Interested Article - Уйгуры

Уйгуры, Воскресный Базар

Уйгу́ры (самоназвание — тюрк , с 1921 также уйгур , уйг. ئۇيغۇرلار ‎, uyghurlar , ранее — uyƣurlar , кит. 维吾尔 , Wéiwú'ěr, ранее татары Восточного Туркестана , таранчи , кашгарлыки ) — тюркский коренной народ Восточного Туркестана , ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР .

По вероисповеданию — мусульмане - сунниты . Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе. Уйгуры — тюркоязычный народ, подавляющее большинство их живёт в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая .

История этнонима

Впервые этноним « уйгур » начинает встречаться в источниках с начала н. э., вначале как имя только одного из тюркоязычных телеских племён, во времена уйгурского каганата (VII—IX вв.) среди племён, входивших в конфедерацию 19 племён, этноним «уйгур» стал общим, в этот период наряду с этим этнонимом также широко получил распространение экзоэтноним «токкуз огуз» .

После распада уйгурского каганата и миграции древнеуйгурских племён из степей нынешней Монголии в Восточный Туркестан (IX в.) самоназвание «уйгур» продолжало употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI—XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана . При этом этнический состав региона менялся не раз: тюркоязычные жёлтые уйгуры , потомки древних уйгуров в Ганьсу , сохранившие буддистское вероисповедование, говорят на сарыг-югурском языке , который по анализу списков Сводеша не близок (ново)уйгурскому, а ближе к хакасским и горно-алтайским языкам — более того, караханидско-уйгурское койне , образовавшееся в результате смешения древнеуйгурского и языка тюрков, пришедших в XI веке с запада (из Маверранахра ), ближе не к вышеперечисленным языкам, а к огузским .

С принятием ислама население Восточного Туркестана постепенно перестало использовать этноним «уйгуры» , и стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками» , идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы ( юрту ) кашгарец , долан , мачин , таранчи . Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» — это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами , монголы — хотонами , китайцы — чантоу . Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария . Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном , и указывал, что там находятся шесть городов .

Утрата этнонима была связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания (так, названия юртов использовались в качестве этнонимов при переписях в Российской империи). Тем не менее, образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считала, что их народ происходит от уйгуров, что отмечали некоторые исследователи XIX века, контактировавшие с представителями местной знати ( беками ) и духовенства ( ахунами ). В частности, Валиханов писал, что местное тюркское население — это потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы — потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке . Английский посол Беллью при описании артушского бека заметил, что он татарин чистого уйгурского племени . Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами .

Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия старого этнонима, что и было сделано после революции в России. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур» .

Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур» :

  • Абулгази (1603—1663) в летописи «Родословное древо тюрков» вывел этноним «уйгур» из тюркского корня: « Огуз-хан даровал им наименование Уйгур. Уйгур — тюркское слово, значение которого известно всему миру, оно означает сторонник (япышгур)» .

Также, согласно Рашид ад-Дину, легендарный Огуз-хан дал имя «уйгур» племени, которое примкнуло к нему, чтобы оказать ему помощь.

На тюркском языке это слово означает «объединяющий, соединяющий» .

  • По версии М. Кашгари , самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», [ источник не указан 1923 дня ] «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

История

Настенные росписи, «Тысяча будд», Безеклик , IX—XIII вв.
Возможно тохарский или согдийский монах (слева) с буддийским монахом (справа). Фреска из пещеры Тысячи Будд Безеклика , датируемая IX или X веком ( Уйгурское Турфанское идыкутство ).

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки — кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. — IV вв. н. э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III—IV вв. уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза — теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племён теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).

Татары Тонгга и Кара Игах Буюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китая, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам .

Уйгуры уже примерно с 700 года обладали письменностью: уйгурская письменность развивалась из согдийской . Вместе с согдийской письменностью уйгуры заимствовали с Запада манихейство .

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V—VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата . Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства ( Уйгурский каганат ) на р. Орхон .

Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода (кит. Yao-luo-ko; 745—795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство . В 795 г. к власти пришло племя (795—840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии:

…в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племён превратился в теократию .

Уйгурский идыкут, государство Кочо , IX—XIII вв.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени . В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана .

Уйгурский манихейский жрец , фреска из Кочо , IX—XIII вв. Из собрания музея индийского искусства, Берлин
Уйгурские князья из пещеры 9 «Тысячи будд» Безеклика , Синьцзян, Китай, VIII—IX века н. э., роспись стен

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу , где были созданы два независимых государства — Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу ) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

Изначально часть уйгуров в количестве до 500 человек переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии , однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы — против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан .

В восточной части Караханидского государства в государстве турфанских идыкутов Кочо в Турфане уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано - и псевдо- тохароязычное население , передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула , религией которых были манихейство и шаманизм , распространились буддизм , затем и христианство ( несторианство ) .

В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара , Яркенда , Хотана распространяется ислам , к XVI веку вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана .

С принятием ислама староуйгурское письмо было вытеснено арабской графикой .

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе , осевшие в Восточном Туркестане в XIV—XV вв., состоявшие из таких племён как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие . Политико-административная разобщённость в период XV—XVI вв., а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего « мусульманами », а также по региону происхождения — кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия — таранчи (земледелец).

В XIII веке уйгурское государство Кочо было присоединено к монгольской империи Чингис-хана . Монголы заимствовали письменность, литературу, религиозную традицию у уйгуров, образованные уйгуры занимали важные должности при дворе монгольских ханов. Затем большая часть Кашгарии вошла в состав Чагатайского улуса . В 1348 году отколовшаяся часть Чагайского улуса стала Могольским ханством .

В 1514 году Султан-Саид-хан основал независимое ханство Мамлакат-и Могулийе (Могулия) со столицей в Яркенде. В XVI—XVII веках политическая жизнь в нём во многом определялась деятельностью исламских сект ходжей — «белогорцев» и «черногорцев», которые на протяжении двух веков соперничали друг с другом за влияние. В конце XVII века к власти пришел лидер белогорцев — Аппак Ходжа . К концу XVII века Могулия стала вассалом Джунгарского ханства , которое в 1755 году было захвачено цинским Китаем .

Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против империи Цин , а позднее властей Гоминьдана . В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. Синьцзян-Уйгурского автономного района властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров прежде всего путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Этнические связи раннесредневековых уйгуров с монголами

Этнические связи средневековых уйгуров с монголами прослеживаются начиная с древнетюркской эпохи (V—X вв.) . Тибетцы в древности, по-видимому, не отличали монголов от тюрков и считали монголов и уйгуров родственными племенами . Тибетцы именовали уйгуров и монголов общим именем «хор» . В разные периоды уйгуры смешивались с остальными тюркскими и монгольскими племенами .

Крупным этническим компонентом, вошедшим в состав уйгуров, стали могулы — конгломерат тюркских и монгольских племён . Монгольское происхождение, как полагают исследователи, имеет одна из этнографических групп уйгуров, известные как доланы .

При этом существует мнение Н. Я. Бичурина , согласно которому первоначальное ядро раннесредневековых уйгуров восходило к монголам. Согласно Н. Я. Бичурину, уйгуры ( ойхоры ) и их предшественники чи-ди , динлины (дили) и гаогюй (гаоцзюй) имели монгольское происхождение. По его мнению, гаогюй — потомки чи-ди: вначале они прозывались дили; позже прозваны гаогюйскими динлинами и ойхорами . А. С. Шабалов полагает, что племена чи-ди, дили, гаогюй и хойху (ойхор) первоначально говорили на разновидности монгольского языка .

Государства Средневековья и Нового времени, национально-освободительное движение

Турфанские послы в Пекине , 1656 г.

На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований, сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.

Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.

  1. Уйгурский каганат — VIII—IX вв.
  2. Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо — IX—XIV вв.
  3. Ганьсуйское государство — IX—XI вв
  4. Яркендское Саидийское ханство — XV—XVII вв.
  5. — XVII—XVIII вв.
  6. Кумульское ханство — 1696—1930 гг.
  7. Турфанское ханство — 1696—1930 гг.
  8. Йеттишар — 1864—1877 гг.
  9. Илийский султанат — 1864—1871 гг.
  10. Исламская республика Восточный Туркестан — 1933—1934 гг.
  11. Восточно-Туркестанская Революционная республика (ВТР) — 1944—1949 гг.
Уйгурский каганат Яркендское ханство Илийский султанат


Этнографические группы

Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана из отдалённых территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы ( субэтносы ) — юрты ( уйг . юртлар ):

Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями, разделёнными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершённости ассимиляции групп иного этнического происхождения.

