Кузнецов, Павел Варфоломеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́ктор Варфоломе́евич Полищу́к ( укр. Віктор Варфоломійович Поліщук ; англ. Wiktor Poliszczuk ; 10 октября 1925 , Дубно — 17 ноября 2008 , Торонто ) — канадский публицист , политолог , доктор политических наук , писавший на темы украинского национализма и польско-украинских взаимоотношений в период Второй мировой войны.
Родился 10 октября 1925 года в городе Дубно на Волыни в смешанной украинско - польской семье, воспитывался как православный и идентифицировал себя как украинец. Его отец Варфоломей Полищук, украинец, во времена, когда Западная Украина входила в состав Польши , был высокопоставленным чиновником польской администрации — войтом города Дубно. После вхождения Западной Украины в состав СССР в 1939 году Варфоломей был арестован и казнён. Вместе с матерью-полькой и двумя сёстрами 14-летний Виктор Полищук в апреле 1940 года был выселен в Казахстан , когда советская власть массово выселяла из Волыни поляков. С ноября 1944 по март 1946 года жил с семьёй на Днепропетровщине .
В 1946 году по ходатайству матери, польки по национальности, выехал в Польшу согласно документам как поляк, хотя, как он сам утверждает в своих публикациях, считал себя украинцем. В том же году начал учёбу в польском лицее, позже поступил во Вроцлавский университет на юридический факультет; в это время узнал о происходившей украинско-польской резне на Волыни и в Галиции , до этого по собственным словам вообще не знал об украинско-польской вражде . По окончании университета, по словам самого Полищука, отработал три года сотрудником прокуратуры Явора по приказу администрации Вроцлавского университета: сначала экспертом-оценщиком, затем следователем и прокурором районной прокуратуры (впоследствии его часто называли «прокурором»), затем работал адвокатом в городе Явор . В данный период написал три работы на тему правоведения: «Права человека в теории и практике СССР», «Права народов в теории и практики СССР», «Очерк анатомии большевизма», которые остались неопубликованными В последней работе по собственным словам Полищук, опираясь на анализ опубликованных документальных трудов, доказывал, что «зло большевизма началось уже с Ленина, а не как тогда показывали, со Сталина» .
В 1981 году с женой и детьми эмигрировал в Канаду , 7 лет проработал в Торонто техническим корректором в еженедельник «Новый Шлях», который выпускали сторонники ОУН (м) . По его словам, там столкнулся с представителями украинского национализма , в том числе исповедовавшими, «ненависть ко всему польскому и русскому», что побудило его к исследованиям основ украинского национализма . Главной работой по этой теме стал пятитомный труд «Интегральный украинский национализм как вид фашизма», рассматривающий историю и идеологию ОУН и УПА и содержащий большую подборку документов. .
В 1994 году получил степень доктора философии , тема работы «Идеология украинского национализма по Дмитрию Донцову » .
Виктор Полищук считал украинский интегральный национализм разновидностью фашизма. В работах Виктора Полищука доказывается сотрудничество ОУН обеих фракций с немецкими оккупантами (за исключением периода с марта по декабрь 1943 года , когда подобного сотрудничества нацистов и ОУН (б) , по мнению историка, не существовало). Виктор Полищук исследовал также тему украинско-польской резни 1944—1945 годов.
В 1998 году был награждён Конгрессом поляков Канады за заслуги перед польской культурой золотой медалью.
Польский ученый и сотрудник Института национальной памяти Рафал Внук относит Полищука к «не-ученым», в частности, по его мнению, Полищук сознательно игнорирует попытки польской и украинской сторон прийти к соглашению в ходе Второй мировой войны и завышает количество поляков и украинцев, погибших в результате действий УПА .
Украинский историк, академик НАН Украины Ярослав Исаевич полагал, что в двухтомной работе Виктора Полищука «Украинский интегральный национализм как разновидность фашизма» содержатся «заимствования утверждений советской официальной пропаганды и оценок экспертов КГБ»; по его мнению, автор также игнорирует «аналогии украинского интегрального национализма с польским» и не освещает вопрос об объективных предпосылках возникновения национальных движений . Исаевич также называл Полищука «главным „специалистом“ по антиукраинской истерии» .
