Выстрел в спину (монумент)
- 1 year ago
- 0
- 0
Легенда об ударе ножом в спину ( нем. Dolchstoßlegende ) — теория заговора , объяснявшая поражение Германии в Первой мировой войне обстоятельствами не военного, а внутриполитического характера. Согласно этой легенде, германская армия вышла непобеждённой с полей сражений мировой войны, но получила «удар в спину» от оппозиционных «безродных» штатских на родине. Антисемиты при этом увязывали «внутренних» и «внешних» врагов империи с еврейским заговором . Легенда зародилась в националистических и консервативных кругах Германии , была поддержана и пропагандировалась представителями высшего военного командования страны и перекладывала вину за поражение в войне с армии на ту часть немецкого общества ( социал-демократы , коммунисты , евреи ), которая в военные годы критиковала правительство и армию, осуждала войну, солидаризировалась с забастовочным движением и не демонстрировала патриотических настроений.
Легенда об ударе ножом в спину использовалась идеологами Немецкой национальной народной партии , Народного движения и других правых экстремистских организаций и партий в пропаганде во время Ноябрьской революции , против Версальского договора , левых партий, первых правительственных коалиций Веймарской республики и Веймарской конституции . Легенда об ударе ножом в спину вошла в историю Новейшего времени как пример сознательно сконструированной фальсификации истории и идеологии оправдания военной и национально-консервативной элит кайзеровской Германии и стала благодатной почвой для расцвета национал-социалистической идеологии .
«Непобежденность» германской армии была впоследствии в какой-то мере признана такими компетентными лицами как, например, английский генерал Ф. Морис (Frederick Barton Maurice), написавший в 1919 году книгу о последних четырёх месяцах войны на Западном фронте (The Last Four Months). В книге Морис указывает на техническую невозможность разгрома германской армии осенью 1918 года и последующего быстрого продвижения союзных войск к немецкой границе и вглубь территории Германии. Дело в том, что при его дальнейшем развитии Стодневное наступление союзников физически не смогло бы получить и доли потребного тылового обеспечения вследствие уже достигнутой предельной пропускной способности французской железнодорожной сети, полного разрушения транспортной инфраструктуры в зоне боев и методичного её уничтожения или минирования немцами при их отступлении.
«С учётом такой ситуации на фронте, сложившейся к подписанию перемирия и сохранявшейся после него, было очевидно, что масштабное и быстрое продвижение бельгийской, английской, французской и американской армий к р. Маас и далее, которое могло бы обеспечить полное уничтожение германских армий и завершить войну колоссальным Седаном , просто исключалось из рассмотрения…
Фактически, продолжение боевых действий после 11 ноября очень скоро потребовало бы остановить союзные армии между голландской границей и р. Маас и ждать восстановления тыловых дорог и железнодорожных путей и возобновления нормальной работы системы снабжения. То есть, оказалось бы необходимым дать врагу передышку, которая позволила бы ему восстановить хотя бы некий порядок в своих рядах и организованно отступить к Маасу, где он смог бы занять очень сильные позиции на гораздо более коротком фронте. Это означало бы необходимость проведения ещё, как минимум, одного крупного сражения и стоило бы нам очень многих жизней» .
Таким образом, несмотря на то, что после неудачного завершения Весеннего наступления германская армия окончательно лишилась возможности победить в войне, контрнаступление союзников вовсе не привело к её разгрому, тем более что к моменту заключения перемирия немцы стояли на территории своих противников, а столицу Германии от фронта отделяло более 700 км.
Все это позволило Ф. Эберту сказать, обращаясь к возвращающимся домой немецким солдатам, что они не были повержены врагом ( kein Feind hat euch überwunden! ) и вернулись с поля боя непобежденными ( sie sind vom Schlachtfeld unbesiegt zurückgekehrt ). Последняя фраза в её сокращенном варианте — «Непобежденные на поле боя» ( Felde unbesiegt) — стала полуофициальным девизом Рейхсвера .
Другой причиной популярности легенды была деятельность т. н. « Циммервальдского движения », участники которого призывали к принуждению правительств воюющих стран к миру путем классовой борьбы. Некоторая часть населения Германии воспринимала такую деятельность немецких социалистов и социал-демократов, составлявших почти четверть участников Циммервальдской конференции, как предательство национальных интересов.
Метафора об «ударе ножом в спину» была использована впервые в статье в « Новой цюрихской газете » ( нем. Neue Zürcher Zeitung ) от 17 декабря 1918 года. В ней цитировалось высказывание британского генерала сэра в интервью британской газете :
Что касается германской армии, то общее мнение можно выразить в следующих словах: удар в спину ей нанесло гражданское население.
Эту версию происхождения выражения в ноябре-декабре 1919 года подтвердили оба генерала из командования германских войск — Эрих Людендорф и Пауль фон Гинденбург . В своих воспоминаниях Людендорф упоминает о якобы состоявшейся в июле 1919 года беседе с генералом Нейлом Малкольмом ( англ. Neill Malcolm ), в которой он объяснял британцу причины поражения Германии, а Малкольм переспросил: «Вы имеете в виду, что вас ударили ножом в спину?». Гинденбург в своих показаниях комитету по расследованиям рейхстага также утверждал, что английский генерал сказал: «Германской армии нанесли удар в спину».
Немецкий историк Борис Барт обнаружил следующее высказывание депутата рейхстага Эрнста Мюллера-Мейнингена, который 2 ноября 1918 года на встрече, организованной в мюнхенской пивной « Лёвенбройкеллер » , призывал революционно настроенную аудиторию к стойкости:
Пока держится передовая, наша обязанность на родине, чёрт возьми, — стоять до конца. Нам будет стыдно перед нашими детьми и внуками, если мы рухнем на спину фронта и воткнём в него нож.
Образ ножа в спину восходит к эпизоду смерти Зигфрида в « Песне о Нибелунгах ». Эту ассоциацию в 1920 году в своей книге «Из моей жизни» ( нем. Aus meinem Leben ) подтвердил Гинденбург.
В 1925 году публицист социал-демократического лагеря Пауль Николаус Коссман и возглавляемый им журнал Süddeutsche Monatshefte , является вздорной и клеветнической. Коссман подал на Грубера в суд. Процесс привлёк широкое общественное внимание, в качестве свидетелей на нём выступили некоторые ведущие политики, в частности, Густав Носке и Филипп Шейдеман . В итоге Коссман выиграл дело: Грубер вынужден был заплатить 3000 рейхсмарок штрафа, а в общественном мнении укрепилась мысль о том, что справедливость версии о предательстве подтверждена решением суда.
заявил, что легенда об ударе ножом в спину, справедливость которой отстаивал правоконсервативный публицист