Interested Article - Турки-месхетинцы

Ахыска турки (самоназвание: ахыскинские турки , ахалцихские турки (ахыска тюрклери) , йерли (в досоветское время) — тюркоязычные мусульмане или неоднородная этническая группа спорного происхождения . Они либо считаются тюркизированными грузинами , либо народом, родственным с турками .Происходят из области Месхетия на юго-западе Грузии . Говорят на карсском диалекте турецкого языка .

В настоящее время большая часть турок-месхетинцев возводит своё происхождение к туркам и именует себя «ахыскинские турки» (тюpк. «ахыска тюpкляpи») .

Верующие исповедуют ислам , большинство мусульмане-сунниты ( ханафитский мазхаб ).

Происхождение и самоидентификация

По одной точке зрения турки-месхетинцы являются потомками османских поселенцев. В грузинской и советской историографии, утверждается, что турки-месхетинцы — это тюркизированные месхетинцы (этнографическая подгруппа грузин), принявшие ислам в период с XVI по 1829 г., когда регион Самцхе-Джавахети (историческая Месхетия ) попал под власть Османской империи .

Российский историк С.И. Аккиева касаемо происхождения турок-месхетинцев пишет: «Исследователи Э. Панеш и Л. Ермолов считают, что турки из Месхетии представляют собой особую этническую группу турецкого этноса, которая складывалась в зоне двух этнических территорий – Грузии и Турции. Естественно, что она формировалась из представителей обоих народов и даже в некоторой степени соединила в себе черты культур этих народов. Турецкий компонент оказался более влиятельным. Сегодня среди значительной части турок-месхетинцев вторая точка зрения более распространена, и они считают свое происхождение турецким, а свое подлинное имя – «ахыскинские турки» (тюpк. «ахыска тюpкляpи»)» .

Другой российский автор А. Осипов рассматривая обе версии происхождения, заключает: «В общем можно сказать, что появление в Ахалцихе туркоязычного мусульманского населения могло стать результатом сложных демографических и языковых процессов, хронологически выходящих за рамки периода османского владычества XVII – начала XIX вв. и не сводимых к ассимиляции грузинского населения» .

Сегодня большинство месхетинцев, большинство из которых родились за пределами Месхети, называют себя «турками-месхетинцами». Но значительное меньшинство в своей кампании по возвращению в Грузию продолжает называть себя грузинами муслиманами . Турки-месхетинцы, жившие в разных странах, идентифицируют себя по-разному. Некоторые турки-месхетинцы, например, в Азербайджане , чувствуют себя более связанными с турками (согласно Юнусову), в то время как другие, например, в Грузии , яростно отрицают эту связь и подчеркивают свои отличия от турок (согласно Сумбадзе) .

С конца 1980-х гг. и по настоящее время среди турок-месхетинцев существуют три направления:

  1. Общество «Ватан» (по-турецки «родина» ) — настаивает на репатриации месхетинцев в Месхетию как турок без каких-либо предварительных условий относительно их этнической принадлежности. Его сторонники считают «турок-месхетинцев» отдельным и специфическим « народом », но в некоторых случаях подчеркивают их общность с турками Турции. Получают поддержку большинства.
  2. Движение желающих эмигрировать в Турцию — Их активная часть организована в анонимную инициативную группу в Азербайджане , общество « Turkiye » в Казахстане и общество « Osmanli Turkler » в Кыргызстане . По их мнению, Турция является их «исторической родиной». Эмиграционную движению поддерживают 20% месхетинцев.
  3. Общество «Хсна» (по-грузински «спасение») — было основано в 1991 году в Кабардино-Балкарии и сейчас объединяет тех, кто считает себя грузинами -мусульманами. «Грузинскую ориентацию» поддерживают 5-10% месхетинцев (без учета терекеме и курдов ).

«Грузинская ориентация» и «эмиграционное движение» находятся в периоде подъема .

История

Историческая область Месхети в настоящее время часть региона Самцхе-Джавахети в Грузии

До османского завоевания княжества Самцхе-Саатабаго ( Месхетии ) жители региона, согласно литературным источникам, были в основном представлены православными христианами , родным языком которых был грузинский . Чтобы сохранить свою власть, доминирующая феодальная семья в регионе Джакели приняла ислам , и член семьи Джакели почти постоянно носил титул паши до упразднения Ахалцихского пашалыка в 1829 году .

