Второй Ватиканский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Собо́р в Пи́терборо ( англ. Peterborough Cathedral ), полностью Кафедральный собор Святых Петра , Павла и Андрея ( англ. Cathedral Church of St Peter, St Paul and St Andrew ), также Собор Святого Петра — англиканский собор в городе Питерборо ( Кембриджшир ), центр диоцеза Питерборо, резиденция епископа.
Основанный в англосаксонский период , он был перестроен в XII веке в англо-нормандском стиле . Собор является одним из крупнейших английских сооружений XII века наряду с собором Или и Даремским собором . Несмотря на расширения и реставрации, собор сохранил свой первоначальный облик.
Собор известен своим западным фасадом, состоящим из трёх гигантских арок. Фасад выполнен в стиле ранней английской готики и не имеет аналогов. Одна из двух башен позади фасада, а именно правая, не была завершена, поэтому фасад имеет асимметричную форму. Его щипец украшен статуями святых покровителей собора — апостолов Петра , Павла и Андрея .
Длина собора составляет 147 м , а высота — 44 м .
В англосаксонские времена Питерборо носил название . Собор в Мидхэмпстеде — один из первых центров христианства в центральной Англии. Он был заложен около 655 года в период правления короля Педы Мерсийского . Монастырь при нём просуществовал до 870 года, после чего, вероятно, был разорён викингами во главе с Иваром Бескостным . В настоящее время исследователи сомневаются в достоверности этого события, однако нападение викингов было вполне возможно, из-за схожих случаев набегов на близлежащие обители . В конце восточной части современного собора, за главным алтарём в нише часовни Богоматери, можно увидеть резной «камень Хедды» с изображением двенадцати монахов (по шесть с каждой стороны), созданный в память о послушниках и настоятеле, погибших при нападении викингов в 864 году. Вероятно, рельеф на камне был создан вскоре после этого события, пока монастырь не успел окончательно угаснуть .
В середине X века, когда были также отстроены церковь в Или и , началось возрождение монастырей. В 966 году епископ Уинчестерский Этельвольд основал бенедиктинское аббатство, используя сохранившиеся элементы прежней церкви: «базилику тамошнюю снабдив необходимыми зданиями и окружающими землями». Церковь удлинили нефом , а в дополнение к центральной башне построили ещё одну, вторую . Аббатство, посвящённое святому Петру , было окружено палисадом (крепостью) — «бургом», откуда городок при монастыре стал называться Питербургом. Дальнейшую помощь общине в 972 году оказал архиепископ Кентерберийский Дунстан .
Новая церковь отличалась массивной западной башней в англосаксонском стиле , увенчанной рейнским шлемом , и была выстроена из обтёсанных камней правильной формы [ источник не указан 1052 дня ] . От неё, кроме камня Хедды и некоторых других резных деталей, уцелела лишь часть фундамента под южным трансептом современного здания. В 2008 году в ходе ремонта стены дома в окрестностях собора обнаружили англосаксонские могилы XI века, предположительно, местных жителей .
В ходе борьбы англосаксонских повстанцев Хереварда с нормандскими завоевателями аббатство в 1070 году было сожжено, но собор продолжал функционировать вплоть до нового сильного пожара 1116 года , в котором погибло почти всё аббатство и городок. 8 марта 1118 года аббат Джон из Сеса ( англ. John de Sais ) заложил новое здание в нормандском стиле . К 1193 году неф был достроен до западного конца, возведена центральная башня, а расписной деревянный потолок 1230—1250 годов дошёл до наших дней. До настоящего времени сохранилось всего четыре перекрытия аналогичного возраста во всей Европе, в Британии — только этот . Росписи потолка оригинальные, но дважды — в 1745 и 1834 годах. Деревянный потолок в соборе Или полностью неоготический , создан при королеве Виктории .
Церковь выстроена из барнакского известняка, разновидности оолитового известняка , распространенного в Линкольншире и добытого в собственных каменоломнях, в то время как строители в Или и , этот камень меняли на угрей, которых, к примеру, из Рэмси поставляли по 4 тыс. в год . Считается, что и месторасположение церкви выбрано так, чтобы было удобнее всего доставлять стройматериалы по реке.
В 1237 году были завершены западный трансепт и большой портик западного фасада. Церковь освящена в 1238 году епископом Линкольнским (поскольку монастырь относился к этой епархии), после чего строительство пошло в новом, готическом стиле. Однако, если исключить переделанные окна, портик и возведённую в конце XVI века пристройку вокруг абсиды с восточной стороны, здание сохранило свой изначальный облик.
Четыре шпиля, не имеющие аналогов, образовались на западном фасаде из-за сохранения двух старых романских башен позади нового фасада. Романские башни были украшены карнизами и прочим готическим убором, а для создания целостного впечатления были достроены ещё две.
Романская башня на средокрестии перестроена в декоративном готическом стиле в период между 1350 и 1380 годами. Перекрытие её сохранилось в исходном виде: два яруса прежних окон объединены в один, шпиль и башенки разобраны и заменены зубчатым парапетом.
В XIV веке в соборе установили мизерикордии , вероятно, в количестве более тридцати, но сохранились до наших дней лишь три .
