Нагродская, Евдокия Аполлоновна
- 1 year ago
- 0
- 0
Царица Евдокия Лукьяновна , урождённая Стрешнева ( 1608 , Мещовск — 18 ( 28 ) августа 1645 , Москва ) — вторая жена царя Михаила Фёдоровича с 5 ( 15 ) февраля 1626 года, мать царя Алексея Михайловича .
Происходила из мелкопоместного рода Стрешневых . Дочь мещовского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева, который по материнской линии являлся потомком легендарного предка князей Волконских Ивана Юрьевича Толстая Голова и, соответственно, имел спорное происхождение от Рюриковичей . Мать — Анна Константиновна (фамилия неизвестна), предположительно дочь князя . (По другим данным Анна Константиновна была дочерью Константина Григорьевича Юшкова , что косвенно подтверждается тем, что его внук — боярин, дядька царя Иоанна Алексеевича , Борис Гаврилович Юшков считался близким родственником царской семье. )
Имела брата Степана , который впоследствии сыграл роковую роль в деле осуждения патриарха Никона , составив вопросы о наиболее противоречивых сторонах его деятельности .
Родилась предположительно в 1608 году и потеряла мать вскоре после рождения , в то время как её отец, по некоторым указаниям, покинул родные имения ради участия в ополчении Пожарского , отдав ребёнка более богатым родственникам по материнской линии .
…что она осиротела ещё в пеленках, лишившись матери вскоре по рождении своем; что отец ея, отправляясь на службу ратную в смутныя времена, отдал её на воспитание дальней своей родственнице, знатной боярыне, с дочерью которой она и приехала ко двору .
Из того же города Мещовска была родом последняя русская царица, жена её внука Петра Великого — Евдокия Лопухина , браку которой с юным царём способствовали помимо его родственников по материнской линии Нарышкиных , также дальний родственник Евдокии Стрешневой — Тихон Стрешнев , причем крестильное имя Лопухиной — «Прасковья», было поменяно при венчании на «Евдокию».
Евдокия Лукьяновна была выбрана овдовевшим царём Михаилом Фёдоровичем на смотре невест , устроенном в 1626 году. Она не входила в число отобранных красавиц, а прибыла с одной из них, дочерью окольничего Григория Волконского в качестве наперсницы («подруги для собеседования»). Михаилу не понравилась ни одна из девиц, прошедших в «финал конкурса», но по просьбе родителей он осмотрел всех ещё раз, и Евдокия понравилась ему «красотой, обходительностью и кротким нравом» . Родители царя были разочарованы этим выбором, но Михаил остался непреклонен. «Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших её родственников» .
При сем объяснении упомянуто было также и о том, что Евдокия Лукьяновна Стрешнева живет под игом жестокаго своенравия гордых своих родственников; что она всем от них обижена и редкий день проходит, чтобы она не обливалась слезами; но что она скромная и добродетельная девица; что никто не токмо не слыхал от нея жалоб, даже недовольнаго взгляда от ея не видал.
Таковое о девице Стрешневой известие проникло болезненным состраданием сердце Царево, уже любовию объятое. Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою.»
Матерь Царя была недовольна сим выбором, и сь некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайнев мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!»
Царские посыльные отправились в отдалённый Мещовский уезд ( Калужская губерния ), чтобы привезти ко двору отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак. По легенде, весть о выборе царя застала его за полевыми работами, на что историк царствования Михаила резонно замечает: «Повествуют, что посланные застали Стрешнева возделывающим пашню под посев ржи; но едва ли это справедливо, ибо в феврале (когда они прибыли к нему) нельзя ещё было пахать» .
Любопытно, что в царских палатах Евдокия оказалась и была названа царицей лишь за 3 дня до венчания, видимо, из-за боязни родителей Михаила, что с ней случится из-за козней неприятность, подобная тем, что случилось с предыдущими царскими невестами — Марией Хлоповой и княжной Марией Долгорукой , ставшей царицей, но умершей через несколько месяцев, заболев сразу после свадьбы (это связывали с происками тех, кто не желал династии Романовых утверждения на престоле через крепкую линию престолонаследия). Свадьба Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны состоялась 5 ( 15 ) февраля 1626 года в Москве. Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых» .
Инокиня Марфа благословила невесту и передала ей ящик, в котором лежало «золотое монисто с панагией — по лазоревому яхонту был вырезан образ Спаса Вседержителя и два яхонты по краям и два изумруда , а на обратной стороне панагии образ великомученика Дмитрия ». Отец царя, патриарх Филарет , благословил молодых. Родители Михаила Фёдоровича хотели изменить имя Евдокии на имя первой русской царицы Анастасии , но невеста отказалась.
