Interested Article - Цветное телевидение
- 2021-11-10
- 1
Цветное телевидение — технология телевидения , позволяющая передавать движущееся изображение в натуральных цветах. Все аналоговые системы цветного телевидения (за исключением ранних экспериментов), предназначенные для наземного вещания, соответствовали принципу совместимости, то есть цветная телепередача могла быть принята и воспроизведена как чёрно-белыми, так и цветными телевизионными приёмниками .
При этом чёрно-белые приёмники использовали только сигнал яркости, ничем не отличающийся от обычного чёрно-белого видеосигнала . Информация о цвете передавалась при помощи дополнительного сигнала, используемого только цветными телевизорами . Такое решение позволило осуществлять цветное вещание на уже существовавший парк чёрно-белых телевизоров и продолжить их выпуск в качестве недорогой альтернативы цветным приёмникам.
Требуется покупка дополнительного оборудования (приставки-декодера), чтобы смотреть нынешние цифровые передачи на старом аналоговом телевизоре. В таких приставках отказ от обработки сигнала цветности уже не даёт удешевления.
История создания
Попытки передачи цветного изображения начались одновременно с появлением механического телевидения . Первыми начали работы в этом направлении Ян Щепаник , запатентовавший механическое разложение при помощи качающейся призмы в 1897 году, и армянин Ованес Адамян , работавший над двухцветной системой телевидения . В 1899 году Александр Полумордвинов запатентовал принцип последовательной передачи цвета при помощи механического сканирующего устройства . Однако действующих образцов ни одному из этих исследователей создать не удалось. Первая в мире цветная телепередача состоялась 3 июля 1928 года в Глазго , и была осуществлена одним из основателей механического телевещания Джоном Бэрдом . При этом был использован принцип последовательной передачи трёх цветоделённых изображений основных цветов . Передача осуществлялась диском Нипкова с тремя спиральными группами отверстий, закрытых красным, зелёным и синим светофильтрами . На приёмном конце системы для синтеза изображения использовался такой же диск и три источника света основных цветов. 4 февраля 1938 года Бэрд продемонстрировал новую «театральную» систему, передав из своей студии в Хрустальном дворце изображение с разрешением в 120 строк на экран размером 3×4 метра в лондонском театре Доминион . Однако несовершенство механического телевидения не позволило сделать полученную систему массовой. Кроме того, она страдала теми же недостатками, что и система цветного кинематографа « Кинемаколор » с последовательными съёмкой и проекцией цветоделённых кадров: заметным мерцанием и цветной каймой быстродвижущихся предметов из-за низкой кадровой частоты .
Гибридные системы
Прорыв в развитии цветного телевидения произошёл после окончания Второй мировой войны . Радиоэлектронная промышленность США , лишившаяся оборонных заказов, занялась развитием гражданских технологий, в том числе телевизионных. При этом использовались новейшие достижения, до этого применявшиеся только в военных разработках. Кроме того, стали доступны не использовавшиеся ранее дециметровые радиодиапазоны , пригодные для широкополосного вещания. Нерешёнными оставались две главные проблемы электронного цветного телевидения: совместимость с существующими чёрно-белыми приёмниками и синтез цветного изображения при помощи электронно-лучевых трубок .
Для цветоделения проще всего было использовать три передающие трубки , каждая из которых формирует сигналы трёх основных цветов за светофильтрами. При этом информация о каждом цвете может передаваться одновременно по отдельным каналам . Проблема была в получении цветного изображения на стороне приёмника, поскольку кинескопы тех лет давали только монохромное изображение . Самым очевидным решением было использовать систему, аналогичную применяемой в телекамере : оптическое совмещение изображений трёх кинескопов с разным цветом свечения люминофора . Первая закрытая демонстрация подобной системы «Тринископ» была проведена компанией RCA 5 февраля 1940 года для членов Федерального агентства по связи США (FCC) . При стоимости трёхтрубочного телевизора, втрое превышавшей обычный чёрно-белый приёмник, изображение получалось тёмным, а сигнал занимал слишком широкую полосу частот , поскольку каждое из цветоделённых изображений передавалось на отдельной несущей частоте . Существующие чёрно-белые телевизоры можно было приспособить для приёма любого из цветоделённых каналов такой системы, но передача полутонов при этом неизбежно искажалась.
