горных пород. Из года в год одно и то же, никакого проблеска разнообразия.

Архитектурная деталь сени для Спаса-на-крови

Эта оценка была вполне справедлива: на 1913 год фабрика имела много станков, произведенных в 1840-х годах, причем Кабинет Его императорского величества фабрике средств на реконструкцию не выделял и не позволял их зарабатывать самостоятельно, работая на контракте . Только в 1912—1913 годах был сделан заказ немецкой фирме на изготовление для фабрики трех электрических станков и одного шлифовального прибора, который не был получен до начала Первой мировой войны .

В 1917 году Екатеринбургская гранильная фабрика была переименована в фабрику «Русские самоцветы». В декабре 1917 года фабрика была национализирована .

В 1930-е годы фабрика стала называться «Свердловская гранильная фабрика». На ней выполняли крупнейшую работу: вырезали гигантские (диаметр около 5 м) для кремлёвских башен.

В 1937 году уральские камнерезы на Всемирной выставке в Париже представили карту Советского Союза площадью 29,5 м², выложенную мозаикой из разноцветных яшм, лазурита, орлеца и драгоценных камней.

Уральские мастера принимали участие в отделке Московского метро и украшении самых значительных и идеологически важных объектов СССР .

В 1977 году фабрика была преобразована в Производственное объединение «Уральские самоцветы».

После распада СССР фабрика преобразовалась в Открытое акционерное общество «Русские самоцветы», которое прекратило деятельность в 2003 году.

Реализация задачи по возрождению предприятия была возложена на бывшего генерального директора ОАО «Русские самоцветы» — Валерия Владимировича Зимина, который создал Общество с ограниченной ответственностью «Завод Русские самоцветы». Отдельным направлением деятельности завода является уникальные авторские работы, выполненные на заказ и существующие в единичном экземпляре. Предприятие участвует в ювелирных выставках различного уровня. На Всероссийских выставках в Москве (2007) и Санкт-Петербурге (2008) было награждено дипломами за создание изделий высокой художественной ценности.

Известные мастера

Галерея

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 ноября 2012. 24 марта 2016 года.
  2. Императорский фарфоровый завод 1744—1904. — Издание управление Императорскими заводами, 1904. — С. 136. — 447 с.
  3. Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911—1914). — Екатеринбург: Демидовский институт , 2007. — С. 104—106.
  4. Срок изготовления сени неоднократно переносили и в 1913 году его передвинули на 1920 год. В 1918 году все работы по сени были прекращены и шатер остался гипсовым. См.: Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911—1914). — Екатеринбург: Демидовский институт , 2007. — С. 200.
  5. Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911—1914). — Екатеринбург: Демидовский институт , 2007. — С. 199.
  6. . Дата обращения: 6 ноября 2012. 22 января 2013 года.

Ссылки

Источник —

Same as Екатеринбургская гранильная фабрика