« Бракосочетание царя происходило 5 февраля, и все лица были по особенному царскому приказу без мест . Осторожности сей научил опыт первого бракосочетания. Главным распорядителем был боярин Иван Никитич Романов , а дружками при государе — князья Дмитрий Черкасский и Д. М. Пожарский , при государыне — и Роман Петрович Пожарский . В свадебном поезде в церковь ехал государь верхом на аргамаке , а государыня в санях. На другой день прибыли к царю Михаилу Фёдоровичу с дарами бояре , думные люди , гости , и гостинной , и суконной , и чёрной сотни торговые люди. Царь приказал их допустить к себе, но даров не принял. В последнем случае поступил царь Михаил Фёдорович вопреки прежним обычаям и, вероятно, имел на то особые причины.» .
«Отец царицы Лукьян Стрешнев вскоре превратился в богатейшего землевладельца , обладавшего имениями в семи уездах, по количеству угодий он занял девятое место среди самых богатых людей государства. Некоторые его вотчины сохранились до наших дней. Например, деревня Орехово , в 1960 году включённая в черту Москвы, или усадьба в начале Божедомского переулка в Москве (ныне Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства ). Лукьян Степанович также владел обширным двором в Московском Кремле , занимавшем половины улиц Житницкая и Троицкая» . Двоюродные родственники царицы благодаря улучшению своего положения смогли купить и начать отстраивать имение Узкое .
Ещё одна легенда об отце Евдокии гласит , что в одной из комнат у Лукьяна Степановича была особая занавеска. Каждый день, оставшись наедине с собой, царский тесть отдергивал её. За занавеской была аккуратно развешана его прежняя одежда, лежали орудия, с которыми Стрешнев работал в поле. И тогда бывший бедный дворянин говорил себе: «Лукьян! Помни, что ты был и что ты ныне. Помни, что все сие получил ты от Бога. Не забывай Его милосердия. Помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными: они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие — суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто».
Как указывают историки , жизнь юной царицы под крылом у властной свекрови была нелегкой: «Положение её при дворе было сложное. По видимости, молодая царица попала в полную зависимость от свекрови инокини Марфы, твердая рука которой чувствуется во всем дворцовом обиходе. При свекрови и невестке состоял один и тот же духовник , а дела их вел один дьяк . В поездках по монастырям и на всех выходах мать царя сопровождала невестку. Воспитателей для внуков также выбирала бабушка. Но и после смерти свекрови не чувствуется никакого влияния царицы в делах Михаила Федоровича» .
Главные заботы Евдокии были связаны с деторождением. Первые два ребёнка оказались девочками (1627 и 1628), причем вторая умерла 9-месячной. И. Е. Забелин пишет : «Это обстоятельство, что рождаются только дочери, очень опечалило и озаботило царственных супругов. Была печаль и беда не малая и царю; и ещё более благоверной царице о „безродии сыновнем“, о безродии наследника царству, беда, обыкновенно развивавшая холодность царя к несчастливой царице. Супруги стали усердно молиться… Однажды в беседе с известным во дворце Соловецким иноком Александром Булатниковым, который впоследствии был келарем Троицкого монастыря, царь Михаил обратился к нему со словами: Ты не знаешь ли, кто у вас старец преподобный, который помолился бы о нашей печали? Александр ответил: Есть, государь, такой муж, и я уверен, что может испросить вам у Бога плод сыновства: это преподобный Елеазар , подвижник Анзерский. Александр рассказал подробно и святом его житии, и царь немедля послал Александра с люблением, дабы преподобный, как можно скоро прибыл в Москву. Прибыл святой старец в царские палаты и в беседе с горевавшими супругами утешил их благонадежными словесами Не печалуйте, говорил. Силен бо есть Бог дать вам плод по вере вашей и это сбудется, яко день сей. Уповаю на Господа, что зачнется вам сын и родится и царствию по вас будет наследник. Слыша это, супруги исполнились неизреченной радости и упросили преподобного, чтобы остался до времени в Чудовом монастыре . Богу содействующу глаголам святого, не по многом времени зачатся и родися царю сын Алексей Михайлович (1629-1676), который, впоследствии воцарившись, почитал св. старца, яко другого себе отца, богодарованного, осыпал его щедрыми дарами и повелел в его скиту соорудить церковь каменную».