Альтернативой одновременной раздельной передаче цветоделённых изображений была последовательная передача информации о цвете. Однако, полоса частот, требуемая при таком принципе, оставалась слишком широкой при сохранении приемлемой чёткости . Ширину канала, сопоставимую с чёрно-белым вещанием, удалось сохранить в системе, разработанной компанией RCA в 1949 году, и названной «Последовательной передачей цветных точек» ( англ. Dot Sequential Color System ) . Сигналы, соответствующие красному, зелёному и синему частичным изображениям, мультиплексировались с частотой 3,8 МГц в один общий . В приёмнике они разделялись электронным коммутатором и воспроизводились на трёхкинескопном мониторе. Один из таких телевизоров с диагональю экрана 25 сантиметров содержал 108 радиоламп и занимал 2 метра в высоту и длину . Мультиплексирование и его синхронизация оказались слишком сложны для того времени и система была признана непригодной, несмотря на хорошую совместимость с чёрно-белыми приёмниками. Через несколько лет некоторые её принципы легли в основу стандарта NTSC с раздельной передачей яркости и цветности . Два других решения заключались в последовательной передаче цветоделённых строк или кадров. Первый способ реализован в системе Джорджа Слипера «Sleeper Color System» американского консорциума «CTI» ( англ. Color Television Incorporated ), специально созданного в 1947 году для разработки цветного телевидения . При втором способе последовательно передаются цветоделённые полукадры при помощи вращающихся дисков со светофильтрами за объективом однотрубочной камеры и перед единственным чёрно-белым кинескопом приёмника . Этот принцип, запатентованный ещё Полумордвиновым, ранее был использован Бэйрдом в механической версии.
В электронном варианте подобная система впервые продемонстрирована публике компанией CBS 4 сентября 1940 года и названа «Системой с последовательной передачей цветных полей» ( англ. Field-sequential color system ) . Её главное достоинство заключалось в возможности построения приёмника на основе одного чёрно-белого кинескопа: цветные трубки с мозаичным люминофором всё ещё оставались лабораторной экзотикой . Даже несмотря на громоздкость диска со светофильтрами, габариты и стоимость таких приёмников не шли ни в какое сравнение с трёхкинескопными телевизорами RCA, занимавшими половину комнаты. Однако, покадровая передача цвета обладала существенным недостатком: совместимость с чёрно-белыми телевизорами, возможная для большинства других технологий, превращалась в неразрешимую проблему из-за неизбежного увеличения частоты кадровой развёртки . Во время слушаний FCC о цветном телевидении, начавшихся 26 сентября 1949 года, перед комиссией стоял выбор из трёх систем: RCA с высокочастотным мультиплексированием, CTI с построчной передачей цвета и CBS с покадровым цветоделением . В итоге, несмотря на полную несовместимость, система CBS была признана более пригодной, чем две другие, и 11 октября 1950 года формально одобрена в качестве национального стандарта США . 25 июня 1951 года в 16:35 по восточному времени пять телестанций сети CBS на восточном побережье начали регулярное цветное вещание .
Изображение с разложением на 405 строк передавалось с частотой 144 цветных поля (48 полукадров ) в секунду, и десять миллионов телевизоров, уже находившихся в эксплуатации и рассчитанных на чёрно-белый стандарт 525/60 1941 года, не показывали вообще никакого изображения CBS . Самодельные «конвертеры», позволявшие приспособить телевизор для приёма цветных программ, оказались слишком сложны для рядовых пользователей . Перспектива эскалации Корейской войны и многочисленные жалобы телезрителей вынудили Министерство обороны США запретить производство цветных приёмников с октября 1951 года «в целях экономии стратегического сырья» . Решение было принято под давлением производителей чёрно-белых телевизоров и направлено на поддержку радиоэлектронной промышленности и рынка телеприёмников. Запрет был снят только в 1953 году и до этого момента производство любых цветных телевизоров для свободной продажи на территории США считалось незаконным . Позднее Конгресс США постановил, что все новые системы цветного телевидения должны быть совместимы с уже существующими . Последней передачей в стандарте CBS стала трансляция футбольного матча между командами Северной Каролины и Мэриленда 20 октября 1951 года .