Профессор Института истории Польской академии наук Рышард Тожецкий в интервью 2001 года называл Полищука не заслуживающим обсуждения, так как тот, по его мнению, является советским агентом и прокурором НКВД .
По мнению заведующего отделом новейшей истории и политики Института истории Украины Национальной академии наук Украины профессора Георгия Касьянова , «популярные книги» Виктора Полищука содержали «исключительно обвинительную риторику и соответственно подобранную фактографию» .
Российский историк Александр Гогун относит работы Полищука к историко-публицистическим и ставящим своей целью «обвинения УПА» .
Канадский политолог Дэвид Марплз полагает, что работы Полищука приближаются к советским в плане одностороннего подхода и относит их к советской историографической традиции; он также указывает на открыто враждебный к ОУН и УПА настрой книг Полищука .
Украинский историк профессор Владимир Сергийчук заявлял, что Полищук никогда не работал с архивами .
Немецкий историк Франк Грелка считает Полищука автором «научно-популярных, тенденциозно антиукраинских публикаций скорее юридического, чем исторического характера, желающих внушить мысль о сплошь преступном характере ОУН-УПА» .
Украинский историк Игорь Ильюшин заявлял, что работы Полищука носят преимущественно публицистический характер, и что они написаны в лёгкой для восприятия и усвоения среднестатистическими гражданами форме и не базируются на документальной основе, хотя и оказали влияние на часть историков, особенно польских; основным недостатком трудов канадского автора Ильюшин считает предзаданность его концепции, а единственным стремлением Полищука, по мнению Ильюшина, является доказать преступность идеологии и практики ОУН-УПА, а не разобраться объективно в мотивах действий участников украинско-польского конфликта .
Польский исследователь Томаш Стрыек характеризует интерпретации Полищука, в частности, относительно идеологии ОУН, как «выраженные в чрезмерно упрощённой форме», заявляя, что они «не повлияли на всемирную историографию Восточной Европы XX в.» ; оценки Полищуком взглядов Дмитрия Донцова Стрыек расценил как «упрощённые» и имеющие целью привязать Донцова к преступлениям ОУН и УПА .
Польский историк Михал Климецкий охарактеризовал публикации Полищука так: «Уважаю многочасовой труд господина Полищука, но его работы малоценны, это не подлежит ни малейшему сомнению» .
Украинский историк, специалист по украинскому национализму Александр Зайцев полагает, что большинство используемых Полищуком аргументов известны ещё с 1920-30-х годов, его интерпретации источников нередко весьма произвольны, а некоторые суждения противоречат формальной логике .
Польский историк и сотрудник Института национальной памяти Гжегож Мотыка полагает, что содержание трудов Полищука «очень близко к вненаучному течению» . Он также полагает, что Виктор Полищук тяготеет к коммунистической риторике (утверждая попутно, что его книги на Украине издавала Коммунистическая партия Украины ), а его работы по стилю сближаются с политическими памфлетами; украинским авторам этого направления, по мнению Мотыки, присуще наличие политической мотивации в научной деятельности .
Американский историк Тимоти Снайдер считает, что Полищук являлся «одним из важнейших сторонников польских мифов об УПА и Второй мировой войне», а его книга «Горькая правда» укрепляет «польский стереотип, согласно которому украинские военные акции носили фашистский характер, а поляки занимали оборонительную позицию» .
Польский историк и профессор Ягеллонского университета Богумил Гротт называет Виктора Полищука «выдающимся историком и политологом», а также «заслуженным поборником польско-украинского примирения». По мнению Гротта, Полищук проводил многомерное исследование украинского национализма и в своих работах предоставляет полное изображение данного явления. Гротт пишет про использование Полищуком современной методологии и междисциплинарного подхода и заявляет о его отрицательном отношении как к «дарвинистскому радикальному украинскому национализму», так и «тоталитарному коммунизму» .
Украинский историк профессор Виталий Масловский полагал, что аргументы Полищука весомы, а приводимая им информация по вопросу создания коллаборационистских подразделений и УПА — существенна .