Генетика уйгурского этноса

Уйгурский старик
Уйгуры в Кашгаре
Уйгурские мальчики, Хотан
Уйгурская девочка в одежде из ткани с характерным для уйгуров дизайном
Уйгурская девочка в Турфане

Уйгуры имеют смешанное европеоидно - монголоидное происхождение [ источник не указан 386 дней ] .

Так, при исследовании генного материала у людей только из Хотана — это небольшой город-округ с населением 322 000 человек — выяснилось, что живущие там уйгуры имеют 60 % европейских генов и 40 % восточноазиатских . Уйгуры имеют памиро-ферганские , индо-иранские и южносибирские расы. [ источник не указан 414 дней ] В Южном Синьцзяне европейский компонент в геноме составил 52 %. При этом в северной части исследованной области доля европейских генов падает до 47 % . Более крупное исследование, с большим количеством материала и с большим охватом местности, выявило, что в общей генетической картине присутствует только 30 % европейского компонента .

При исследовании мтДНК (женская ДНК), получены следующие данные. Частота западно-евразийской гаплогруппы в уйгурах составляет 42,6 %. Частота восточно-азиатской гаплогруппы — 57,4 % . При уточнении данных по Y-ДНК гаплогруппам (мужская ДНК) — западно-евразийский компонент — до 65 %, восточно-азиатский компонент — от 30 % до 35 % . Подобное соотношение генных компонентов может быть вызвано двумя причинами:

  • Как результат непрерывного потока генов из популяций европейского и азиатского регионов .
  • Как результат формирования одним большим миграционным потоком в относительно краткий исторический период (т. н. модель гибридной изоляции). Если принимать во внимание данную теорию, то подобный период был возможен 126 поколений или 2 520 лет тому назад (если одно поколение считать за 20 лет) .

Согласно теории китайских учёных, изложенной в статье в American Journal of Human Genetics, западно-азиатское население теснее связано с уйгурами, нежели население Восточной Азии. Анализ исторических данных указывает на то, что уйгуры сформировались путём смешения между тохарами с Запада и орхонскими уйгурами с Востока в VIII веке нашей эры. Уйгурская империя изначально находилась на территории нынешней Монголии и завоевала племена тохаров в Синьцзяне . Археологические находки на тохарских раскопках указывают на сходство с северными и центральными европейцами. Уйгуры из региона Орхон демонстрируют явно восточно-азиатское происхождение. В Синьцзяне произошло смешение этих двух этнических общностей, а позже карлуков, и в итоге появились нынешние уйгуры. Затрудняет окончательную идентификацию прошлой генетической истории уйгуров то, что неизвестна точная генетика ассимилированных уйгурами тохаров.

Общий вывод исследований — уйгуры в плане генетики больше схожи с Восточной Азией , если учитывать именно всё население, составляющее уйгурский этнос , то есть учитывать как можно более широкую выборку генетического материала, а не локальную, из одной области. Первичные выводы о том, что в уйгурах превалирует европейский компонент, вызваны тем, что при ранних исследованиях охват населения был очаговым и не включал многие районы Синьцзян-Уйгурского региона. Медианная линия Евразийского генетического компонента лежит к Западу от Синьцзян-Уйгурского автономного района, это выяснилось при исследовании 34 популяций на его территории .

Подобная смешанная генетика в современный период послужила причиной того, что девушки уйгурской национальности стали очень популярны в индустрии моды в Китае в силу своей экзотической внешности, но при сохранении заметной доли восточно-азиатских стандартов. В начале XXI века уйгуры составляют большую долю относительно своей численности в индустрии моды Китая. В театрах Китая актёры-уйгуры тоже популярны, в силу того что их внешность позволяет им играть роли иностранных персонажей, но при этом они могут безупречно говорить по-китайски .

Расселение и численность

80 % уйгуров СУАР проживают на юго-западе региона (в префектурах Кашгар , Хотан , Кызылсу-Киргизский автономный округ и Аксу ). Также крупные анклавы уйгуров имеются в Кумуле , Турфане , Урумчи , Чугучаке , Или , и в районе Лобнора .