После окончания русско-турецкой войны (1828–1829) Российская империя расширила свои границы до «Турецкой Грузии» ( Ахалцихский пашалик ) . В 1886 г. 19,3% населения Ахалцихского уезда были православные грузины, 18,1% грузины-католики, 19,4% двуязычные мусульмане, говорившие как на грузинском, так и на турецком языках, и 43,2% были тюркоязычными мусульманами. Процесс тюркизации в Месхети продолжался и в XIX веке . С XIX века существовала тесная связь между религией и национальностью, и на рубеже веков большинство мусульман-месхетинцев считали себя скорее турками, чем грузинами, несмотря на свои грузинские имена . Между 1829-1917 гг. Месхетия входила в состав Тифлисской губернии , а затем кратковременно находилась в составе Демократической Республики Грузия (1918-1921 гг.). С 1921 по 1991 год входила в состав Грузинской ССР .

С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли), восемь человек из них стали Героями Советского Союза, трое — полными кавалерами Орденов Славы .

Депортация

Численность «спецпоселенцев»-турок-месхетинцев по областям республик Средней Азии и Казахской ССР на 1 января 1953 года

В 1944 году турки-месхетинцы были депортированы (вместе с курдами , хемшилами , грузинами-мусульманами месхской субэтнической группы ) в Казахстан , Киргизию и Узбекистан . Депортация была произведена по ложному доносу и пособничеству не имеющее оснований постановление

«в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп» и по постановлению ГКО СССР № 6279 от 31 июля 1944 года. Всего было депортировано 115,5 тысяч человек. 

В 1956 году с месхетинских турок были сняты ограничения по специальному поселению, но возможности вернуться в Грузию им не было предоставлено . Часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа , в особенности в Кабардино-Балкарскую АССР . Стараниями республиканского аппарата ЦК КПСС Азербайджанской ССР было организовано размещение нескольких тысяч турок-месхетинцев в Саатлинском и Сабирабадском районах Азербайджанской ССР . Но большинство турок-месхетинцев остались в уже обжитых районах Средней Азии и Казахстана.

В результате роста этнического напряжения в июне 1989 года произошёл погром месхетинских турок в Ферганской долине Узбекистана . Это вызвало массовую эвакуацию турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию , Казахстан и Азербайджан .

Диаспора

Сегодня турок-месхетинцев насчитывается от 300 000 до 400 000 человек, которые в основном проживают в следующих странах:

Азербайджан

Азербайджан принял несколько тысяч турок-месхетинцев, однако, ввиду проблемы с беженцами из Нагорного Карабаха , дальнейшее переселение было приостановлено. По данным общества месхетинских турок Азербайджана «Ватан», на 1989 год в стране находилось более 39 тысяч месхетинских беженцев из Средней Азии, большая часть из которых осела в Саатлинском (5,2 тыс.), Сабирабадском (3,7 тыс.), Шемахинском (3 тыс.), Кубинском (2,2 тыс.), Дивичинском , Варташенском , Самухском , Шамхорском , Ханларском районах и городе Гянджа .

Азербайджанские власти всячески поощряли беженцев-месхетинцев переселяться в преимущественно армянонаселённый Нагорный Карабах , где к тому времени уже начался армяно-азербайджанский конфликт , что армянская сторона восприняла как целенаправленную попытку изменения демографической ситуации в регионе .

В феврале 1992 года во время массового убийства жителей азербайджанского города Ходжалы армянскими вооружёнными формированиями, вместе с азербайджанцами погибло несколько десятков турок-месхетинцев из числа обосновавшихся там беженцев .

В Азербайджане фактическая численность турок-месхетинцев намного превышает официальные данные. Причиной послужило то, что в Азербайджане часто турок-месхетинцев записывали как азербайджанцев . По данным общества турок «Ватан», в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как «турки» и «азербайджанцы» .

Из турок-месхетинцев происходят участники первой и второй Карабахских войн: Национальный Герой Азербайджана Искендер Азнауров ; Герой Отечественной войны — Мурад Афлатов и Батдал Байрахдаров — уроженец Губинского района Азербайджана .

Украина

Значительная группа турок-месхетинцев осела также в окрестностях Славянска на Украине, на территории Крестищенского сельского и Райгородского поселкового советов . Так же часть оселились в центральной и южной части Украины. В Одесской, Николаевской, Херсонской областей. 6 тысяч из них массово покинуло страну в 2015 году в ходе войны на Донбассе и переехало в Турцию.

