Современное повышение уровня моря
- 1 year ago
- 0
- 0
Временное повышение в воинском звании ( англ. brevet promotion , / ˈ b r ɛ v ɪ t / , чит. «бре́вет», в русскоязычной военной литературе традиционно применяется в транслитерации в качестве приставки к званиям «бревет-майор», «бревет-полковник» и т. п.) — существующая в армиях США , Великобритании , Франции и ряда европейских стран историческая практика временного присвоения воинского звания , обычно без прибавки к жалованию . Существует специальный глагол-термин to brevet , например: He was brevetted major general («Он был временно повышен в звании до генерал-майора»). Такое повышение должно отражаться в офицерском звании, например: Bvt. Maj. Gen. Joshua Chamberlain . Само слово «бревет» буквально означает патент , то есть документ , выдаваемый на руки тому или иному лицу в подтверждение его квалификации и присвоенного временного звания.
Такие назначения были массовым явлением в армии США в XIX веке. Временно назначенные офицеры получали соответствующие знаки отличия, но не получали прибавки к жалованию. Во время гражданской войны фактически все высшие офицеры получили ту или иную форму временного повышения, в основном в последние дни войны. Так как на тот момент не существовало унифицированной процедуры аттестации лиц офицерского состава, а каждый вид вооружённых сил , род войск или служба войск, более того, каждое военное соединение и часть , представляли собой самостоятельный субъект военного администрирования, самостоятельно осуществляющий мобилизационные (призывники) и вербовочно-комплектационные (добровольцы) мероприятия, и сам проводящий аттестацию или переаттестацию командного состава (англ. military commission [ ing ]) — для военнослужащих не было ничего необычного в том, чтобы иметь несколько различных званий одновременно, например, являться временным генерал-майором добровольцев, бригадным генералом добровольцев, временным подполковником регулярной армии и капитаном регулярной армии (пример федерального генерала Ранальда Макензи).
На ранних этапах развития американской государственности, в США была распространена европейская практика позднего Средневековья — начала Нового времени , когда городские или сельские общины, городские власти, купеческие гильдии, и другие самостоятельные субъекты публично-правовых отношений, за свой собственный счёт нанимали офицеров (капитанов и гран-капитанов), которые были уполномочены (как и всякий подрядчик в публичных или частно-правовых отношениях) вести наём солдат (от слова « сольди », характерного для германо-итальянской военной традиции) и самостоятельно выбирать себе помощников (лейтенантов и суб-лейтенантов). Для этих целей ему единоразово или по частям выделялась необходимая сумма денег (соответственно, контракт заключался либо в письменной форме, либо в форме устного соглашения) и ставилась конкретная задача (например, проведение одного или серии карательных рейдов на местные индейские поселения, поиск и ликвидация разбойничьей банды и т. п.). Долгосрочный наём без определения сроков применялся в случаях наличия постоянной угрозы, затруднительной с точки зрения возможностей к её полному устранению. На долгосрочной основе нанимались военные специалисты для организации гарнизонно-караульной службы, транспортно-логистического сообщения (обеспечения безопасности грузопассажирских перевозок).
Как правило, офицер начинал службу именно со временных повышений, что играло помимо прочего и функцию фильтра, — для отсева всякого рода неблагонадёжных лиц до присвоения им полных званий. Например, генерал Джордж Пикетт в Мексиканскую войну получил временные повышения до капитана, и лишь после войны — реальное повышение до лейтенанта. Генерал Томас Джексон за ту же войну получил временное повышение до майора. Обычно выпускник академии Вест-Пойнт получал временное звание второго лейтенанта и затем ждал, пока освободится соответствующее место в регулярной армии.
Первые временные повышения были введены во время американской войны за независимость. Это было связано с тем, что не всегда удавалось найти места для иностранных офицеров-добровольцев, — в основном французов. Первым временно повышенным офицером был Жак Антуан де Франшесен (Jacques Antoine de Franchessin) 20 июля 1776 года. Ему было присвоено временное звание подполковника Континентальной армии . До конца войны временные повышения получили ещё 35 иностранных офицеров. К 1784 году эти звания были присвоены ещё 50 офицерам.
В начале XIX века армии США пришлось охранять большое количество пограничных фортов, но количество офицеров было лимитировано указом Конгресса, поэтому возникла проблема нехватки офицеров для гарнизонной службы. В этой ситуации пришлось восполнять нехватку временными офицерами.
Историк Блэр Ховард писал: «Временные повышения породили большую путаницу в среде федеральных офицеров. К концу войны примерно 1700 офицеров имели временные звания бригадных генералов и генерал-майоров. Это мешало различать звания. Долгое время после войны в армии не могли разобраться, как обращаться к офицерам или какое звание должно быть отражено на их униформе. Например, хотя Джордж Кастер был всего лишь подполковником регулярной армии к моменту своей гибели при Литл-Биг-Хорн, он имел временное звание генерал-майора одновременно и в регулярной, и в добровольческой армии ».