Крупнейший тюркский и второй после хуэй ( дунгане ) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР ( Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район ) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.

Согласно официальным китайским данным численность уйгуров в КНР составляет приблизительно 11 миллионов человек. Согласно " Правительству Восточного Туркестана в изгнании " неофициальная численность уйгуров достигает 35 миллионов . Подавляющая часть уйгуров проживает в Восточном Туркестане/ СУАР , где они являются крупнейшим народом, составляя 45 % населения региона, также небольшие общины проживают в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тысяч человек имеется также в провинции Хунань , на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий .

За пределами Китая численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, они представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии , где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Киргизии 50 тысяч , в Узбекистане 20 тысяч .

Крупная уйгурская диаспора существует в Турции . Также уйгурские общины имеются в Пакистане , ОАЭ , Германии , Бельгии , Нидерландах , Великобритании , Швеции , Канаде , США , России , Японии , Австралии , Таджикистане.

Уйгурские диаспоры можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней , Пекин , Шанхай , Мекка , Алма-Ата , Бишкек , Мюнхен , Душанбе . Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде махалля , во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши ( йигит-беши ). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс .

Язык и письменность

Фрагмент произведения, на уйгурском языке уйгурским письмом « Хуастуанифт » — «Покаянная молитва», была датирована советским учёным С. Е. Маловым около V—VI вв. н. э.

Современный уйгурский язык ( новоуйгурский ) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский , лобнорский ) и множество говоров.

На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в VI веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов . Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров ( , турфанцы ) вплоть до XVI в.

Начиная с X в., с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана ( кашгарцы , атушцы , хотанцы ) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо , которое постепенно к XVI в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы , введённой в советское время.

В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях приобретают две разновидности латинского алфавита: один, разработанный в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй — различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.

Культура, традиции, религия

Религия

В древности уйгуры были тенгрианцами , манихеями , буддистами , христианами . Манихейство было религией Уйгурского каганата . Буддизм был религией Уйгурского идыкутства .

На сегодняшний день абсолютное большинство верующих уйгуров — мусульмане- сунниты ханафитского мазхаба . Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сатук Абдукерим Бограхана (X век).

Культура

Традиционные занятия уйгуров — торговля , земледелие , различные виды ремёсел, отгонное животноводство , у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров было характерно занятие рыболовством и охотой.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, фресковая живопись и миниатюра).

Музыка

Ключевое произведение древней уйгурской музыки — 12 мукамов . Существует также бесчисленное множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты — тамбир , дутар , равап , сатар , геджак , най , дап и многие другие (до 62 видов).

12 мукамов были внесены ЮНЕСКO в список нематериального наследия человечества.

Танцы

Санам — популярный народный танец. Обычно его танцуют на свадьбах и других праздниках. Танцы могут сопровождаться музыкой и пением. Сама — танец, который обычно танцуют на праздник Новруз, последний день Рамадана и Курбан-айт. Уйгурский ручной барабан под названием «Дап» обычно используется в качестве аккомпанемента для уйгурских танцев.

Литература

С древности у уйгуров существует богатая литературная традиция — фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Среди произведений старинной тюркоязычной литературы этого региона: «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (XI в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (XI в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец XII — начало XIII вв.). Среди уйгурских поэтов и писателей — Билал Назим , Зия Самади , Лутфулла Муталлип , Изим Искандеров и др.

Ключевым доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска (Суварнапрабхасы) на уйгурском языке.

Архитектура

Пещера Мын Уй (рус. «Тысяча домов» ), архитектура доисламского периода, VIII—X вв., Безеклик , Турфан , Восточный Туркестан ( СУАР ) Мавзолей султана основателя Караханидского государства Сатук Абдукерим Бограхана (X в.), г. Атуш, Восточный Туркестан ( СУАР ) Мавзолей правителей Яркендского ханства , XVI—XVIII вв., Яркенд , Восточный Туркестан ( СУАР )

Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода — архитектура доисламская и исламская.

Среди памятников исламской уйгурской архитектуры — Мавзолей Аппака Ходжи , Мавзолей Тоглук-Тимура , Ид Ках .