Турция

В начале 1990-х годов Турция начала программу по приему месхетинских иммигрантов, с заселением их в бедные восточные районы страны, главным образом в Игдыр , где было размещено 150 семей. Это привело к напряжённой ситуации, вызванной недовольством компактно проживающего в этой зоне курдского населения , и программа была приостановлена. С середины 2000-х, не дожидаясь государственной помощи, тысячи турок-месхетинцев устремились в крупные города западной Турции: Бурсу , Анталью , Измир , Айдын , Балыкесир , Стамбул и Чанаккале , где многие из них обратились за десятилетней процедурой оформления гражданства . В декабре 2015 года Турция инициировала проект переселения 3000 турок-месхетинцев из окрестностей г. Славянска , Украина в г. Эрзинджан . В 2015 году в Турцию прибыло 1,6 тысяч месхетинских беженцев из Донбасса , которые были расселены в районе Узюмлю провинции Эрзинджан и районе Ахлат курдонаселённой провинции Битлис . Последнее вызвало недовольство местного курдского населения, усматривающего в этом попытку властей повлиять на демографическую ситуацию в регионе . На 2017 год в стране официально проживало около 80 тысяч турок-месхетинцев из СНГ . В реальности это число значительно больше, так как многие находятся в стране по туристическим визам, а то и вовсе нелегально. По мнению турецкого аналитика , в 2018 году в стране проживало от 100 тысяч до 200 тысяч месхетинских мигрантов , из которых до 2017 года получили турецкое гражданство 585 человек, к 2018 году — уже 24 тысячи человек, а к 2019 году — 30 тысяч . В преддверии выборов 2018 года министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил в ходе президентской кампании, что на очереди за гражданством стояло ещё 30 тысяч месхетинцев .

Россия

Расселение турок-месхетинцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Значительная группа месхетинских турок компактно осела в юго-западных районах Краснодарского края ( Абинский , Апшеронский , Белореченский и Крымский районы ) и юго-восточных районах Ростовской области ( Мартыновский , Сальский , Волгодонской , Багаевский , Весёловский , Семикаракорский , Зимовниковский и Целинский районы ). В Ростовановском сельсовете Курского района Ставропольского края составляют большинство населения (50,7 % по переписи 2010 года). Месхетинцы также составляют большинство (62,2 %) в селе Куян ( Кабардино-Балкария ). Имеют заметное представительство в Яшалтинском районе Республики Калмыкия (14,9 % по переписи 2010 года).

В ноябре 2013 года в Москве прошёл вечер памяти о трагической депортации месхетинских турок в 1944 году из Грузии в Среднюю Азию .

США

С февраля 2004 года, при содействии неправительственных российских правозащитных организаций и США , Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. На сентябрь 2005 года около 21 тысячи лиц подали заявления об участии в программе и 5 тысяч переехали в города Портленд , Филадельфия , Атланта , Ноксвилл , Уокешо , Кент : всего более чем в 60 городов Америки . На 2014 год только в городе Дейтон проживало 2,5 тысяч турок-месхетинцев . Большую работу взял на себя Комитет по правам человека из города Новороссийска. На данный момент программа приостановлена.

Грузия

22 июня 2007 года Парламент Грузии принял законопроект о репатриации месхетинских турок, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах XX века » . В соответствии с законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны были до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания, но количество одобренных властями Грузии заявлений на данный момент невелико .

Культура

Невеста турок-ахыска

Язык

Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка . Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого языка месхетинских турок, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов языковедов-тюркологов. Согласно такой теории считается, что язык месхетинских турок является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века . Как утверждают месхетинцы, входящие в прогрузинскую организацию «Хсна», словарный запас турок-месхетинцев на 30% состоит из картвельских (грузинских) слов .

До 85 % турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.

Для практической записи языка турок-месхетинцев часто употребляется кириллический алфавит. Так, в вышедшем в 2011 году словаре употребляется русский алфавит с добавлением знаков Ғ ғ, Җ җ, Ө ө, Ү ү, Ә ә . Другой вариант алфавита использован в пособии по основам ислама, вышедшем в Стамбуле в 2019 году — там использованы дополнительные буквы Ғ ғ, Қ қ, Ў ў, Ҳ ҳ .