В СССР на тот момент чёрно-белых телеприёмников были единицы, и проблема совместимости не стояла так остро, как в США. Поэтому в том же году под руководством Виктора Крейцера была начата разработка аналогичного стандарта с последовательной кадровой передачей цвета, а 7 ноября 1952 года Ленинградский телецентр провёл пробную трансляцию . 5 ноября 1953 года по такой же системе начала регулярное вещание опытная студия МОСЦТ из московского телецентра на Шаболовке . Среди американских специалистов, узнавших об этом, ходила шутка: «Русские воскресили американского покойника», хотя аналогичные системы одновременно тестировались в Великобритании и Франции . При стандарте разложения в 525 строк, за секунду передавались 150 цветоделённых полукадров, по 3 на каждое поле. Для приёма сигнала выпускались телевизоры «Радуга» с кинескопом диаметром 18 сантиметров, перед которым с частотой 1500 оборотов в минуту вращался диск с тремя парами светофильтров . Вращение синхронизировалось с диском передающей камеры за счёт общей с телецентром электросети переменного тока : за пределами Москвы синхронизация была затруднена . Телевизоры устанавливались в специально созданных ателье для публичного просмотра экспериментальных передач, транслировавшихся несколько раз в неделю . В конце концов система была признана бесперспективной и в Советском Союзе, а вещание прекращено 5 декабря 1955 года показом фильма « Аттестат зрелости » . Позднее последовательная передача цветоделённых полей использовалась в некоторых замкнутых телесетях, в том числе в советской системе космической видеосвязи «Арктур» .
В мае 1969 года во время полёта « Аполлона-10 » астронавты Том Стаффорд , Джон Янг и Юджин Сернан впервые использовали в космосе и впервые вели цветную телетрансляцию из космоса.
Полностью электронные системы
Наиболее перспективным оказался путь, который предусматривал использование кинескопа с тремя электронными прожекторами и мозаичного люминофора с разным цветом свечения. В середине 1940-х годов Бэрд начал разработку первой такой системы, названной «Телехром». Принцип действия был основан на особой конструкции кинескопа с двумя электронными прожекторами, расположенными под углом с разных сторон полупрозрачного экрана. При этом пучки электронов каждой из пушек попадали на «свой» слой люминофора с разным цветом свечения . Использование голубого и пурпурного цветов позволяло получить упрощённую цветопередачу, напоминающую двухцветные технологии цветного кинематографа, такие как « Синеколор » и ранний « Техниколор ». Полная аналогия с кинематографом дополнялась использованием двухцветного телевидения также для воспроизведения 3D-изображения в технике анаглифа . Дальнейшее совершенствование системы привело к появлению третьей электронной пушки в трёхцветном кинескопе с двухсторонним полупрозрачным растровым экраном . Первая демонстрация состоялась 16 августа 1944 года и доказала перспективность направления, однако внезапная смерть Бэрда прервала опыты. Похожий принцип использован в трубке «Трихромоскоп» ( англ. Trichromoscope ) компании «Дюмон»: электронные прожекторы располагались с трёх сторон под большими углами к мозаичному экрану, состоящему из трёхгранных пирамид с разноцветным люминофором разных граней .