Традиции

Мужские союзы

Среди уйгуров до настоящего времени широко распространены мужские союзы — «оттуз огул» . «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка — «тридцать парней» или «тридцать джигитов», обычно в союз вступают мужчины определённой возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.

Мяшряп — старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе, это — вечер отдыха. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своём кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников таких собраний называют «тридцать джигитов» — «оттуз огул».

«Мяшряп» — это школа этического и эстетического воспитания. Он выявляет людей одарённых музыкальными или поэтическими способностями, также он является школой воспитания дисциплины и ответственности перед коллективом. В самом начале собрания его участниками избирается глава — «жигит-беши», который имеет право назначить музыканта, танцора, повара. Избирается также судья — «кази», который может наказать отступившегося члена «Мяшряпа».

Такие собрания сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участник таких встреч может почерпнуть для себя много нового и полезного путём бесед и обсуждений из всех областей жизни. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мәшрәп көрмигән» («не видевший мяшряпа»). Но это ещё и круг друзей, готовых всегда прийти на помощь и в радости и в беде, иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы» после событий 1997 года в Кульдже . Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.

Уйгуры и татары в национальных костюмах. Почтовая марка Казахстана, 2007 г.

У уйгуров Восточного Туркестана сохранилась традиция повседневного ношения холодного оружия , национальные уйгурские ножи , « пчак » . «Пчак» на протяжении столетий были мужским символом и традиционным холодным оружием уйгуров. С младенческих лет мальчикам в колыбель под подушку кладут « пчак ». Ремеслом изготовления ножей занимаются семьи оружейников «пчакчи» на протяжении многих поколений. Наиболее известный район изготовления ножей — древний уйгурский город Янгигисар , где почти всё население с древнейших времён занимается этим ремеслом.

Знаменитые уйгурские ножи с наборными рукоятками и логотипом мастера, выгравированным арабской вязью на вороненом лезвии, лежат повсюду. И шмыгают в темноте фигуры с традиционными ножами на поясах .

Семейные традиции

В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остаётся в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьёй, отделяются от родителей.

Браки заключаются исключительно между единоверцами. Строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтверждён духовным лицом — ахуном , имамом . Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана молодожёны съедают лепёшку , размоченную в воде, куда добавляются соль, молоко и чай .

Изображения уйгуров в храмовых росписях

После распада Уйгурского каганата в 840 году уйгуры покинули обжитые кочевья на берегах рек Толы и Селенги, перекочевав на территорию современной китайской провинции Ганьсу, а также в район Турфанского оазиса, образовав там княжество со столицей в Бешбалыке (впоследствии государство Кочо ). «Оно занимало ключевые позиции на путях, соединяющих Восток и Запад, и через него, как через ворота Центральной Азии проходили караваны, в которых наряду с купцами путешествовали проповедники различных учений и посольские миссии» .

Также существовали и другие уйгурские образования — государство Караханидов (950—1212) и Ганьчжоуское (Гань-суйское) государство (847—1036), которые в короткий исторический период вновь заняли ведущее положение в политической жизни Центральной Азии.

«Буддийские монастыри играли огромную роль в культурной, политической и даже экономической жизни Турфанского государства. Им принадлежали огромные земельные владения, поля и виноградники. Земли монастырей обрабатывались крестьянами или сдавались в аренду. Внутри них располагались ремесленные мастерские, склады, продовольствия и других товаров» .

В начале XX века на территории Турфана, Безеклика, Кочо и др. городов были совершены четыре крупные археологические экспедиции в разное время во главе с немецкими исследователями Н. Грюнведелем, Х. Пишелем и Х. Людерсом, А. фон Ле Коком. Археологические находки сначала находились в Отделе Индии, в Этнографическом музее, но после образования Музея индийского искусства (Museum für Indische Kunst) в 1963 году коллекции были объединены в Берлин-Далеме, где по настоящее время находятся и экспонируются . Также ими занимается ведомство Берлинской Бранденбургской академии естественных и гуманитарных наук.

В местности Безеклик были найдены пещеры с буддийскими фресками, предположительно бывшие когда-то крупным буддийским монастырём. Некоторые исследователи считают, что это упомянутый в летописях монастырь Муртлук (данная местность, видимо, первоначально принадлежала манихеям и лишь позднее превращена в буддийский монастырь).