Примечания

  1. Малик Мухлис Угли . Мы — турки из Ахальцхе . Культура, традиции, воспоминания очевидцев. — Изд. «Альтаир», 2014. — С. 88 с., 8 с. илл.. — ISBN 978-5-91951-186-1 .
  2. от 3 июня 2012 на Wayback Machine (Release Date: 10-05-2012)
  3. .
  4. , p. 21.
  5. Агеева, Р.А. . — Academia, 2000. — С. . — ISBN 5-87444-033-X .
  6. , p. 159.
  7. , p. 14: «Meskhetians are an ethnically heterogeneous group of peoples, including Islamicized Georgians, Meskhi Turks, Kurds, Turkmen, Khemshins and Karapapakhs.».
  8. Ayşegül Aydingün. (англ.) // Central Asian Survey. — 2002-06. — Vol. 21 , iss. 2 . — P. 185–197 . — ISSN . — doi : .
  9. , p. 320: «On 15 November 1944 Soviet authorities descended on the small Meskhetia region of southern Georgia along the Turkish border and gathered together a number of diverse ethnic groups whose only apparent similarity was their common exposure to strong Turkish influences and the Islamic religion.».
  10. , p. 4: «Meskhetian Turks are an ethnic group originally from Meskhetia, otherwise known as Meskheti, a region in modern-day Georgia.».
  11. : «Meskhetian Turk refugees have had to confront their own altered social meaning of home, as not being fully fixed in space and time. The particular circumstances of their ethnic group formation led to an identity which was deterritorialized. Meskhetian Turks, who are really descended from a number of Muslim groups in southern Georgia, became an identifiable group only after the 1944 deportation.».
  12. , p. 22.
  13. , p. 170: «The Meskhetian, or Ahiska Turks are a people whose ethnic origins are debated. They are either seen as Turkified Georgians, or related to Turks or Azeris».
  14. Goran Grgić. Ethnic conflict in asymmetric federations : comparative experience of the former Soviet and Yugoslav regions. — Abingdon, Oxon, 2017. — С. 170. — ISBN 978-1-134-82112-9 .
  15. , p. 457: «The ethnic origins of the Meskhetian Turks, sometimes known as Ahiska Turks, is still debated, since some of them claim to be Turkified Georgians and others identify themselves as ethnic Turks».
  16. , p. 2.
  17. Аккиева С.И. Турки-месхетинцы в КБР: демографическое и этнокультурное развитие. — Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2016. — С. 21. — 92 с.
  18. Осипов А. Г. О происхождении месхетинцев // Археология и этнография понтийско-кавказского региона. — 2013. — № 1 . — С. 107-155 .
  19. , p. 15.
  20. Bilge, H. N. . — 2012. — С. 10. 13 августа 2022 года.
  21. , p. 163.
  22. , p. 120.
  23. , p. 121.
  24. , p. 160.
  25. George Sanikidze, Edward W. Walker. (англ.) . — 2004. — P. 16. 2 марта 2022 года.
  26. Артур Цуциев, пер. Nora Seligman Favorov. Atlas of the ethno-political history of the Caucasus (англ.) // Yale University Press. — 2014. — P. 15 . — ISBN 978-0-300-15308-8 .
  27. Малик Мухлис Угли . Мы — турки из Ахальцхе. Культура, традиции, воспоминания очевидцев. — Альтаир, 2014. — С. 88 с., 8 с. илл.. — ISBN 978-5-91951-186-1 .
  28. Елена Малиновская. . День kiev.ua (5 ноября 2004). Дата обращения: 14 мая 2015. 18 мая 2015 года.
  29. www.soldat.ru. Дата обращения: 16 ноября 2019. 23 августа 2011 года.
  30. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . «Мемориал».
  31. от 8 октября 2019 на Wayback Machine . «Мемориал».
  32. Эльмира Ахундова. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . 6 июня 2019 г.
  33. . Дата обращения: 16 ноября 2018. 17 ноября 2018 года.
  34. (азерб.) Севиль Пириева. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . Баку: Эльм, сс. 39—40.
  35. Anatoly Khazanov «After the USSR: Ethnicity, Nationalism and Politics in the Commonwealth of Independent States», page 207. University of Wisconsin Press, 1995
  36. . Дата обращения: 3 декабря 2009. Архивировано из 18 января 2017 года.
  37. . Дата обращения: 9 июня 2019. 22 июня 2006 года.
  38. . www.demoscope.ru. Дата обращения: 16 ноября 2019. 21 августа 2013 года.
  39. . Дата обращения: 9 августа 2022. 23 апреля 2021 года.
  40. . Дата обращения: 19 ноября 2021. 19 ноября 2021 года.
  41. . Дата обращения: 19 ноября 2021. 19 ноября 2021 года.
  42. (укр.) . Сайт города Славянска (23 мая 2019). Дата обращения: 16 ноября 2019. 9 июня 2019 года.
  43. Fehim Tastekin. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . Al-Monitor. 13 июня 2018 г.
  44. . Дата обращения: 16 ноября 2019. 2 апреля 2016 года.
  45. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . Исполнительная власть провинции Эрзинджан.
  46. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . «Миллийет». 1 июня 2016.
  47. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . Rûdaw. 5 июня 2016 г.
  48. Ugur Aslanhan. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . «Анадолу». 5 ноября 2017 г.
  49. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . «Хюррийет». 23 января 2019 г.
  50. от 9 июня 2019 на Wayback Machine . Haberturk. 3 июня 2018 г.
  51. . СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . council.gov.ru. Дата обращения: 15 апреля 2013. 14 июля 2023 года.
  52. . Научное Общество Кавказоведов . www.kavkazoved.info/. Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано из 8 апреля 2016 года.
  53. . ИНТЕРКАВКАЗ . www.interkavkaz.eu. Дата обращения: 16 ноября 2019. Архивировано из 2 января 2017 года.
  54. от 14 августа 2020 на Wayback Machine . Dayton Business Journal. 25 апреля 2014 г.
  55. , p. 25.
  56. В. И. Рассадин. Краткий турецко-месхтинско-русский словарь. — Элиста: Калмыцкий гос. университет, 2011.
  57. А. Уйсал. . — Истанбул, 2019. — ISBN 978-605-302-478-1 .