Дальнейшие исследования шли в этом же направлении. «Пенетрон», как и «Телехром» Бэрда, использовал только два цвета, но основывался на двухслойном люминофоре. Такая технология нашла применение в радиолокационных системах опознавания « свой-чужой » . Ближе всего к цели оказался «Хроматрон», разработанный физиком Эрнстом Лоуренсом . Кинескоп, также известный как «трубка Лоуренса», использовал электрод в виде решётки для фокусировки электронных пучков на соответствующих полосках люминофора трёх цветов . Однако, наиболее перспективными и технологичными оказались трубки с теневой маской , благодаря которой пучки попадали на пятна люминофора с соответствующим цветом свечения . Изобретателем такого кинескопа считается Вернер Флехсиг ( нем. Werner Flechsig ), впервые продемонстрировавший опытный образец в 1939 году на Международной выставке IFA в Берлине . Массовое производство трубок было начато только в середине 1950-х годов компанией RCA, вложившей в разработку технологии её производства огромные суммы . Недостатком этого технического решения была пониженная яркость экрана за счёт затенения электронных пучков маской. В этом отношении выигрывал «Хроматрон» и трубки типа «Appletube» компании «Philco» с временно́й коммутацией цвета единственного прожектора, но они оказались слишком сложны для своего времени . В результате самыми популярными стали технология RCA с точечными триадами, и её вариация с вертикальной апертурной решёткой , позднее разработанная Sony под названием «Тринитрон».
Одновременно с проблемой синтеза цвета в телеприёмнике решался вопрос обеспечения совместимости с существующими системами чёрно-белого телевидения. В конце концов большинство разработчиков остановило свой выбор на принципе, предложенном в 1938 году французским инженером Жоржем Валенси ( фр. Georges Valensi ) . Его технология предусматривала раздельную передачу информации о яркости и цвете вместо исходных цветоделённых компонент. Первой удачей в этом направлении стало завершение разработки компанией RCA новой системы, которая 17 декабря 1953 года в результате доработки была принята Национальным комитетом по телевизионным стандартам США в качестве единого вещательного стандарта под наименованием NTSC . Первая экспериментальная передача в этой системе проведена национальной телесетью NBC 30 августа 1953 года, а уже 1 января 1954 состоялась первая трансконтинентальная телетрансляция цветной программы по радиорелейной связи . Новая технология предусматривала передачу сигнала яркости, ничем не отличающегося от чёрно-белого видеосигнала, и двух цветоразностных, преобразованных при помощи квадратурной модуляции в отдельный сигнал цветности, передаваемый вместе с яркостным. Полученный полный цветной телевизионный сигнал годился для приёма уже существующими чёрно-белыми телевизорами, использующими только сигнал яркости. Цветные приёмники декодировали сигнал цветности и показывали цветное изображение. Первым серийным цветным телевизором, рассчитанным на стандарт NTSC, стал «RCA CT-100», продававшийся по цене 1000 долларов . Уже в 1955 году было выпущено 40 тысяч цветных телевизоров этого стандарта .
14 января 1960 года в СССР из студии МОСЦТ началось экспериментальное вещание по советскому аналогу NTSC, получившему название ОСКМ — «Одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией» . Были выпущены крупные партии телевизоров «Радуга» (новой конструкции) и «Темп-22» с масочным кинескопом 53ЛК4Ц советской разработки . Система, разработанная кафедрой телевидения ЛЭИС , была копией американской, но адаптирована для советских стандартов: увеличена до 8 МГц ширина частотного канала и использован европейский стандарт разложения . Для частоты поднесущей было выбрано значение 4,43 МГц . Вещание велось несколько раз в неделю, но просмотр передач в цвете был доступен, главным образом в телеателье и на выставках, поскольку цветные приёмники в свободную продажу не поступали. В середине 1960-х годов были разработаны две европейские системы цветного телевидения: западногерманский PAL и французский SECAM , которые также начали тестироваться в СССР. Обе отразили попытки дальнейшего совершенствования NTSC, недостатком которой была низкая устойчивость к фазовым искажениям . В итоге, по результатам опыта вещания в системе «ОСКМ» и тестирования двух иностранных стандартов совместно с системой «ЦТ НИИР», разработанной под руководством Владимира Теслера, в СССР в 1967 году в качестве вещательного принят стандарт SECAM, как наиболее пригодный для передачи на расстояние существующими радиорелейными линиями .