Помимо фресок в Безеклике было найдено большое количество предметов манихейской и буддийской культуры, таких как фрагменты манихейских рукописей, остатки разрисованных шёлковых тканей, хоругви, картины на манихейские и буддийские сюжеты, скульптура и т. д. Подобные пещеры обнаружены также в долине Туюк .

Найденные стенные росписи представляют собой ценный материал для изучения уйгурского народа. По тому, кто и каким образом на них представлен, можно делать выводы о социально-политическом устройстве и культурном уровне уйгурских государств. Так, например, на одной из росписей изображены уйгурские аристократы, полнолицые мужчины с маленькими холёными бородками и усами. Их социальный статус можно определить по наличию головного убора — высокой шапочки вытянутой формы и яркому костюму, сшитому из дорогой и богато отделанной ткани.

Положение уйгуров в КНР

Существует мнение о преследовании уйгуров властями КНР. По информации CNN , до 800 тысяч уйгуров были помещены в т. н. воспитательные лагеря , крупнейший из которых расположен в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района . В районах компактного проживания уйгуров-мусульман за ними ведётся массовая слежка, в том числе, с применением GPS-датчиков; власти ведут сбор ДНК уйгуров в возрасте от 16 до 65 лет. В 2018 году СМИ распространили со ссылкой на комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации информацию о том, что в « лагерях перевоспитания » находилось от 800 тыс. до 2 млн мусульман-уйгуров . В январе 2021 года госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Китай проводит в отношении уйгуров политику геноцида . По мнению немецкого синолога Адриана Ценца , центральные власти Китая руководили созданием лагерей для уйгуров .