В Британской империи наличие системы временных (а фактически альтернативных) воинских званий, сосуществующей с конвенциональной армейской и флотской, было обусловлено существованием нескольких десятков частных компаний, каждая из которых имела собственные корпоративные вооружённые силы — свою армию и флот . Наличие множества компаний со своими частными армиями было продиктовано британским же способом администрирования имперских провинций , который предполагал наличие частного посредника (компании) между королевским двором и провинциями, авторизовавшегося или лицензировавшегося в предусмотренном порядке, что давало ему широчайшие полномочия в том числе и в плане организации собственных регулярных или иррегулярных военных или паравоенных (военно-полицейских) организаций и структур, в зависимости от конкретных обстоятельств, требующих военного вмешательства и других форм применения силы.
Наиболее сильной в этом отношении была Британская Ост-Индская компания (ОИК), текущий которой, в количественном исчислении живой силы и военных плавсредств составлявший около сорока тысяч европейцев — военнослужащих офицерского и сержантско-старшинского состава сухопутных войск и свыше двухсот тысяч туземных военнослужащих рядового и сержантского состава (что не было рекордом, Голландская Ост-Индская компания в своё время отправила в Индию более миллиона солдат, матросов и других служащих, не считая привлечённых ею же рабов и туземцев), а также свыше ста кораблей и судов общим тоннажем ок. 90 тыс. тонн и семи тысяч матросов, позволял вести совершенно автономные военные действия сразу на нескольких сухопутных и морских театрах военных действий без привлечения имперских войск. Поскольку компании обеспечивали своим служащим более высокое жалование и целый ряд других преференций, молодые офицеры королевской армии и флота, несмотря на трудности, связанные с обратной аттестацией в случае возвращения в строй королевских частей или на борт королевских кораблей, старались как можно скорее перейти на службу в компании. Поскольку количество потенциальных кандидатов превышало потребности компаний в командных кадрах, сотрудники компаний, ответственные за проведение набора, имели возможность выбирать наиболее достойных в профессиональном плане кандидатов. Кроме того, в структуре компаний действовали собственные военные учебные заведения, где обучались курсанты по программам обучения, в целом стандартизированным под общевойсковые, но с уклоном на подготовку для несения службы в конкретных регионах мира (как правило, Индийский субконтинент и Азиатско-Тихоокеанский регион ), где требовалось вооружённое обеспечение коммерческих интересов компаний-нанимателей. Королевское армейское командование и адмиралтейство со своей стороны прилагало усилия к тому, чтобы снизить или лимитировать отток квалифицированных командных кадров, — одним из таких регуляторов был барьер, связанный с отсутствием унифицированной (единой для всех вооружённых формирований) системы званий и процедур аттестации/переаттестации. Ещё одним компромиссным вариантом было введение в 1837 г. системы «локальных званий», то есть таких званий, которые действовали только в том конкретном регионе мира, где дислоцировалось то или иное британское военное объединение , — в первую очередь это нововведение предназначалось для индийских владений Британской короны .
Присвоение временных званий, помимо всего прочего, было на руку и руководству компаний тоже, так как было призвано снизить нагрузку на корпоративный бюджет за счёт снижения тарифной сетки на одну или несколько ступеней для служащих, которые в случае их аттестации согласно своему званию без приставки «временный» получали бы ещё большее жалование. Учитывая количество трудоустроенных компаниями военных, в сумме это давало весьма существенную экономию. Продвижение по службе и стандартный срок присвоения очередного воинского звания в компании был значительно более длительным по времени, чем в королевских войсках, — например, от момента аттестации в первичный офицерский чин до получения звания майора ОИК проходило двадцать пять лет, в то время как на получение аналогичного чина в королевских войсках уходило от двенадцати до семнадцати лет, в зависимости от личных качеств конкретного кандидата и условий службы (ускоренное присвоение званий в действующей армии и флоте в сравнении со службой в мирное время). Соответственно, различалась организационно-штатная структура частей и соединений, во главе стандартного королевского армейского полка стоял подполковник, в то время как полком ОИК командовал полковник .
Для компаний вообще было не характерно «разбрасываться» званиями, так, например, в 1826 г. в Индии несли службу восемнадцать генералов от королевских войск и только трое от ОИК, индийские армии которой (Бенгальская и Бомбейская соответственно) насчитывали 291 тыс. человек личного состава (при том, что все трое были переаттестованы в генеральском звании, перейдя на службу в компанию, уже будучи генералами королевских войск).
Во Франции существует система временных назначений, отдалённо напоминающая американское «brevet promotion». Например, Шарль де Голль был назначен временным бригадным генералом ( фр. général de brigade à titre provisoire ) 1 июня 1940 года, когда командовал танковой дивизией (поскольку Франция была к тому времени уже частично оккупирована немецкими войсками , и процедура нормальной аттестации, — бюрократическая процедура, проводящаяся, как правило, не чаще одного или двух раз в год, и требующая времени и отвлечения аттестуемых и аттестующих от своих основных функциональных обязанностей, — для него была de facto невозможна).
Dale E. Floyd. // Historical Times illustrated encyclopedia of the Civil War (англ.) / editor: Patricia L. Faust. — New York: HarperPerennial, 1991. — P. 79. — 850 p. — ISBN 0-06-273116-5 .