Первая широковещательная передача по системе SECAM в СССР была приурочена к 50-летней годовщине Октябрьской революции , отмечавшейся 7 ноября 1967 года . В этот день состоялась первая внестудийная цветная передача с Красной площади при помощи трёхтрубочных передающих камер «Спектр-7» отечественной разработки. Для приёма цветного изображения в том же году начат выпуск телевизоров «Рубин-401», «Радуга-403» и «Рекорд-101» на основе советских масочных кинескопов . С 1 января 1978 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете, а к 1987 году цветное оборудование получили все периферийные телецентры .
Стандарты цветного телевещания
Сегодня есть три основных стандарта цветного телевидения, использующихся для аналогового вещания.
Первым в мире стандартом, получившим массовое распространение, стал NTSC. Второй после США страной, утвердившей его в качестве вещательного, в 1958 году стала Куба , но после революции с 1959 года вплоть до 1975 цветное вещание было прекращено . Следующими территориями действия NTSC стали Япония (в 1960 году), Мексика (1963) и Канада (1966). Постепенно система распространилась почти на весь американский континент , в том числе на часть Южной Америки . В процессе эксплуатации выявился главный недостаток NTSC, обусловленный особенностями квадратурной модуляции: неустойчивость цветового тона изображения, который нужно было постоянно подстраивать регулятором «NTSC Tint» . В США появился даже шутливый бэкроним названия системы: «Никогда дважды тот же цвет» ( англ. Never Twice the Same Color ), отражающий её особенности. Попытки решить проблему зависимости цвета от фазовых искажений поднесущей привели к созданию двух других систем, появившихся в Европе .
Здесь внедрение цветного телевидения происходило гораздо медленнее из-за послевоенной разрухи. Американский стандарт с нестабильной цветопередачей не находил поддержки у местных специалистов. Попытки модифицировать NTSC для вещания в Европе предпринимали французская компания RTF, английские EMI и BBC , а также голландский Philips , но в большинстве случаев результаты оказывались неудовлетворительными . Разработка собственных систем затянулась до конца 1960-х годов, и регулярное цветное вещание не велось. Но к моменту принятия стандартов основные технологические проблемы производства приёмников и студийного оборудования уже были решены за океаном, поэтому распространение цветного телевидения в Европе происходило гораздо быстрее, хотя и позже. Большинство стран Западной Европы в 1966 году в качестве стандарта выбрало PAL, а Франция и страны СЭВ годом позже — SECAM . Позднее система PAL начала использоваться в Азии , Австралии и ряде стран Африки , а SECAM — на Ближнем Востоке . К середине 1970-х чёрно-белое вещание было практически прекращено во всём мире. Дальнейшее развитие технологий выявило недостатки стандарта SECAM, от которого отказались в большинстве стран бывшего советского блока . В то же время PAL получил наиболее широкое распространение: в конце 1990-х годов передачи по этому стандарту смотрели в 62 странах 67,8 % телезрителей всего мира .
NTSC M | PAL B, G, H | PAL I | PAL N | PAL M | SECAM B, G, H | SECAM D, K, K', L | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Стандарт разложения | 525/60 | 625/50 | 625/50 | 625/50 | 525/60 | 625/50 | 625/50 |
Строчная частота | 15,734 кГц | 15,625 кГц | 15,625 кГц | 15,625 кГц | 15,750 кГц | 15,625 кГц | 15,625 кГц |
Частота полукадров | 60 Гц | 50 Гц | 50 Гц | 50 Гц | 60 Гц | 50 Гц | 50 Гц |
Частота поднесущей | 3,579545 МГц | 4,43361875 МГц | 4,43361875 МГц | 3,582056 МГц | 3,575611 МГц | ||
Полоса частот видео | 4,2 МГц | 5,0 МГц | 5,5 МГц | 4,2 МГц | 4,2 МГц | 5,0 МГц | 6,0 МГц |
Несущая звука | 4,5 МГц | 5,5 МГц | 5,9996 МГц | 4,5 МГц | 4,5 МГц | 5,5 МГц | 6,5 МГц |
Современные стандарты аналогового цветного телевидения предусматривают передачу сигнала яркости и двух цветоразностных, до сих пор поддерживая совместимость с чёрно-белыми приёмниками. При этом цветоразностные сигналы несут информацию о соотношении синего и красного сигналов с яркостным, а зелёный сигнал получается путём их вычитания непосредственно в декодере приёмника . Соотношение сигналов подбирается, исходя из спектральной чувствительности человеческого глаза , и стандартизировано для основных систем . При этом, полоса частот, занимаемая цветоразностными сигналами, может быть ограничена благодаря пониженной чувствительности человеческого зрения к чёткости цветного изображения .