См. также

Национально-освободительные движения

Теории, версии

Другие статьи

Примечания

  1. (кит.) . Xinjiang Uyghur Autonomous Region Bureau of Statistics. Дата обращения: 3 сентября 2017. 11 октября 2017 года.
  2. . lse.ac.uk . LSE. Дата обращения: 20 мая 2018. 22 сентября 2018 года.
  3. . Historyland. Дата обращения: 3 мая 2018. 12 февраля 2019 года.
  4. Joshua Project. (англ.) . joshuaproject.net . Дата обращения: 6 октября 2022.
  5. . Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Дата обращения: 27 апреля 2020. 27 мая 2020 года.
  6. Joshua Project. (англ.) . joshuaproject.net . Дата обращения: 13 октября 2022.
  7. ; Shemshidin, Zubeyra (2010-04-06), , Radio Free Asia , Дата обращения: 11 мая 2010 {{ citation }} : |archive-date= требует |archive-url= ( справка ) ; Игнорируется текст: "archive-url " ( справка ) от 13 мая 2010 на Wayback Machine
  8. . www.stat.kg . Дата обращения: 28 августа 2022. 11 марта 2018 года.
  9. от 23 декабря 2021 на Wayback Machine Перепись населения России 2010 года
  10. Canada, Government of Canada, Statistics . www12.statcan.gc.ca (8 февраля 2017). 28 апреля 2018 года.
  11. Hawkins, Samantha (18 March 2021). . Courthouse News. из оригинала 20 марта 2021 . Дата обращения: 25 марта 2021 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  12. . Дата обращения: 30-е июля,2015. Архивировано из 13 марта 2013 года. .
  13. Hoshur, Shohret; Vandenbrink, Rachel (2012-03-24). . Radio Free Asia (англ.) . из оригинала 28 июля 2018 . Дата обращения: 28 июля 2018 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |archivedate= and |archive-date= ( справка ) ; Указан более чем один параметр |archiveurl= and |archive-url= ( справка ) ; Неизвестный параметр |deadlink= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  14. Yitzhak Shichor. (англ.) // Journal of Contemporary China : academic journal . — Routledge , 2013. — Vol. 22 , iss. 82 . — P. 612—629 . — ISSN . — doi : . 29 июня 2020 года.
  15. 8 октября 2014 года. (Ukrainian)
  16. . Дата обращения: 17 октября 2019. 19 июня 2016 года.
  17. . bigenc.ru . Дата обращения: 31 октября 2021. 25 июля 2021 года.
  18. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  19. «Mackerras C.» Traditional Uygur Performing Arts //Asian Music, Vol. 16, No. 1 (1985), p. 29.
  20. Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10—14 вв. М-Л., 1966. C. 29.
  21. Г. С. Садвакасов Китайские документы и материалы по истории Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана XIV—XIX вв.
  22. Мухаммад Хайдар Тарихи Рашиди от 24 мая 2011 на Wayback Machine
  23. «МИН ШИ САНЬ СИЮЙ И» от 13 октября 2013 на Wayback Machine
  24. . — Moskva: Izd-vo "Nauka", 1984-<2006>. — volumes <1—6> с. — ISBN 5020226386 , 9785020226388, 5020327107, 9785020327108, 9785020108615, 5020108618. от 21 августа 2020 на Wayback Machine
  25. (недоступная ссылка)
  26. Мухаммад Имин Садр Кашгари, Асар аль футух ]
  27. Кашмир и Кашгар Дневник английского посольства в Кашгар в 1873—1874 гг., стр. 251 ]
  28. . Дата обращения: 3 августа 2020. 21 октября 2012 года.
  29. Кайдаров, А. Т., «Развитие современного уйгурского литературного языка (Т.1 Уйгурские диалекты и диалектная основа литературного языка)», Алма-Ата, «Наука», 1969, стр. 322
  30. В. В. Радлов . К вопросу об Уйгурах. от 4 апреля 2015 на Wayback Machine
  31. . Дата обращения: 23 января 2011. 11 октября 2011 года.
  32. Brose M. C. Uyghur Technologists of Writing and Literacy in Mongol China//T’oung Pao, Second Series, Vol. 91, Fasc. 4/5 (2005), рp. 406.
  33. . Дата обращения: 29 ноября 2021. 29 ноября 2021 года.
  34. Л. Гумилёв. Тысячелетие вокруг Каспия. гл.6
  35. Дата обращения: 2 января 2018. 23 декабря 2017 года.
  36. . — Москва : Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. 68. от 26 октября 2020 на Wayback Machine
  37. Селезнев, Н., Уйгуры-христиане и их религиозно-историческая судьба // Волшебная Гора: Традиция, религия, культура, вып. XI. М.: ВГ, 2005, С. 72—76.
  38. . Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  39. . — Алма-Ата: Наука, 1988. — С. 7.
  40. Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. . — Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2000. — 276 с.
  41. Цыбиков Г. Ц. . — Наука, 1991. — С. 33. — 229 с.
  42. / И. Д. Бураев, В. И. Рассадин, Л. В. Шулунова. — Бурятский филиал СО АН СССР, 1987. — С. 100. — 120 с.
  43. / А. П. Окладников, Ш. Бира и другие. — Москва: Наука, 1983. — С. 114. — 660 с.
  44. Юдин В. П. // Известия АН Каз. ССР. — 1965. — № 3 . — С. 52—65 . 6 января 2021 года.
  45. Решетов А. М. // Кюнеровский сборник: материалы восточноазиатских и юго-восточноазиатских исследований: этнография, фольклор, искусство, история, археология, музееведение. — 2008. — С. 183—189 . 18 октября 2018 года.
  46. Ларичев В. Е., Пиков Г. Г. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 4 сентября 2019 года.
  47. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 18 октября 2019 года.
  48. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 4 марта 2016 года.
  49. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 8—22. — 248 с.
  50. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 228—235. — 248 с.
  51. Shuhua Xu; Wei Huang; Ji Qian & Li Jin (April 11, 2008). «Analysis of Genomic Admixture in Uyghur and Its Implication in Mapping Strategy». Am J Hum Genet . 82 (4): 883—889 от 4 мая 2021 на Wayback Machine
  52. Shuhua Xu & Li Jin (September 2008). «A Genome-wide Analysis of Admixture in Uyghurs and a High-Density Admixture Map for Disease-Gene Discovery». Am J Hum Genet . 83 (3): 322—336. от 4 мая 2021 на Wayback Machine
  53. Li, H; Cho, K; Kidd, JR; Kidd, KK (2009). «Genetic Landscape of Eurasia and „Admixture“ in Uyghurs». American Journal of Human Genetics . 85 (6): 934—937; author reply 937—939. от 4 мая 2021 на Wayback Machine
  54. Yao YG, Kong QP, Wang CY, Zhu CL, Zhang YP (Dec 2004). «Different matrilineal contributions to genetic structure of ethnic groups in the silk road region in China». Mol Biol Evol . 21 (12): 2265—2280 от 4 июня 2018 на Wayback Machine
  55. Male Demography in East Asia: A North-South Contrast in Human Population Expansion Times от 9 марта 2016 на Wayback Machine
  56. Shuhua Xu; Wei Huang; Ji Qian & Li Jin (April 11, 2008). «Analysis of Genomic Admixture in Uyghur and Its Implication in Mapping Strategy». Am J Hum Genet . 82 (4): 883—889.
  57. «Uyghurs are hybrids | Gene Expression | Discover Magazine». Blogs.discovermagazine.com. Retrieved 2011-08-28. от 30 ноября 2011 на Wayback Machine
  58. Rob Schmitz (27 September 2017). «For Some Chinese Uighurs, Modeling Is A Path To Success». All Things Considered . National Public Radio. Retrieved 27 October 2017.
  59. Dillon, Michael (2004). Xinjiang: China’s Muslim far northwest . Routledge. ISBN 978-0-415-32051-1 . p. 24
  60. . Дата обращения: 16 января 2009. 16 октября 2007 года.
  61. Ошибка в сносках ? : Неверный тег <ref> ; для сносок Kirg не указан текст
  62. Ошибка в сносках ? : Неверный тег <ref> ; для сносок Uzb не указан текст
  63. [ ]
  64. [ ]
  65. Чвырь Л.А.,. Обряды и верования уйгуров в XIX-XX в.: очерки народного ислама в Туркестане;. — М. : Восточная литература, 2006. — С. 124. — ISBN 5-02-018493-4 .
  66. Роман Грузов «Об исчезающей натуре Кашгара», Афиша-Мир. № 034, 1 февраля 2007 г.
  67. «Синьцзян: Этнографический очерк», Сюэ Цзунчжэн, 2001 г.
  68. Селезнев Н.Н. . Дата обращения: 1 июня 2015. 2 июня 2015 года.
  69. Желобов Д.Е. . Дата обращения: 1 июня 2015. 2 апреля 2015 года.
  70. . Дата обращения: 1 июня 2015. Архивировано из 2 июня 2015 года.
  71. . Дата обращения: 1 июня 2015. Архивировано из 2 июня 2015 года.
  72. . Дата обращения: 26 января 2019. 17 августа 2018 года.
  73. . Дата обращения: 26 января 2019. 3 февраля 2018 года.
  74. // Коммерсантъ. 18 октября 2018 года.
  75. . meduza.io . Дата обращения: 20 января 2021. 19 января 2021 года.
  76. Deutsche Welle (www.dw.com). (рус.) . DW.COM . Дата обращения: 6 декабря 2021. 5 декабря 2021 года.