16 июля 1634 года состоялся совместный поход царя Михаила Фёдоровича, царицы Евдокии Лукьяновны, царевичей Алексея Михайловича, Ивана Михайловича, царевен Ирины Михайловны и Анны Михайловны в Николо-Угрешский монастырь : «Июля в 16 день, как государыня царица и вел. кн. Евдокея Лукьяновна пошла в Никольской объезд и пожаловала на Москве проезжие милостыни в богодельни, что за Варварскими вороты, полтину; да нищим на Москве ж и на дороге роздано поручно, до государева стану, до Голедей, 29 алт. 4 ден.; да с Голедей идучи, до Николы Чюдотворца Угрешского монастыря, роздано милостыни ж рубль 6 алт.; да у Николы Чюдотворца в монастыре, и идучи из Угрешского монастыря, и в селе в Рубцове, дано по 6 челобитным вдовам и бедным людем 3 руб. 26 алт. 4 ден» . 02 ноября 1636 года царица вновь совершает с мужем богомольный поход в Николо-Угрешский монастырь и 14 октября 1642 года, но уже без царя.
После неблагополучных родов царевича Василия (1639), который вскоре скончался, Евдокия в течение шести лет (1639—1645 г.), до самой смерти царя, больше не рожала и, по свидетельству современников, с того времени «была перед прежним скорбна и меж супругами в их государском здоровье и в любви стало не по-прежнему» .
Царь с царицей молились и великую веру показали к преподобному Александру Чудотворцу Свирскому , мощи которого были обретены в течение тех же лет (1641 год), а в 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку , а царица «устроила швейным художеством своима рукама, со благородными своими чады (дочерьми), цветных сияет на плащанице образ св. Живоначальныя Троицы и преподобнаго отца Александра, и украсила златом и сребром и бисером (жемчугом) со драгим камением, и повелела положити на многочудесныя мощи преподобнаго…» . Но детей больше им даровано не было.
Евдокия стала основательницей многих богоугодных заведений, помогала нищим и церкви. В 1627 году, в честь её ангела-хранителя в Московском кремле устроена Евдокиинская церковь . Внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря на своей родине , в некрополе которого находится семейная усыпальница Стрешневых (встречается информация, о том, что в нём её благословляли перед отъездом в Москву на смотр невест с пожеланием завоевать сердце царя, что не противоречит информации о том, что она не входила в число соискательниц). Навещала она и Московский Иоанно-Предтеченский монастырь , в особенности жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила её молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали и подданные. Установился освящённый молитвами юродивой Марфы обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды об упокоении её души, тем самым испрашивая её молитвенной помощи .
Скончалась Евдокия 18 ( 28 ) августа 1645 , через 5 недель после смерти мужа, умершего 13 июля. Она так была потрясена смертью супруга, что предаваясь горю («и никтоже можаше утолити плача ея»), вскоре скончалась. Кроме того в первый месяц после смерти царя происходила ожесточённая борьба вокруг престола и царица была полностью удалена от регентства при своём сыне, а вокруг него большое влияние приобрел боярин Б. И. Морозов . Похоронена была в усыпальнице для женщин царского рода в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля у южной стены . С 1930 года саркофаг с останками царицы хранится в подвальной части Архангельского собора , так как Вознесенский монастырь был взорван в 1929 году . Надпись на его крышке сообщает: « Лета 7153 августа в 18 день… в шестом часу преставис… благоверная царица и великая княгиня Евдокея Лукяновна а погребена августа в 19 день ».
Родила 7 дочерей и 3 сыновей, 6 из её детей умерло при её жизни.
Будучи матерью детей первого царя из рода Романовых, Евдокия Лукьяновна является родоначальницей династии.
12 июня 2008 года в Мещовском Свято-Георгиевском мужском монастыре ( Мещовск , Калужской обл.) состоялась церемония закладки камня в основание памятника Евдокии Стрешневой в честь её 400-летия. В основание памятника был заложен камень со святой горы Фавор и Памятная медаль с изображением памятника 1000-летия России . Памятник (скульптор Михаил Любимов) предполагалось соорудить на народные пожертвования и установить его на территории монастыря в преддверии празднования , которое отмечалось в 2013 году .
28 мая 2011 года памятник Евдокии Лукьяновне был торжественно открыт. Это событие приурочили к завершению двухдневной работы IV Международной научно-практической конференции «У истоков Российской государственности (Роль женщин в истории Династии Романовых)». С речью выступили губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов , настоятель Свято-Георгиевского мужского монастыря игумен Георгий и другие .