С распространением цифрового телевидения несовместимые друг с другом аналоговые системы PAL, SECAM и NTSC были заменены общемировым цифровым, основанным на рекомендации BT.601, принятой в 1982 году Международным консультативным комитетом по радио . Универсальность цифрового стандарта обеспечивается единым цветовым пространством , в котором кодируются данные о цвете. Развитие новых типов устройств отображения, таких как плазменные панели и жидкокристаллические дисплеи , не привнесло принципиальных изменений в способ синтеза цвета. Такие экраны используют ту же технологию пространственного аддитивного цветосмешения, ставшую основой цветных кинескопов с мозаичным люминофором трёх основных цветов.
См. также
Примечания
- В дальнейшем, частота дискретизации была последовательно снижена до значений 3,6 и затем 3,58 МГц для её маскировки на экранах чёрно-белых телевизоров. В следующей системе, разработанной компанией RCA, частота поднесущей цветоразностных сигналов выбрана аналогичной по тем же соображениям
Источники
- , с. 242.
- ↑ , с. 244.
- ↑ В. Маковеев. . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 30 августа 2012. Архивировано из 8 октября 2012 года.
- Юлия СМИРНОВА. Комсомольская правда » : газета. — 2001. — ISSN . 6 января 2011 года. // «
- .
- А.Л. Рашковский. . Герценка: Вятские записки. Дата обращения: 3 сентября 2012. 20 февраля 2014 года.
- , p. 842.
- Ray Herbert. (англ.) . John Logie Baird and British Television . BAIRD TELEVISION. Дата обращения: 2 февраля 2014. 30 июня 2017 года.
- , с. 430.
- ↑ , с. 227.
- ↑ (англ.) . History of early color television. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 19 декабря 2008 года.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- George Lemaster. (англ.) . Документация для слушаний FCC . RCA (26 сентября 1949). Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- ↑ Ed Reitan. (англ.) . History of early color television. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 7 января 2010 года.
- ↑ (англ.) . History of early color television (1 декабря 1997). Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 10 сентября 2013 года.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 16 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- ↑ (англ.) . History of early color television. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 6 декабря 2006 года.
- (англ.) // « Popular Mechanics » : журнал. — 1950. — No. 8 . — P. 211 . — ISSN . 18 сентября 2013 года.
- John F. Loosbrock. (англ.) // Popular Science : журнал. — , 1950. — No. 6 . — P. 108—111 . — ISSN . 18 сентября 2013 года.
- , с. 10.
- ↑ Ed Reitan. (англ.) . Сайт о системах цветного телевидения (24 августа 1997). Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано из 5 января 2010 года.
- ↑ (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014. 30 августа 2021 года.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- ↑ Лев Лейтес. . Машина времени . Журнал «Broadcasting» (июль 2010). Дата обращения: 9 октября 2014. 13 марта 2018 года.
- Что есть что . Stereo&Video. Дата обращения: 16 августа 2014. Архивировано из 3 августа 2014 года.
- ↑ , с. 11.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014. 30 июня 2012 года.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014. 30 января 2014 года.
- . Пром. аппаратура . «Радиолампа». Дата обращения: 3 февраля 2014. 25 марта 2019 года.
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014. 18 марта 2019 года.
- , с. 36.