Литература

на русском языке
  • Kokaisl P., Жоробеков, А. Т., Субанов, Т. Т. Kulturní studia / Cultural studies 1/2020, с. 14-34.
  • Кадырбаев А. Ш. Очерки истории средневековых уйгуров, джалаиров, найманов и киреитов. — Алматы: «Рауан», «Демеу». 1993—168 с. ISBN 5-625-02513-4
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Долкун Камбери, «Уйгуры и уйгурская идентичность», перевод с английского, электронная публикация
на других языках
  • Brose M. C. Uyghur Technologists of Writing and Literacy in Mongol China//T’oung Pao, Second Series, Vol. 91, Fasc. 4/5 (2005), рp.396-435. (англ.)
  • Mackerras C. Traditional Uygur Performing Arts//Asian Music, Vol. 16, No. 1 (1985), pp. 29-58. (англ.)
  • Minorsky V. Tamīm ibn Baḥr’s Journey to the Uyghurs//Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol.12, No. 2 (1948), pp. 275—305. (англ.)

Ссылки

  • от 20 ноября 2019 на Wayback Machine
  • Links to cultural and historical background, current news, research materials and photographs.
  • Долкун Камбери. Уйгуры и уйгурская идентичность («Свободная Азия», 2015 г. Онлайн-публикация на русском языке, 2018 г.)
Источник —

Same as Уйгуры