Литература

на русском языке
  • Турки-месхетинцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • Аккиева С.И. Турки-месхетинцы в КБР: демографическое и этнокультурное развитие. — Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2016. — 92 с.
  • Гаджиев А. (недоступная ссылка)
  • Гаджиев А. // IRS Наследие. — 2007. — № 26. — С. 8—17.
  • Гаджиев А. На чужбине. Этническая культура ахалцихских (месхетинских) турок. Б., 1992
  • Симоненко В. А. / Диссертация. Краснодар: КубГУ , 2002.
  • Симоненко В. А. // Грани 2002: Ежегодник факультета истории, социологии и международных отношений. — Краснодар, 2002. — С. 163—169.
  • Юнусов А. Месхетинские турки: дважды депортированный народ. — Баку : Заман, 2000. — 164 с.
на других языках
  • Asif Hacılı . B., 1998 (недоступная ссылка)
  • S. Enders Wimbush, Ronald Wixman. (англ.) // Canadian Slavonic Papers. — 1975. — Vol. 17 , iss. 2-3 . — P. 320–340 . — ISSN . — doi : .
  • Nekrich A. The Punished Peoples: The Deportation and Fate of Soviet Minorities at the End of the Second World War. New York: W. W. Norton, 1978 ( ISBN 0-393-00068-0 ).
  • Swerdlow S. // Bulletin: Anthropology, Minorities, Multiculturalism. — Krasnodar, 2004. — № 5. — С. 5—26.
  • Ossipov, Alexander (1995). "Ideological environment and identity of some Moslem groups". Global Bioethics (англ.) . 8 (4): 159—165.
  • Valeri Modebadze. Historical background of Meskhetian problem and major obstacles to the repatriation process // IBSU Scientific Journal. — 2009. — Т. 3 , вып. 1 . — С. 113–128 . — ISSN .
  • Anatoly M. Khazanov. Meskhetian Turks in search of self‐identity (англ.) // Central Asian Survey. — 1992. — Vol. 11 , iss. 4 . — P. 1–16 . — ISSN . — doi : .
  • Stephen F. Jones. // Refuge: Canada's Journal on Refugees / Refuge: Revue canadienne sur les réfugiés. — 1993. — Т. 13 , вып. 2 . — С. 14–16 . — ISSN .
  • Nurhayat Bilge. Refugee Identities: Ethnicity as a Communicative Process (англ.) // Journal of Intercultural Communication Research. — 2018. — Vol. 47 , iss. 3 . — P. 226–242 .
  • K. Ray. (англ.) // Journal of Refugee Studies. — 2000. — Vol. 13 , iss. 4 . — P. 391–414 . — ISSN . — doi : .
  • Steve Swerdlow. Understanding Post-Soviet Ethnic Discrimination and the Effective Use of U.S. Refugee Resettlement: The Case of the Meskhetian Turks of Krasnodar Krai // California Law Review. — 2006. — Т. 94 .
  • Svante E. Cornell. Small nations and great powers : a study of ethnopolitical conflict in the Caucasus. — Richmond, Surrey, England: Curzon, 2001. — ISBN 0-7007-1162-7 .
  • Council of Europe. . — Strasbourg : Council of Europe Publishing, 2006. — ISBN 9789287157546 .
  • Alexander Mikaberidze. MESKHETIAN TURKS // Historical dictionary of Georgia. — Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2007. — С. 456-459. — ISBN 978-0-8108-5580-9 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Турки-месхетинцы