- Дмитрий Гурьянов. . Виртуальный музей отечественной радиотехники XX века. Дата обращения: 3 февраля 2014. Архивировано из 19 февраля 2014 года.
- Владимир Иванов. № 7 . — ISSN . 16 октября 2012 года. // «625» : журнал. — 2007. —
- (англ.) . Early Color TV . Early Television Museum. Дата обращения: 13 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- (англ.) . BAIRD TELEVISION. Дата обращения: 2 февраля 2014. 11 мая 2017 года.
- (англ.) . Color Picture Tubes . Early Television Museum. Дата обращения: 5 июля 2014. 25 июня 2014 года.
- Koller Lewis, Williams Ferd. (англ.) . Патент US2590018 . Бюро по патентам и товарным знакам США (18 марта 1952). Дата обращения: 15 февраля 2014. 10 мая 2014 года.
- ↑ Дмитрий СТЕПАННИКОВ. (англ.) . Салон Audio Video (март 1999). Дата обращения: 13 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- E. O. Lawrence. (англ.) . Патент US2692532 . Бюро по патентам и товарным знакам США (4 апреля 1951). Дата обращения: 28 января 2014.
- H. R. Colgate. (англ.) // Radio-Electronics : журнал. — 1957. — No. 1 . — P. 40, 41 . 18 сентября 2013 года.
- Ronald M. Benrey. (англ.) // Popular Science : журнал. — , 1972. — No. 2 . — P. 64—66 . — ISSN . 18 сентября 2013 года.
- Valensi Georges. (англ.) . Патент US2375966 . Бюро по патентам и товарным знакам США (17 января 1938). Дата обращения: 15 февраля 2014. 10 мая 2014 года.
- ↑ , с. 20.
- Pete Deksnis. (англ.) . Making it work . Pete Deksnis's Site about the CT-100. Дата обращения: 17 февраля 2014. 13 февраля 2014 года.
- . Первое радио . «Домашнее радио». Дата обращения: 3 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- ↑ .
- , с. 3.
- , с. 14.
- ↑ , с. 265.
- ↑ И. К. Ануфриев . . История развития электросвязи . Виртуальный компьютерный музей (2001). Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- . Справки . РИА Новости (1 ноября 2012). Дата обращения: 15 мая 2015.
- Roberto Diaz-Martin. (англ.) . The Recent History of Satellite Communications in Cuba . NASA . Дата обращения: 11 февраля 2014. 14 декабря 2012 года.
- , с. 13.
- , с. 294.
- В. Чулков. № 5 . — ISSN . 31 мая 2013 года. // «625» : журнал. — 1997. —
- .
- , с. 25.
Литература
- В. Е. Джакония. Телевидение. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 311—316. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1 .
- Жигарев А. А. . — М. : Высшая школа, 1972. — С. 430. — 540 с. (недоступная ссылка)
- А.Е.Пескин, В.Ф.Труфанов. . — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2004. — 308 с. — ISBN 5-93517-179-1 . от 21 февраля 2014 на Wayback Machine
- Карякин В. Л. . — М.,: «Солон-пресс», 2012. — С. 18—21. — 448 с.
- Кривошеев М. И. . // «625» : журнал. — 2008. — № 1 . — С. 23—35 . — ISSN .
- Цветное телевидение / П. В. Шмаков. — М.,: «Связьиздат», 1957. — 122 с.
- Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии / В. И. Шамшур. — М.,: «Госэнергоиздат», 1956. — 23 с.
- Виктор Урвалов. № 7 . // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» : журнал. — 2013. —
- Борис Певзнер. № 6 . // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» : журнал. — 2007. —
- В. Семёнов, Л. Балдин. Радио » : журнал. — 1954. — № 11 . — С. 32—36 . 27 октября 2012 года. // «
- J. C. Wilson. (англ.) // Journal of the Royal Society of Arts : научный альманах. — 1934. — No. 4258 . — P. 841—856 .
Ссылки
- (англ.) . Critical Past (19 августа 1949). Дата обращения: 14 февраля 2014.
- 2021-11-10
- 1