Между 1496 и 1508 годами была заменена кровля пресвитерия , а романская апсида заключена в прямоугольный «новый пристрой» в перпендикулярном стиле , перекрытый тюдоровскими веерными сводами , возможно, спроектированными — архитектором капеллы Королевского колледжа в Кембридже и колокольни в Кентербери .
Согласно записям средневекового монаха-хрониста Хью Кандида , в середине XII века монастырь располагал клочком одежды девы Марии , двумя обрывками пелёнок Христа-младенца, частицами яслей, в которых он лежал, пяти хлебов, которыми Иисус накормил пять тысяч человек, частицей посоха Аарона и мощами апостолов Петра, Павла и Андрея . Различные предметы, к которым прикасался Томас Бекет , привёз приор Бенедикт, свидетель убийства архиепископа, назначенный аббатом в Питерборо. Рука Освальда Нортумбрийского, несмотря на выстроенную монахами сторожевую вышку, была похищена из капеллы в годы Реформации. Обилие реликвий привлекало паломников и создавало основу для богатства монастыря, который на пике перед самой Реформацией обладал шестым в стране годовым доходом и содержал, помимо 120 монахов, аббата, ключаря и келаря, больницу с врачом.
В 1541 году после указа Генриха VIII о секуляризации церковного имущества монастырь был закрыт, реликвии утрачены, но церковное здание уцелело, став кафедральным собором новой епархии. Незадолго до этого, в 1536 году, в ней была погребена первая жена Генриха VIII Екатерина Арагонская . Могила её существует до сих пор, посетители украшают её цветами и символом королевы — гранатами .
В 1587 году в соборе была похоронена казнённая неподалёку, в Фотерингейском замке , Мария Шотландская . Позднее Яков Стюарт перезахоронил тело матери в королевском некрополе — Вестминстерском аббатстве .
В 1643 году в ходе гражданской войны церковь была разгромлена войсками Парламента . Они уничтожили витражи, мизерикорды, алтарь и заалтарный образ. Также были снесены клуатры и часовня Богоматери, повреждены или уничтожены все памятники и надгробия.
Часть этого ущерба была исправлена в XVII-XVIII веках, но основная реставрация началась только в 1883 году после обнаружения крупных трещин в опорах и арках под главной башней. Архитектор
реставрировал центральную башню, начиная с фундамента, укрепил хоры и западный фасад. Были изготовлены новые резные мизерикорды, епископский трон, кафедра проповедника на хорах, мраморные полы и алтарь. С центральной башни сняли один ярус зубцов, несколько уменьшив таким образом её высоту.Вечером 22 ноября 2001 года в соборе среди штабелей пластиковых стульев, сложенных в северном боковом нефе , произошёл пожар из-за поджога . Один из служителей достаточно скоро заметил огонь , тем не менее последствия пожара оказались значительными. Жирная копоть от горящего пластика покрыла немалую часть интерьера, в том числе недавно отреставрированный расписной деревянный потолок . Очаг возгорания был расположен близко к органу, который сильно пострадал от огня и воды и не использовался несколько лет, пока его не построили заново.
В июле 2006 года началась реставрация западного фасада стоимостью в полмиллиона фунтов, касавшаяся главным образом скульптур, которые веками подвергались воздействию стихий и загрязнённого воздуха, отчего нередко держались на месте только благодаря железным прутьям, пропущенным от головы до пят. В ходе этой программы можно было, пожертвовав средства, «усыновить камни» .
В 2018 году, в связи с празднованием 900-летия собора, в Питерборо выставлялся эмалированный ковчег для реликвий, связанных с Томасом Бекетом. Реликварий изготовлен около 1180 года для Бенедикта — приора в Кентербери, когда тот был назначен аббатом в Питерборо.
Со времён монастыря при соборе существует хор.
В 1735 году в соборе был установлен новый орган мастера Джона Ульриха Киллингбурга ( англ. John Ulrich Killingburgh (Kellenburgh) ) из Нориджа , состоявший из 24 регистров в трёх разделах . В 1809 году он был перестроен лондонским мастером Уильямом Алленом ( англ. William Allen ) в 15-регистровый инструмент в двух разделах, с сохранением корпуса и басовых регистров . В 1894 году орган из 67 регистров на четырёх мануалах и педали строят «William Hill & Norman & Beard» , а в 1930 году эта же фирма расширяет его до 93 регистров . В 1980 году орган был отреставрирован фирмой «Harrison & Harrison», сохранившей трубы 1894 года, но модернизировавшей трактуру . После пожара 2001 года «Harrison & Harrison» разобрали инструмент и, восстановив то, что уцелело, построили новый. Инаугурацию 23 сентября 2005 года провёл Оливье Латри. В нынешнем органе 92 регистра на четырёх 61-клавишных мануалах ( Хор , Хауптверк , Швеллер и Соло ) и 30-клавишной педали. Самые низкие регистры — 32-футовые. В 2016 году орган был перенастроен со «старого филармонического» (a¹=453 Гц ) в стандартный строй (a¹=440 Гц ). Корпус органа изготовлен в 1904 году, орган занимает кроме корпуса четыре секции северного трифория , самые низкие регистры (и самые большие трубы, соответственно) ― позади северного ряда мизерикорд .
Список органистов собора открывает в 1540 году имя Ричарда Стори ( англ. Richard Storey ), среди других известных музыкантов ― , сэр Малколм Сарджент и сэр .